Дальнейшие этапы чтения даются, как правило, труднее, потому что ребенок уже знаком с другими информационными носителями, знает больше вариантов занятий и предпочтет те, которые требуют меньше усилий. И вот здесь, наверное, начинается самое трудное.
В весьма уважаемом мною методе Монтессори рекомендуется не просто читать с ребенком книгу, но и обязательно обсуждать прочитанное, как говорится, « не отходя от кассы», причем делать это не нравоучительно, а в форме беседы, делая паузы после отдельных эпизодов. Во-первых, внимание в этом возрасте долго не концентрируется и его необходимо поддерживать. Во-вторых, видя ваш интерес к прочитанному, ребенок тоже активизирует свой.
А в-третьих, поговорив о том или ином эпизоде, вы поможете малышу лучше понять содержание, уложить его в своем сознании неким кирпичиком для будущего дома, называемого развитием, кругозором, эрудицией. Это может выглядеть примерно так. Прочитав некий эпизод, вы спрашиваете ребенка, что он думает о поступке того или иного персонажа, просите объяснить свою мысль, вспомнить, были у ребенка в жизни такие случаи или у его друзей, или в других книгах и мультфильмах, высказываете свое мнение. В дальнейшем задачу можно усложнить и попробовать порассуждать на тему того, зачем автор привел в книгу такого персонажа, дал ему совершить такой поступок и к чему это привело. Это будет великолепной подготовкой к навыкам литературного анализа, которому в школе практически не учат, зато на печально известном ЕГЭ только и требуют. Еще лучше будет, если вы постараетесь приводить аналогии из жизни и вместе обсуждать сходство ситуаций.
Из своего опыта могу сказать, что мне очень помогало как-то подготовить ребенка к новой книге, особенно большой. Ну, например, перед сказками Бажова сводить ребенка в камнерезный музей. Мы с ним познакомились в Екатеринбурге, но в Уфе его можно заменить геологическим, а работы из малахита увидеть в виде репродукций и фотографий знаменитых изделий. А перед рассказами Бианки сходить в музей Леса, побывать в зоопарке и побродить по лесу настоящему, внимательно приглядываясь деревьям, норам, следам и т.д. И тогда при чтении ребенок не раз перебьет вас со словами: «Ой, мама, а помнишь, мы видели…»
Отбор литературы – дело просто головокружительное в силу очень многих причин. Как уже упоминалось, далеко не все из советской детской литературы подойдет нашим детям, во-первых, по причине утраты актуальности реалий (ну нету сейчас пионерской организации и острой борьбы со шпионами и кулаками), а во-вторых, по педагогическим соображениям. Помните популярнейший рассказ «Чук и Гек»? А эпизод, как храбрые братья прогнали со двора камнями случайно зашедшую собаку, тоже помните? Собака ничего не сделала мальчикам, но порцию камней немедленно получила. Вооот. Ну а чего ожидать от автора, прославившегося своей жестокостью по отношению к своим и чужим, шестнадцатилетнего мальчишки, которому доверили командовать полком? Что он успел пережить в эти 16, если только озлобиться, да до такой степени, что собственное командование отстранило его именно за невероятно жесткие расправы над населением, не говоря уже о пленных? Что мог заложить этот автор в свои произведения? И что, как с пресловутым 25 кадром, запомнит ваш ребенок? Вот как-то так…
Все это совсем не означает, что всю советскую литературу надо отринуть. Отнюдь. Я лишь думаю, что ее надо фильтровать. Великолепные произведения Волкова, серия «Волшебник Изумрудного города», книги В. Носова о Незнайке и некоторые рассказы, рассказы В. Драгунского, мир животных в произведениях Бианки и Паустовского. Иными словами, я бы предпочла знакомить ребенка с неполитизированными книгами, в которых речь идет о том, что такое хорошо и что такое плохо, через примеры сверстников или волшебных персонажей, но близких по возрастным проблемам и переживаниям, вместе открывать невероятно богатый мир природы, погружать в тайны истории и мифологии.
Примерно такой же подход можно и нужно исповедовать с зарубежной детской литературой. Сказки Андерсена чудесны, полет фантазии и нежность к миру этого автора просто завораживают. Кто-то из исследователей сравнил талант Андерсена со способностью «увидеть жемчужину даже в сточной канаве». Однако и на него временами нападала хандра, связанная с тяжелыми событиями его жизни. И это тоже отражалось в его творчестве, как, например, в сказке «Лен», хотя в целом они отражают светлую душу автора, его стремление увидеть красоту жизни. Из сказок Родари мне ближе всего «Чипполлино», остальные смущают меня беззастенчивой политизацией. Сельма Лагерлеф, Туве Янсон, несравненная Астрид Линдгрен. Кстати, если будет возможность побывать в Швеции, не упустите поход в музей Линдгрен. Увидеть своими глазами Карлсона, и вправду живущего на крыше, получить полную свободу бегания и лазания на вилле Пеппи, сыграть роль в спектакле по какой-нибудь сказке шведской писательницы – это незабываемое впечатление и развитие для ребенка. А перед тем, как познакомить ребенка с Толкиеном и его сказкой «Хоббит или туда и обратно», можно заглянуть в мифологическую энциклопедию и прочитать о гномах и эльфах, драконах и гоблинах. А потом сравнить с теми образами, которые рисует нам Толкиен, и вместе подумать, как изменились образы в книге и почему.
Не стоит слепо полагаться на возрастной ценз, хотя и сбрасывать его вовсе со счетов тоже не надо. Многие произведения детской литературы оценивались довольно давно, с тех пор возраст эмоциональной зрелости, особенно школьный, слегка изменился. Если вы постоянно читаете и разговариваете со своим ребенком, то, лучше, чем кто-либо, сможете подобрать то, что придется ему по душе и по его возрасту.
Продолжение следует
Начало