Продолжение
Начало здесь
Ну и что, собственно, с этим делать? Если все у нас внутри, как его достать и исправить-то? Наверное, универсального рецепта со стопроцентной гарантией не существует. Однако гуманистические тенденции со времен, к примеру, средневековья как-то все-таки подросли и теперь и власти не устраивают публичной порки или сожжения на костре, да и народ более не воспринимает смерть и мучения как веселую и занимательную забаву. Поубавилось желания найти и уничтожить виноватую во всем ведьму. Ну то есть, найти-то хотят по-прежнему, а вот прилюдно убить да желательно с максимальными мучениями уже гораздо меньше охотников, да и те, в основном среди душевнобольных людей.
Конечно, не стоит сильно обольщаться: во-первых, хватает других развлечений, во-вторых, гуманистическое воспитание вкладывается в нас уже довольно давно с самого детства, в-третьих, и это, пожалуй, самое важное, вырос уровень знаний, что соответственно понизило уровень страха. Раньше повальное невежество вело к полному непониманию происходящего, что, в свою очередь порождало страх, выливающийся в массовые истерии. Этим весьма успешно пользовались государство и церковь, благополучно сваливая плохую экономику и неумелое управление на грехи, гнев господень, ну и, разумеется, на конкретных личностей. Очень полезным для слива накопившегося народного раздражения считались
крестовые походы: здесь было просто раздолье для одномерного сознания. Во-первых, полностью меняешь обстановку, отправляясь в поход из привычного быта, во-вторых, идешь убивать, удовлетворяя древние инстинкты и поощряя самое низменное в самом себе. В-третьих, получаешь ощущение правильности сделанного выбора да еще и с наградой в виде обещанного за такое святое дело царствия небесного. В-четвертых, не надо прилагать абсолютно никаких мысленных усилий – бери
алебарду и под знамена под благословление священника. А чудным бонусом была добыча, ведь без грабежей и насилия, сами, понимаете, никак не обходилось. Разграбив мусульман и евреев, изнасиловав женщин, убив детей и с мешком награбленного, возвращались домой воины крестовых походов. Попробуй после такого объясни, что все люди равны, имеют право на жизнь и самоопределение и не могут быть убиты или проданы в рабство на основании принадлежности к другой нации или вере. Ну а если похода не предвидится, то можно и у себя чудных дел натворить. Неурожай? Саранча напала? Чума пришла? Да в каждом селе можно найти виноватую в таком безобразии ведьму, а если событие масштабно, то и персонажа просто позначимей обрести. Непонимание аграрных процессов, погодных явлений, вроде молнии или грома, незнание и несоблюдение элементарной гигиены – все это вело к смерти, причем смерти непонятной и необъяснимой, что, в свою очередь порождало страх и истерию с полным отшибанием какого-либо мышления и разума. Выход был один – найти виноватого в случившемся и уничтожить, желательно зверским способом и с фанатичным огнем в глазах.
Однако развитие общества, его прогресс возможны лишь при поиске, накоплении и применении знаний, что неизбежно ведет к расширению сознания, появлению цветов и оттенков в мировоззрении, широты взглядов и гуманности, а значит, и
толерантности, терпимости. Речь не только о холодных цифрах или иных символах, а еще и о развитии духовности, накоплении и осмыслении эмоционального опыта, ведущего к умению сопереживать, о стремлении к красоте во всем, что нас окружает. О бережном взращивании красоты внутри нас. В принципе знание, даже холодное и отстраненное, способно победить страх и принести удовольствие. Вспомните школу: с каким чувством ходили вы на предметы, которые вам были непонятны? Какое ощущение завладевало вами, если урок не был выучен, потому что не был понят, а завтра контрольная? Страх и раздражение, желание прогулять урок, а вслед за этим приходили вранье и тоска. А ведь это всего лишь локальный страх наказания родителями или осуждения близким окружением. Что же говорить об ужасе перед своей смертью или потерей близких? Однако знание ради знания, без сопровождения гуманистических идей, быстро вырождается. Именно так появляются идеи опытов над людьми или изобретение и усовершенствование оружия. Создание красоты вокруг и красоты в себе – наверное, единственный залог развития и сохранения общества. И первый шаг к этому – осознание и принятие истинной терпимости и толерантности, обогащение собственного сознания мыслью о разнообразии мира, людей, избавление от агрессии и понимание, что самая ценная дискуссия – это та, где ты можешь изменить свое мнение. Но чем сильнее в человеке одномерное восприятие, тем меньше у него шансов услышать хоть на секунду своего собеседника: агрессия и внутренний страх задавят естественные для человека любознательность и потребность нового.
Постскриптум. Недавно на одном сайте пробегала глазами дискуссию о прививках. Собственно, дискуссия – это громко сказано, скорее, безобразная свалка с обвинениями и оскорблениями. Как всегда, хороши были обе стороны, но один персонаж выделялся особо. Выплевая на страницы злобу и оскорбления, он неистовствуя требовал немедленно замолчать всем своим оппонентам, потому что пропагандируемые ими идеи опасны для общества и они, безответственные и наверняка проплаченные негодяи, несут ответственность за каждого, кто последует их примеру и, конечно, погибнет в ужасных мучениях, погубив заодно еще пару соседних народов. Спасением от такого страшного будущего он видел немедленный запрет на саму идею противника, а также запрет на медицинскую литературу и другие источники, которые, как он считал, сбивают с толку неокрепшие умы, толкая их на неверный шаг. Свою идею он предлагал ввести обязательной и жестко наказывать тех, кто ее не разделяет и отказывается от ее поголовной реализации. Часть оппонентов уже покинула страницу, но он продолжал выстреливать новыми постами невзирая на отсутствие собеседников. Сначала мне захотелось сказать, что нет ничего страшнее для будущего человечества, чем избрание какой-то одной идеи с запретом всех остальных. Что человечество уже столько раз проходило кошмар с уничтожением инакомыслящих и лишением прав на основании принадлежности к чему-то другому. Что такая политика мало того, что бесчеловечна, она невероятно опасна быстрой деградацией общества, и история имеет сотни печальнейших тому подтверждений. Но я промолчала, потому что вдруг прониклась жалостью к воинствующему дуэлянту. Насколько же силен страх этого человека, что он готов даже к насилию во имя своих идей, лишь бы навсегда забыть о том, что он был перед выбором и, возможно, ошибся…