• Блог
Воспитание 253 читателя
• 

Как хорошо уметь читать…Часть 2. "Сказка – ложь, да в ней намек…"

Вообще, идеально раскрывать мир книги с детства. Психологи утверждают, что начинать чтение нужно с народных сказок, причем со сказок того народа, к которому принадлежит ребенок. Это связано с тем, что сказки одновременно являются первым знакомством малыша с миром, в котором ему предстоит жить, и вековым опытом народа, но в первую очередь, опытом того, как переживать ситуации и справляться с ними. И лучше знакомить его с менталитетом и опытом того народа, к которому он принадлежит и с которым собирается жить. Затем рекомендуется переходить на сказки других народов, чтобы расширить свой опыт.



В разное время появлялись (да и сейчас есть такие психологи и педагоги), настаивающие на вреде сказок, как жестоких и развращающих примерами результата волшебством, без труда. Особенно часто они появлялись во времена каких-либо серьезных перемен и глобальных перестроек. Последний основательный расцвет таких "теоретиков" был во время становления советского государства, которое во всех своих областях проводило политику новой идеологии. Последователи новой теории отчаянно травили детских авторов. Что из этого вышло, можно прочитать, например, в книге Чуковского "От 2 до 5". Одна из ярых поборниц сказочного воспитания оградила своего ребенка от подобного "развращающего влияния" и совсем не читала ему сказок. Каково же было ее удивление и даже ужас, когда она убедилась в том, что лишенный сказок извне ребенок начал сочинять их сам! Наверное, ей очень трудно было допустить мысль, что не все можно переделать и подчинить идеологии и правилам. Психика человека, этапы ее развития и потребностей заложены изначально. Их невозможно отменить по чьему-то решению. Зато можно искалечить.
Но вернемся к сказкам и их противникам. Были проведены исследования, показавшие, что дети, выросшие без сказок, были более тревожны, нерешительны, мнительны, боязливы и прочее. Это неудивительно, ведь, чтобы избавиться от страха, надо его как-то прожить и желательно не одному. Сказки и представляют собой закодированный набор ситуаций, которые в жизни в том или ином виде встречаются у каждого человека, каждого ребенка, и именно то, что ребенок уже знаком с этим в виде чужого пережитого (и заметьте! пережитого благополучно, сказки ведь имеют счастливое завершение) опыта, помогают ему безболезненно и успешно принять такой опыт в своей собственной жизни. Банальный пример: сказка про курочку Рябу. Сюжет помните? Яичко там по итогу разбилось. Не будем углубляться в серьезные психологические дебри, просто обратим внимание: предмет разбился, все плачут, но курочка говорит, что снесет новое яичко. Все дети время от времени нечаянно ломают любимые игрушки, бьют любимые чашки и прочее. Знакомство с ситуацией поможет им отнестись к этому спокойнее. Ну, то есть, от расстройства это их не изолирует, а вот от излишней трагичности убережет. Ну а воспитательные выводы – дело родителей. По поводу лени и волшебства, в которых так любят упрекать русскую, в частности, сказку отдельные зарубежные педагоги. Ребенок еще не в состоянии анализировать способ, которым герой избежал неприятностей и спасся. Зато в его сознании постепенно укладывается факт, что спасение придет, что из любой ситуации есть выход. Пугающая родителей жестокость сказок, когда звучат слова «съел, убил, отрубил голову» и прочее, детьми воспринимаются несколько иначе. Они еще плохо себе представляют процесс травмы и тем более смерти вообще, зато подсознательно начинают воспринимать и то, и другое, как существующее на белом свете. Помочь адаптироваться и принять ситуацию без травматизма – одна из важнейших задач любой сказки, неважно детской или взрослой.



Следующим этапом психологи рекомендуют знакомство со сказками других народов. Помимо их безусловной культурной ценности здесь тоже имеется важный психологический аспект. Наверняка вы замечали, что более или менее похожие сюжеты сказок есть практически у всех народов. Это совершенно не случайно. Связано такое явление с тем, что есть не только опыт конкретного народа, но и опыт всего человечества в целом, ну, если хотите, коллективный опыт. Например, во всем известной сказке про «Белоснежка и семь гномов» четко присутствует мотив злой мачехи и бедной падчерицы, которую она обрекает на различные испытания и лишения. Этот же мотив звучит в «Золушке», в русской сказке «Василиса Прекрасная» и учит опыту, который, как ни страшно это звучит, может случиться с каждым ребенком в мире - смерть матери и беззащитность перед миром. Если покопаться поглубже, то можно найти и тему власти жестокого родителя. Во времена, когда создавались эти сказки, смерть вообще была частым гостем в жизни детей. Благополучное окончание сказки, когда героиня проходит через все испытания и обретает счастье, служит цели снизить остроту переживания, дать благополучный сценарий выхода в случае, если это все-таки произойдет. Сказки знакомят с основными сложными ситуациями в жизни человека, а международными становятся те мотивы, которые являются самыми важными для любого человека. Например, «Дикие лебеди» знакомят с ситуацией вынужденного терпения и молчания, «Синяя борода» - учит умению сопротивляться насилию и поиску выхода из угрожающей ситуации, «Василиса Прекрасная» - смерти матери и поиску наставницы, умению вовремя оторваться от слишком заботливой материнской опеки и так далее.



Продолжением знакомства с миром литературы будут авторские сказки. Из того, что я читала по их поводу, я вынесла твердую уверенность, что с ними надо быть весьма внимательным и аккуратным. Каждая авторская сказка, как утверждают психологи, несет на себе отпечаток авторской личности, а это значит, все проблемы автора и весь его опыт, в том числе и детский. Ага, со всеми родительскими проблемами, моделями, личными травмами автора. А поскольку читать мы это будем не имеющим собственного внутреннего фильтра детям, то стоит подумать, а какой опыт мы им тут даем? Благополучен ли он? Не говоря уже о том, что если открыть детские книжки некоторых современных авторов, то просто плохо становится не только от содержания, но и от языка, которыми они изложены. Я. Обухов и другие известные детские психотерапевты советуют читать с ребенком те сказки, которые проверены временем, например, К. Чуковского, Ушинского, Толстого. А главное, читать их уже после знакомства со сказками народными.

Продолжение следует...

Начало
+4 спасибо спасибо!  27 августа 2011 г. 9:02 добавить в избранное 11 альба комментарии 2
Поделиться:
• Комментарии
Zaremochka, 27 августа 2011 г. в 11:49 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Тоже читала Чуковского от 2 до 5. Там автор много пишет о гонениях на сказки и стихи, и пишет про пользу, и вообще почему он написал тот или иной стих, дразнилку, сказку. Еще в этом произведении у него собрано много детских высказываний и словообразований,советую всем почитать)
На самом деле пугают иногда детские сказки, где героя посадили в бочку и выкинули в море, и подобные сюжеты. Будучи уже в старших классах, решила перечитать сказки братьев Гримм, которыми зачитывалась в детстве, и ужаснулась! Какими жестокими способами в их сказках расправляются с плохими героями! А ведь в детстве я этого на самом деле не замечала, но запоминала только самое хорошее... и непременно представляла себя принцессой.
Читайте детям сказки!!!
Спасибо автору за блог
zulalala, 27 августа 2011 г. в 15:50 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Да уж точно, все по-другому представляется в детстве, взять того же Айболита и зайчика, которому оторвало ножки. Помнится мне я жутко радовалась, что Айболит пришил ему новые, и даже не задумывалась о том, что ему жутко больно и т.д.
Дети сами еще решают, читать им ту или иную сказку или нет. Некоторые сказки, например, моей дочери не нравятся, она либо их просит перелистнуть, либо вообще эту книгу не берет, но со временем интерес опять возникает и уже не так страшно видимо становится. К примеру, про два веселых гуся, Полине так жалко бабусю было, что она даже когда слышала песню на диске, просила её пропустить. А сейчас нормально все, слушает и читаем))
Спасибо за интересную статью. Жду продолжения...
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта