Есть еще одно, на чем мне бы хотелось остановиться более подробно. Когда ваш ребенок пойдет в первый класс, он неминуемо столкнется с заданием вести
читательский дневник. Поскольку родители зачастую не представляют себе, в чем смысл этого задания и как его нужно выполнять, то и школьник быстро встанет в тупик, а задание будет внушать тихое отвращение.
Между тем, упомянутый дневник вовсе не изобретение злобных методистов, снедаемых желанием измучить детей и родителей до полного изнеможения. Он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, приучить искать и находить причину и следствие, отделять главное от второстепенного. Изначально задача читательского дневника – это научить ребенка пересказу, и заодно контроль за тем, как он понял текст. Однако я уверена, что если использовать возможности задания по максимуму, то можно добиться неизмеримо более богатых результатов.
Основной проблемой наших взрослых школьников при написании пресловутого ЕГЭ является вовсе не орфография и пунктуация. На владение и применение озвученных навыков можно натаскать практически любого - это вопрос времени и выбора методики. Самой большой трудностью является работа с текстом, в частности, написание эссе. Впрочем, когда экзаменационной формой было сочинение, проблемы были те же самые. Так что, не в форме дело, а как всегда в сути. Так вот, при написании этого самого жанра с малоприличным названием необходимо сделать следующее: выделить главную мысль автора, выделить из текста аргументы, его подтверждающие, а затем прокомментировать собственным мнением, подкрепленным, опять же, собственными аргументами. Сакральный и экзистенциальный ужас начинается уже с поиска главной мысли автора. Между тем, это один из важнейших критериев оценки работы. Если этот этап худо-бедно проходится, то следующий – комментарий с собственными аргументами – оказывается настоящей засадой. На мой взгляд, объясняется это целым рядом причин. Во-первых, школьников практически не учат
анализу текста как таковому. Во-вторых, комментировать требуется не просто мнением, а сформулированной позицией и обязательно с аргументами. Главная же сложность здесь в том, что эссе – жанр специфический вообще, а в школьном варианте предполагает рассуждение на этическую, нравственную тему. Поговорить надо о том, что такое хорошо и что такое плохо. А у наших подростков мало того, что с нравственными критериями и ориентирами вообще сложно, так еще и личного опыта нравственного нет. И тут мы возвращаемся к уже звучавшей мысли: не читавший книги подросток НЕ может понять, чего тут этот автор текста разоряется. Чего ему не нравится-то? Попытка вывести на литературный либо хотя бы кинематографический опыт тоже не увенчивается результатом. Не могут дети, не привыкшие беседовать и рассуждать о чужих и своих эмоциях, выделить и сопоставить их. А как будет ясно излагать тот, кто не созрел ясно мыслить? Замкнутый круг просто…
Между тем, изменить ситуацию можно. Особенно, если заниматься этим как можно раньше. Идеально с детства. И
читательский дневник кажется мне великолепным выходом.
Первое правило его написания – разговаривать с ребенком. Чем подробнее вы обсудите прочитанное, тем легче будет писать. Для начала стоит обозначить сюжет и главных героев. Помочь отделить главных от второстепенных можно нехитрыми наводящими вопросами: «Кто из героев действует от начала до конца книги?» «Чьи действия самые важные?» « Без кого рассказ не был бы написан?» «Какого героя нужно убрать, чтобы серьезно изменились события?» То же самое нужно проделать с отбором событий, как для пересказа, так и для анализа: «Какие события важные, а какие нет?» Идеально, чтобы ребенок сам порассуждал на эти темы. Затем нужно постараться вместе с ребенком связать события и повороты сюжета своими словами. Первую запись нужно обязательно сделать в черновик. Дело не столько в удобстве учителя, сколько в психологическом спокойствии ребенка, который не будет бояться сделать ошибку, помарку или нелогично составить предложение. Характеристики главных героев тоже нужно определить в ходе беседы, связав их с поступками и событиями. Последним абзацем по рекомендациями педагогов должно идти несколько предложений, выражающих отношение ребенка к прочитанному. Ну, то есть, интересно ли было, понравилось ли, что именно понравилось.
Другой проблемой, портящей впечатление даже от интересно написанной работы, является ее речевая грамотность. Это тоже один из критериев оценки экзаменационных работ. Проблема эта большая, разнообразная, остановимся на одном из моментов, не требующем титанических усилий по ее устранению. Речь идет о повторяющихся словах. Бесконечное «он», относящееся непонятно к кому и чему, бедность синонимов – наверное, многим родителям школьников знакома эта ситуация.
Как помочь ребенку:
1. Заведите
специальную страничку для синонимических рядов. Обозначьте слово, например, «автор» и вместе с ребенком подберите к нему максимум синонимов, можно со словарем («писатель, создатель, романист, рассказчик» и т.п.) Составьте примерный список таких, часто встречающихся слов и запишите синонимические ряды ко всем. Приучите ребенка каждый раз после написания текста проверять его на повторяющиеся слова и заменять их подходящими из имеющихся рядов.
2. Объясните ребенку значение понятия «местоимение». Это может выглядеть примерно так: само слово «местоимение» означает «вместо имени», а это означает, что сначала надо назвать это имя, обозначить, о ком идет речь, и уж потом можно употребить «он, она». В противном случае, может получиться, что смысл предложения будет сильно изменен либо вовсе потерян. Обязательно продемонстрируйте на примере, желательно смешном.
3. При обсуждении прочитанного просите ребенка подобрать сравнение, спрашивайте, на что похоже то или иное явление, проводите аналогии по различным признакам. Например, «белый, как снег», «зеленый, как трава», «высокий, как небо», «веселый, как дети». Потом можно усложнять задачу.
4. Обязательно приучите ребенка вслух читать написанное им. Именно так ярче всего видно качество работы: речевая грамотность, стилистическая выдержанность, логическая последовательность предложений. И, конечно, обязательно слушайте его и хвалите.
5. Ну и последний пункт, не требующий особой подготовки, но едва ли не самый важный. Обязательно подбадривайте ребенка, но без сравнений с успехами или неудачами других. Отмечайте собственный путь ребенка, подчеркните, что прогресс очевиден и этот вид работы получился сегодня лучше, чем вчера.
Продолжение следует...
Начало