Время сейчас непростое, и не только для взрослых. Многие современные дети вовлечены в ситуацию в мире, ведь у них есть интернет. Впереди каникулы, а это дополнительный повод для беспокойства: кто знает, куда зайдет и что прочет (посмотрит) ребенок в ваше отсутствие, находясь один дома. Запреты – не выход. Как же научить ребенка отличать фейковую информацию в интернете? Как правильно говорить о событиях в мире, чтобы не потерять контакт? На вопросы родителей отвечает когнитивный психотерапевт Ольга Вершинина.
-----
Что такое фейк? Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное с целью ввести в заблуждение. То есть, фейк это не только пост в соцсетях, СМИ или мессенджере. Это вообще подделка, фальсификат, манипуляция. И у нее всегда есть автор и цель.
Мошенники всегда ловят людей на 3 крючка: страх, глупость и жадность. Помните старый советский фильм «Буратино»? Там два мошенника, Лиса Алиса и Кот Базилио пели песенку о своих методах работы. «На дурака не нужен нож – ему с три короба наврешь и будет он хорош» и «На жадину не нужен нож - ему покажешь медный грош и делай с ним что хошь». Фейк устроен просто и нацелен на желание мозга сэкономить энергию и на потребность подтверждения, что ты особенный и у тебя все будет иначе.
Главная защита - это здравый смысл ребенка. Он должен понимать, как устроен мир. Ему нужно рассказать, что просто так бесплатно никто никому ничего не дает. Что никто, кроме его родителей, не встает с мыслью: «чтобы такого хорошего ему, ребенку, сегодня дать».
Второе важное знание: легких и простых денег не бывает. Деньги, тем более большие, зарабатываются большим трудом, за которым стоят годы учебы, упорства либо опасное для здоровья действия.
Третье знание в том, что безопасность не бывает простой. Не нужно искать легкого и простого – оно как раз и небезопасно. Поэтому, например, серьезные сайты продаж товаров или услуг принимают деньги не на карту, а на счет юрлица, а банки тратят кучу усилий, денег и времени на усложненную систему идентификации. Поэтому если кто-то предлагает ребенку просто, быстро и без заморочек заработать денег – это фейк. А цель его – не обогатить, а вытянуть деньги у вас.
Учите ребенка реалистичному взгляду на мир:
1) чужие люди не заинтересованы в его благе, они хотят блага себе,
2) благо не бывает волшебным и бесплатным, его производит не вселенная, а другие люди и для себя или на обмен.
Хочешь блага – учись его производить. Хочешь ценного блага – выбирай долгий путь учения и упорного труда, потому что людей, умеющих производить простое благо, и так много.
И фейк – это не только «кликай сюда и получишь сто тысяч на карту!». Это и «Английский за месяц», «Легкий доход за 2 часа в день по удаленке», и «Курсы по раскрытию чакры женственности» или «Обучение чек-листу запроса Вселенной».
Очень важный момент в этом – окружение ребенка. Лично каждого не проверишь, но стесняться проверить, если есть возможность, не нужно. Главное, что должен знать ваш ребенок, это то, что, общаясь с преступником, ты обязательно рано-или поздно сам станешь либо преступником, либо соучастником, либо жертвой. Идеология криминальной среды как раз настроена на добывание блага без честного и долгого труда. Если вы хотите уберечь ребенка от этого, то окружение и контент (фильмы, книги), не нужно стесняться контролировать, комментировать, а еще лучше – формировать.
Не прячьте от ребенка информацию, например, фильмы или книги, напротив, смотрите ее вместе с ним и говорите о ней, объясняйте, комментируйте, обсуждайте вместе.
Следующий важный момент: навык по проверке информации. Научите любую тревожную или обещающую информацию прогонять через формулу «4 вопроса»: Кто? Что? Где? Зачем?
Как это на практике? Увидели неприятную или неоправданно привлекательную новость:
• Первое: КТО прислал? Друг, родственник, неизвестно кто в чате? Он эксперт в предъявляемом вопросе?
• Второе: ЧТО именно произошло и произошло ли вообще? Проверьте первоисточник: найдите, например, текст закона, или информацию с официального сайта.
• Третье: ГДЕ? Это мессенджер, СМИ, объявление в подъезде, разговор в школе или во дворе? Насколько серьезно место публикации, кто за него несет ответственность?
• И последнее: ЗАЧЕМ? И это главный вопрос. ЗАЧЕМ вам это прислали? Что бы что? Вытянуть деньги? Повысить свою значимость? Держать в напряжении, чтобы зарабатывать на твоей подписке? У любого действия есть цель, постарайтесь понять ее, чтобы не служить чужим целям.
Про страх хочется сказать отдельно. Как вы знаете, лобная кора мозга, отвечающая за взвешенные решения, созревает к 24-30 годам. Есть исключения, но в целом так. Это значит, что у вашего ребенка, особенно подростка, еще нет естественных механизмов, позволяющих ему притормаживать. Поэтому главное, чтобы ваш ребенок знал, что в большом, иногда пугающем мире ВЫ для него НЕ представляете опасности никогда и ни при каких обстоятельствах. Чтобы не происходило, кто бы чем ни пугал: ему с этим всегда нужно только к вам. ВЫ поможете, сами о себе позаботитесь и у вас еще много резервов и ресурсов, о которых он и не знает. В разговорах же с ребенком не пугайте, а информируйте, не манипулируйте, не играйте на его эмоциях. Спокойные рассудительные разговоры, объяснения, а не принуждение и давление помогут вам сохранить доверительные отношения и комфортную атмосферу в семье.
Всего вам самого доброго, берегите себя и детей! 🧡
Живой вопрос: Как говорить с ребёнком о страшных событиях в мире?
Все блоги (228)
Авторские колонки (23)
Афиша (5)
Все о детях (18)
Закон и порядок (5)
Здоровье (11)
Корпоративные блоги (51)
Красота (7)
Кулинария (9)
Обо всем на свете (10)
Полезный блог (5)
Психология (6)
Семейная жизнь (4)
Стиль жизни (6)