Конечно, с того времени, как формировались механизмы работы этой внутренней сигнализации, утекло много всякой жидкости, и теперь за нераспознанный вовремя сигнал мы расплачиваемся в основном, слезной. Времена решительно изменились, а вместе с ними изменились и потребности человека. Необходимость жить в больших сообществах потребовала от мозга выполнять абсолютно новые задачи: различать и запоминать большое количество разных людей, придумывать и соблюдать правила взаимодействия с ними, в том числе внимательно подмечать и запоминать что-то неприятное. Задачи и процессы усложнились, а остальная физиология, осталась, в основном, прежней. Вот только к списку старых опасностей новый мозг приложил новые угрозы, например, страх осуждения и потери работы.
Конечно, опасения неприятных событий часто наносят человеку больше вреда, чем сами события, которые, кстати, могут еще и не случиться. Но это не значит, что от любой тревоги следует просто отмахнуться или задавить ее разрешенной (а тем более запрещенной) «химией». Одна из возможностей нового мозга – умение осмыслить проблему и оценить ее рационально. О том, как это сделать, мы поговорим отдельно, а сейчас еще немного о том, почему, если вы ощущаете признаки тревоги, не стоит пытаться бороться с ней как с самостоятельным врагом. Дело в том, что тревога может быть сигнализацией внутренних органов, добросовестно сообщающих, что им грозит опасность или нужна помощь.
По «ком» звонит внутренний колокол?
Чувством тревоги сопровождается часть опасных сердечно-сосудистых состояний. Например, при
аритмии, когда у организма недостаточно стимула для регулярного сердечного ритма, клетки, питание которых происходит с задержкой, начинают голодать. Если их питание не восстановить в нужные сроки, то они просто умрут. По нервным окончаниям, как по телеграфным проводам, пробегают импульсы, сообщающие мозгу, что сердцу грозит опасность. Мозг отдает сигнал надпочечникам, выбрасывающим гормоны стресса, но все это мы ощущаем как боль, одышку, иногда онемение и… тревогу. Да-да, резкое ощущение страха и тревоги – это отчаянная трель внутреннего будильника – прекрати это, мне плохо! Не прислушаться к нему – резко повысить свои шансы, например, на
инфаркт.
Приступами тревоги иногда сопровождаются проблемы в головном мозге. Появившиеся в нем образования могут давать очаги влияния на разные его части, отвечающие, в том числе за восприятие и поведение. Ощущение беспокойства и паники, можно получить и за счет спазма сосудов, вызвавшего перебои с доставкой питания по клеткам и тканям.
Есть и другие заболевания, при которых тревога – такой же важный симптом, как, скажем, температура или сыпь. Во главе списка, пожалуй, болезни
щитовидной железы. Оно и неудивительно, ведь щитовидка относится к эндокринной системе, которая день-деньской только и занимается тем, что вырабатывает гормоны (не только) и отправляет их с током крови по всему организму. Сбой в работе щитовидки может привести к повышению количества гормона, который стимулирует мозг, и это будет мешать процессу торможения, и без того имеющему постоянную конкуренцию с возбуждением.
Повышенная тревожность сопровождает и проблемы с
надпочечниками. При хроническом стрессе, когда весь организм работает в режиме
«бей или беги», рано или поздно надпочечники приходят в состояние истощения. Но даже в режиме небольшой перегрузки излишняя стимуляция мозга, привычная реакция напряжения мышц дает о себе знать в том числе и беспричинной тревогой и приступами внезапной паники.
И совсем уж нехорошо, что организм может запомнить физическое состояние тревоги и закрепить его как повседневную норму. Такое, например, происходит, когда мышцы подолгу или часто находятся в напряженном состоянии и начинают отсылать в мозг сигнал о таком своем положении.
«SOS!», - отстукивают идущие от них импульсы, -
«мой генерал, война продолжается, мы ждем подкрепления, чтобы не погибнуть». Получивший такую депешу, мозг отправляет сигнал эндокринной системе, которая опять выбрасывает вещества для поддержания организма в состоянии повышенной боеготовности (
читай, напряжения), и тревога из психического сигнала переходит в постоянного спутника, сжирающего трудно восполняемые ресурсы.
Что же делать с тревогой?
Во-первых, отнестись к ней с уважением и благодарностью. Через миллионы лет ваш организм пронес и сохранил систему, которая помогла выжить вашим предкам. Можно, конечно, сетовать на изменившуюся жизнь, сделавшие некоторые механизмы и реакции чрезмерными или слишком сложными, а можно принять понимание, что будущее всегда не определено, а потому никто не знает, что и когда пригодится человеку, если колесо обстоятельств крутнется в неожиданную сторону. Запас, в том числе и эволюционный, карман не тянет.
Во-вторых, не игнорировать тревогу, а выяснить, есть ли для нее основания. И для начала исключить или подтвердить причины, которые связаны с нарушением работы организма. Иногда для этого достаточно пары
скринингов да мониторинга сердца или
МРТ.
В-третьих, если причина найдена, и она - не следствие конкретной болезни, то не глушить ее бомбардировками успокоительных, и уж тем более не стыдиться или замыкаться, а помочь себе работой с психологом и параллельным обучением навыкам расслабления. Конечно, иногда, если тревога уже глубоко запустила корни и успела породить самостоятельные процессы, вроде некоторых расстройств или очага хронического возбуждения или боли, то врач может посчитать полезным механически погасить их специальными средствами. Среди них есть, конечно, и
медикаментозные, но в работе с тревогой может помочь и
физиотерапевтический кабинет, и знания
рефлексотерапевта. Но и здесь лучше предоставить выбор специалисту, потому что он сможет найти решение, не грозящее вам, к примеру, привыканием, или подавлением интеллектуальных процессов.
А к кому идти с тревогой?
Начать, пожалуй, хорошо с
невролога и
эндокринолога. А они смогут качественно обследовать и сориентировать по дальнейшей помощи. Главное, знать: о чем бы ни был поданный вам сигнал, вам не нужно справляться с этим в одиночку.