Главная Блогов Посты Блоги Люди
• Блог
• 

Как распознать фейковую информацию в интернете?

«Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду, он ограничен правдой, лжец может нести всё, что угодно». 

Роберт Шекли

Кто бы мог подумать, что изобретение социальных сетей сыграет с нами злую шутку… Такое количество провокаций, агрессии и фейков, какое посыпалось на нас в это непростое время, просто ужасает. Огромное психологическое давление, которое оказывается на простых людей, способно расшатать даже самую крепкую психику.  Как уберечь себя и близких от дезинформации? Как отличить фейк от правды? Будем, опираясь на экспертные мнения,  разбираться  сегодня. 

-----

Советы от эксперта по информационной безопасности Антона Князева (ВВПОД «Юнармия»)

Самый первый признак, что перед вами фейк — это сильные эмоции. Любой текст, картинка или видео фейка сфабрикованы так, чтобы вызвать сильные эмоции. В основном, речь идёт о гневе или страхе после прочтения — это и обеспечивает «вирусность» поста и желание импульсивно распространять непроверенную информацию. 

Фейки имеют определенную цель, которая сразу вызывает реакцию и начинает воздействовать на наши чувства. Разум отключается, человек начинает действовать на эмоциях. Именно поэтому ложные факты разлетаются по интернету очень быстро и имеют негативный эффект.

Есть такое понятие «deepfake» — когда лицо или голос человека помещают в инсценируемую среду и выдают за реальность. Это бывает очень сложно отличить от правды даже специалисту. Поэтому, если встретился видеосюжет, текстовая информация (статья, постер) или картинка, которая вынуждает или призывает вас к действию — нужно обратить внимание и проверить информацию!

Подробнее о распознавании фэйков – в видеоролике ниже: 

 

Советы от академического  руководителя образовательной программы «Медиакоммуникации»,  доцента Школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ Егора Королева

«В это время борьба с фейками и попытки их избежать утопичны — даже серьезные аналитики и эксперты не могут быстро верифицировать информацию. В любой чрезвычайной ситуации никому и ничему не доверяйте, потому что недостоверная информация множится со скоростью света».

Что же можно и нужно делать? 

1. Изучите ресурс

Обратите внимание, насколько известно и авторитетно издание, публикуют ли на сайте оригинальный контент, не замечали ли за ним дезинформацию ранее, есть ли информация о сотрудниках. Как правило, если это аккредитованное средство массовой информации с хорошей репутацией — в нем меньше шансов усомниться. Если ресурс малознакомый, а среди старых публикаций есть формулировки вроде «шокирующее видео» или слухи о личной жизни медийных личностей — это должно насторожить. 

Что касается аккаунта в социальной сети — проверьте, как давно он существует, есть ли в профиле уникальные фотографии и видео (если это частное лицо — личная информация). Если страница новая, на ней публикуют в основном репосты из других каналов или она и вовсе пустая, стоит усомниться в достоверности такого источника.

2. Обратите внимание на первоисточник

Посмотрите, на что ссылается автор. В материалах обычно есть гиперссылки, например, на официальные документы, информационные агентства и другие. К текстам с анонимными информаторами или источниками «близкими к кому-либо» стоит относиться с особой осторожностью. Бывает, что журналисты публикуют информацию без подтвержденных данных, но в профессиональном сообществе обычно подчеркивают этот факт (например, указывают, что «информация пока не установлена»), а не упускают его намеренно. 

3. Выделите особенности текста

Вместо конкретики и рациональных доводов, в фейках и пропагандистских новостях часто содержится множество эмоционально окрашенных слов — они провоцируют у читателя сильную реакцию, например, злость или страх. Поэтому всегда сохраняйте критическое мышление и спрашивайте себя: не продвигают в том или ином тексте один и тот же взгляд, и с какой целью информацию преподносят? 

4. Проверьте достоверность фото и видео

Наличие фото или видеоматериалов не подтверждают достоверность информации. Иногда снимок может быть отредактирован, а видео сделано совсем не в то время и не в том месте. Обычному пользователю трудно отличить оригинал от подделки, но если решили стать настоящими профессионалами в этом вопросе, вот несколько вспомогательных сервисов: 

• Tineye — для поиска первоисточника фото. 

• Exif.regex — для определения даты фото. 

• Чтобы проверить, является ли видео новым, воспользуйтесь сервисом Youtube Data Viewer — он поможет найти подобные ролики и сам первоисточник. 

• Есть инструмент Metadata2go, позволяющий определить дату съемки, геолокацию, устройство. Но важно помнить — метаданные также могут быть искажены либо из-за сброса настроек на компьютере, либо намеренно. 

• Если хотите проверить материал на использование DeepFake — технологии синтеза изображения, основанной на искусственном интеллекте, которую используют для соединения и наложения существующих изображений и видео на исходники — обратитесь к сервису Scanner.deepware.

5. Поищите такую же информацию в других источниках

Вбейте текст в поисковые строки  и посмотрите, что пишут другие. Сравните подачу и данные российских и зарубежных проправительственных и независимых ресурсов — это поможет, как минимум, взглянуть с разных сторон на происходящее и сформулировать собственную точку зрения на конкретную ситуацию. Проверьте информацию самостоятельно: например, если увидели, что произошел взрыв на площади, — посмотрите по геолокации в социальных сетях, есть ли видео с места происшествия у других пользователей. 

Источник

Как  успокоить себя?

Первое  — дайте себе паузу, успокойтесь, а затем тщательно проверьте информацию. 

Второе  — ищите несколько точек зрения и выделяйте в них общую середину: обратитесь к российским и зарубежным ресурсам.

Третье и самое важное  — перестаньте тиражировать информацию, в которой вы НЕ уверены. Даже если вам сообщили об этом любимые артисты, знакомые или родственники, помните, что, прежде всего, это — обыватели, которые, вероятно, абсолютно не разбираются в теме. 

Резюмируя всё вышесказанное: вся история человечества состоит из стереотипов и фейков. И наша задача — не в том, чтобы от них избавиться, а в том, чтобы перестать их распространять.

Остановить поток фейковой информации – в наших с вами силах. 

Другие проверенные материалы, которые помогут развенчать фейки: 

• Отличные, подробные статьи на тему распознавания фейков есть у Лаборатории Касперского – вот здесь.

• У образовательной платформы «Нетология» – вот здесь. 

• Вот ссылка на нашу статью времен начала эпидемии коронавируса «Интернет-фейки: как отличить правду от вымысла?» 

• Полезный Телеграмм канал "Война с фейками" 

 

Не верьте фейкам! Проверяйте факты! 

Ваша Уфамама.

 

спасибо спасибо! 12 марта 2022 г. 16:01  0 Администратор форума 6
Поделиться:
• Комментарии
Анжелика1, 12 марта 2022 г. в 16:34 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Очень полезно спасибо! Детям важно обьяснять, они между собой перекидывают всякие ролики, не уследишь. Лучше их прям научить, что бы фильтровали
Slavarik, 12 марта 2022 г. в 16:42 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо, четкая статья.
Елена1187, 12 марта 2022 г. в 17:50 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Давно не заходила на сайт, сегодня прям день открытий у меня. Столько полезной информации по всех волнующей теме. Очень успокоилась, прям отлегло. Спасибо вам большое!
альба, 13 марта 2022 г. в 11:12 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Всегда рады вам и готовы поддержать! Все переживем вместе!
avgustina, 13 марта 2022 г. в 13:53 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
А когда по айти безопасности напишете? Мы ждем.
Администратор форума, 14 марта 2022 г. в 9:30 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Готова серия статей. Первая уже на сайте. В среду выйдет вторая.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта