Публикация этого блога навеяна многочисленными темами нашего форума, пестрящими грустными историями семейных отношений, когда женщина, выходя замуж, очень быстро попадает в зависимость. И речь в принципе не о финансовом положении, мы ведь не в пещерах живем, и мамонта в нашем обществе женщины таскают домой ничуть не реже, чем мужчины. Речь, скорее, о стереотипах сознания, когда общество упорно втолковывает, что за мужчину надо держаться руками и ногами, взвалив на себя всю ответственность за отношения и работая над ними в одиночку.
Я вот как-то категорически не согласна с такой позицией и даже не из оголтелого феминизма, а просто потому, что уверена, что такой подход развращает всех участников отношений: того, кто трудится, того, кто этим пользуется, и тех, кто на это смотрит. А смотрит кто? Правильно, смотрят дети, запоминая это как нормальную модель отношений. Динамика общественного сознания – штука медленная. Примером тому может служить опять же моя любимая литература. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как строятся женские образы? Мне вот по долгу профессии приходилось, и выводы об этом фундаменте у меня сложились очень даже грустные, хотя и несколько объясняющие крепость современных общественных стереотипов. Посмотрим вместе?
Женские образы традиционно называют украшением русской классической литературы, светом, озаряющим лучшие произведения, переведенные на все языки мира и по праву названные перлами мировой литературной сокровищницы. И вправду, речь идет прямо-таки о бриллиантах нравственности и порядочности, стойкости и скромности, верности и доброты. Однако при всем богатстве выбора этих самых женских персонажей четко прослеживается отсутствие какой-либо эволюции. Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Катерина Кабанова и многие другие объединены несколькими главными и, на мой взгляд, тревожными чертами образа: готовностью жертвовать и трагическими судьбами. И даже те из них, кто осмеливается на некий внутренний бунт, непременно раскаиваются и обретают свое законное, но зато высоконравственное несчастье. Да и преступный бунт при ближайшем рассмотрении оказывается всего-навсего робкой попыткой отстоять внутреннюю потребность любви. Той самой любви, которую, как умиленно описывают бородатые классики, женщине суждено нести в мир. Тому внутреннему свету, который, по их словам, наделен единственно верной созидательной силой. Женщина рождена для любви, ее глаза светятся только в любви, ну и далее по любому великому классическому и зацитированному тексту. Ну что ж, давайте посмотрим, что же на самом деле ждет в русской классической литературе женщину, осмелившуюся полюбить.
Татьяна Ларина – общепризнанный идеал русской женщины, воплотивший в себе красоту нравственного чувства, причем в народном его исполнении. После онегинской отповеди о семейных идеалах, она выходит по настоянию родных замуж за генерала, делая выгодную (для ее родных) партию. Но, встретив Татьяну в новом качестве, Онегин немедленно влюбляется и просит ее о взаимности. Героиня любит его чуть ли не сильней, чем прежде, но ее ответ - нравственный урок, для Онегина оказавшийся едва ли не важней надежд на личное счастье: «Но я другому отдана, и буду век ему верна…» Честь супруга на высоте, родные могут наслаждаться комфортом и положением в свете, Евгений обретает нового себя. А как же Татьяна? По дворянским понятиям она вполне могла бы решиться на адюльтер. Это было немного зазорно, но в целом, вполне терпимо. Особенно, если без шума и огласки. Но героиня воспитана няней, привившей крестьянские понятия о девичьей чести: до свадьбы – выбирай, ищи, а после клятвы «перед Богом и людьми» - грех. И теперь впереди жизнь с нелюбимым пожилым человеком, без материнства, в шелухе ненужного ей блеска высшего света. Критика в восторге, Татьяну нарекают первой «национальной» героиней и, в общем-то, верно. Этим образом открывается галерея несчастных русских женщин.
Еще более трагичный образ Катерины Кабановой из пьесы Островского «Гроза». Истинно верующая женщина совершает самый страшный по христианским меркам грех – самоубийство. Мотив очевиден: невозможность любить открыто и жить с любимым человеком делает ее настолько грязной в собственных глазах, что душа ее стремится очиститься даже таким страшным способом. На поступок ее толкает не столько мнение окружающих и мерзкое поведение родных, сколько требование любимого пожертвовать своим чувством. По нравственным меркам, кстати, она никому не изменяет: с мужем (с говорящим именем Тихон) они живут дружно, правда без любви, но и без вражды, а вообще супругом да и всем домой заправляет свекровь, с которой Катерина отнюдь не венчалась. Итог: в семействе Кабановых скандал будет потушен, потревоженный Калинов вскоре вновь заболотится, Борис уедет по торговым делам и утешится с новой возлюбленной, а Волга сомкнет свои волны над телом несчастной женщины, запятнавшей себя потребностью любви. Теперь, когда она уже точно не будет счастлива да и вообще, «не будет», она отчасти прощена.
Женские образы Толстого также сводятся к нравственному знаменателю, обязательному для русской женщины. Наташей он откровенно любуется лишь в моменты ее растворения в семье и муже. Забыт свет, балы, танцы, уроки пения и азартная охота, мечты и желания. Лицо Наташи светится от разглядывания пятен на детской пеленке, и она буквально награждена автором таким финалом за то, что выбрала все тот же путь – жертвенность. Она боготворит Пьера, но не как любимого мужчину, про любовь тут и речи нет. Это мудрый опекун, отец детей, общественный деятель и т.д. Ну а что может ждать героиню, осмелившуюся полюбить, да еще и отстаивать свою любовь - известно. Здесь женщину не помилует и альтруист Толстой. Пример тому – Анна Каренина. И это, заметьте, положительные персонажи. Про отрицательные, типа Эллен, лучше и не упоминать. У некоторых писателей жертвенность тесно сопряжена с откровенным унижением. Ярчайший пример – Сонечка Мармеладова. Ее падение – кусок хлеба для голодных детей, но именно этот путь делает ее столь привлекательной для Достоевского. Только познавшая глубину грязи, боли и унижения имеет право на счастье. Какое? Ну, конечно же, пожертвовать собой ради любимого! И Сонечка продолжает вести к свету Раскольникова, запутавшегося в закоулках собственной души.
Здесь же и Лиза Калитина, ушедшая аж в монастырь, чтобы не соблазнять любимого человека правом на счастье вдвоем. Девушка навеки расстается с миром только от того, что избранник ее слаб и не способен вырвать их судьбу из рук отвратительной жадной, идущей по головам женщины, в которой однажды ошибся.
Эти судьбы можно перечислять вечно. Они одинаковы в своей несчастливости и застыли в неподвижной верности нравственному идеалу. Если женщина не хочет ему соответствовать, она будет жестоко осуждена и наказана. Однако если женщина несчастлива в реальном мире, то это говорит лишь о том, что это мир плох и несовершенен. Литературные образы всего лишь зеркало, отражающее общественное мировоззрение, тесно связанное с церковным, представляющим женщину как темную, инстинктивно-чувственную натуру, просветляющуюся под воздействием идеала, (в 19м веке Христа, в 20м – идеи революции, ну и всегда – любовью к мужчине). Иногда, под влиянием других идей, как будто забываясь, писатели дают своим женским персонажам право на изначальную, природную чистоту и нравственность. Так, в «Отцах и детях» простота понимания Базаровым любви как сексуальной потребности, инстинкта размножения, искренне оскорбляет простушку Фенечку. Оказывается, нравственность у нее есть от природы, а не втолкована книжками и гувернантками. Но в классике это скорее случайность, чем правило. И заметьте, Истина, открывается героям именно через любовь к женщине. Так ищущие находят себя и смысл всего: Раскольников – в Соне, Онегин –в Татьяне, Пьер- в Наташе, Мастер – в Маргарите. Рецепт мужского счастья и развития прост – нужно всего лишь найти себе готовую жертвовать собой женщину. Кстати о Маргарите. На первый взгляд, она, казалось бы, разрушает сложившуюся концепцию идеального женского характера. Или хотя бы не вмещается в нее. Маргарита счастлива с Мастером, ее бунт и не бунт собственно, (недаром она не хочет вредить мужу), а просто то, что случилось внезапно: любовь, которая «выскочила из-под земли, как убийца в переулке…и поразила … обоих».
Однако любовь героев находится опять-таки вне семейного круга, «ячейки общества» , противостоит государственному тоталитарному пониманию семьи , «испорченной квартирным вопросом». И поэтому должна быть разрушена любой ценой. Борясь за возвращение Мастера, Маргарита, казалось бы, борется за свое счастье: «Я хочу, чтобы мне сейчас, немедленно, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера!» Это, безусловно, говорит любящая женщина, которая отстаивает свое право на любовь любым способом. И бал у Сатаны больше похож не на жертву, а на сделку, в которой обе стороны получат равножелаемое. Но сломанный Мастер никак не может поверить и принять новое положение дел, и из уст Маргариты звучит: «ах ты, маловерный…человек…я ИЗ-ЗА ТЕБЯ тряслась всю ночь нагая….»Упрек-признание? А далее логическое продолжение - Маргарита уговаривает любимого принять судьбу, подаренную Воландом: сумеречными вечерами под романтическими вишнями тихого сада она будет хранить ЕГО покой под музыку Шуберта. Образ Маргариты необычайно сложен, наследует целый ряд образов мировой истории и литературы от тихой Гретхен до властной королевы Наваррской, кроме того, он вписан в метафизическую концепцию романа, в религиозно-мистическую и философскую одновременно. Образ этот настолько многозначен, что практически неподсуден ни литературно, ни обывательски. Недаром Маргарита - единственная, кто не имеет двойника в мифологическом дне романа. И тем не менее мотив жертвенности неистребим даже сознанием великого Булгакова.
Сила и красота как готовность отказа от личного счастья, как готовность пожертвования, неразделимы в женских литературных характерах. Отчасти это связано с вполне реальным униженным положением, в котором находились российские женщины, отчасти прочненько проживает в менталитете, внутренне не готовом по-настоящему отойти от церковных и домостроевских идеалов. И тревожит здесь даже не потребность мужчины в непременной жертве со стороны женщины, воспринимаемой как норма и залог успешного для мужчины союза, а скорее готовность женщины соответствовать нежизнеспособным идеалам, придуманным обществом, которого давно уже нет. Все это возведено в бесспорную классику и втолковывается нашим детям с рождения. Здесь бессмысленны громкие слова феминисток и торжественные восьмимартовские уверения. Сдвиги в сознании общества происходят либо веками, либо в результате потрясений, за которыми тысячи загубленных жизней. И платить такую цену будут опять женщины. Как тут не согласится с Пушкиным: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Причем большинство мужчин не то что ждут жертвенности от партнерши, они её требуют! Примеров масса.Девочка учится на бюджете, 2 курс, мальчик на контракте, 5 курс, учатся в разных городах. Догадайтесь с одной попытки, кто куда должен переехать?