Главная Блогов Посты Блоги Люди
• 

Как научить детей отличать фейки от правды?

Время сейчас непростое, и не только для взрослых. Многие современные дети вовлечены в ситуацию в мире, ведь у них есть интернет. Впереди каникулы, а это дополнительный повод для беспокойства: кто знает, куда зайдет и что прочет (посмотрит) ребенок в ваше отсутствие, находясь один дома.  Запреты – не выход. Как же научить ребенка отличать фейковую информацию в интернете? Как правильно говорить о событиях в мире, чтобы не потерять контакт? На вопросы родителей отвечает когнитивный психотерапевт Ольга Вершинина.

-----

О фейках

Что такое фейк? Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное с целью ввести в заблуждение. То есть, фейк это не только пост в соцсетях, СМИ или мессенджере. Это вообще подделка, фальсификат, манипуляция. И у нее всегда есть автор и цель.

Почему вообще фейк живет?

Мошенники всегда ловят людей на 3 крючка: страх, глупость и жадность. Помните старый советский фильм «Буратино»? Там два мошенника, Лиса Алиса и Кот Базилио пели песенку о своих методах работы. «На дурака не нужен нож – ему с три короба наврешь и будет он хорош» и «На жадину не нужен нож - ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь». Фейк устроен просто и нацелен на желание мозга сэкономить энергию и  на потребность подтверждения, что ты особенный и у тебя все будет иначе.

Как защитить ребенка от фейковой информации?

Главная защита - это здравый смысл ребенка. Он должен понимать, как устроен мир. Ему нужно рассказать, что просто так бесплатно никто никому ничего не дает. Что никто, кроме его родителей, не встает с мыслью: «чтобы такого хорошего ему, ребенку, сегодня дать».

Второе важное знание: легких и простых денег не бывает. Деньги, тем более большие, зарабатываются большим трудом, за которым стоят годы учебы, упорства либо опасное для здоровья действия.

Третье знание в том, что безопасность не бывает простой. Не нужно искать легкого и простого – оно как раз и небезопасно. Поэтому, например, серьезные сайты продаж товаров или услуг принимают деньги не на карту, а на счет юрлица, а банки тратят кучу усилий, денег и времени на усложненную систему идентификации. Поэтому если кто-то предлагает ребенку просто, быстро  и без заморочек заработать денег –  это фейк. А цель его – не обогатить, а  вытянуть деньги у вас.

Учите ребенка реалистичному взгляду на мир: 
1)    чужие люди не заинтересованы в его благе, они хотят блага себе, 
2)    благо не бывает волшебным и бесплатным, его производит не вселенная, а другие люди и для себя или на обмен.

Хочешь блага – учись его производить. Хочешь ценного блага – выбирай долгий путь учения и упорного труда, потому что людей, умеющих производить простое благо, и так много.

И фейк – это не только «кликай сюда и получишь сто тысяч на карту!». Это и «Английский за месяц», «Легкий доход за 2 часа в день по удаленке», и «Курсы по раскрытию чакры женственности» или «Обучение чек-листу запроса Вселенной».

Очень важный момент в этом – окружение ребенка. Лично каждого не проверишь, но стесняться проверить, если есть возможность, не нужно. Главное, что должен знать ваш ребенок, это то, что, общаясь с преступником, ты обязательно рано-или поздно сам станешь либо преступником, либо соучастником, либо жертвой. Идеология криминальной среды как раз настроена на добывание блага без честного и долгого труда. Если вы хотите уберечь ребенка от этого, то окружение и контент (фильмы, книги), не нужно стесняться контролировать, комментировать, а еще лучше – формировать.

Не прячьте от ребенка информацию, например, фильмы или книги, напротив, смотрите ее вместе с ним и говорите о ней, объясняйте, комментируйте, обсуждайте вместе.

Практика «Кто? Что?  Где? Зачем?»

Следующий важный момент: навык по проверке информации. Научите  любую тревожную или обещающую информацию прогонять через формулу «4 вопроса»: Кто? Что? Где? Зачем?

Как это на практике? Увидели неприятную или неоправданно привлекательную новость:

•    Первое: КТО  прислал? Друг, родственник, неизвестно кто в чате? Он эксперт в предъявляемом вопросе? 
•    Второе: ЧТО именно произошло и произошло ли вообще? Проверьте первоисточник: найдите, например, текст закона, или информацию с официального сайта. 
•    Третье: ГДЕ? Это мессенджер, СМИ, объявление в подъезде, разговор в школе или во дворе? Насколько серьезно место публикации, кто за него несет ответственность? 
•    И последнее: ЗАЧЕМ? И это главный вопрос. ЗАЧЕМ вам это прислали? Что бы что? Вытянуть деньги? Повысить свою значимость? Держать в напряжении, чтобы зарабатывать на твоей подписке? У любого действия есть цель, постарайтесь понять ее, чтобы не служить чужим целям.

Страх, информирование, доверие 

Про страх хочется сказать отдельно. Как вы знаете, лобная кора мозга, отвечающая за взвешенные решения, созревает к 24-30 годам. Есть исключения, но в целом так. Это значит, что у вашего ребенка, особенно подростка, еще нет естественных механизмов, позволяющих ему притормаживать. Поэтому главное, чтобы ваш ребенок знал, что в большом, иногда пугающем мире ВЫ для него НЕ представляете опасности никогда и ни при каких обстоятельствах. Чтобы не происходило, кто бы чем ни пугал: ему с этим всегда нужно только к вам. ВЫ поможете, сами о себе позаботитесь и у вас еще много резервов и ресурсов, о которых он и не знает. В разговорах же с ребенком не пугайте, а информируйте, не манипулируйте, не играйте на его эмоциях. Спокойные рассудительные разговоры, объяснения, а не принуждение и давление помогут вам сохранить доверительные отношения и комфортную атмосферу в семье.

Всего вам самого доброго, берегите себя и детей! 🧡

Рекомендуем прочесть также: 

Живой вопрос: Как говорить с ребёнком о страшных событиях в мире?

спасибо спасибо! 23 октября 2022 г. 19:19  1 Ольга Вершинина 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта