Посмотрели
сериал «Кларисса», который онлайн-кинотеатры подсовывали под соусом продолжения
«Молчания ягнят» и прочей «докторлектеровщины». Реклама к фильму обещала, что Кларисса опять выйдет на тропу войны с серийными убийцами и вновь услышит своих «ягнят». Обещали также встречу с уже известными важными героями. Так вот, я вам-таки скажу: врали безбожно. От блистательного Ганнибала (
Хопкинса и не Хопкинса) не осталось ничего вообще. Оказалось, использовать
образ Ганнибала было нельзя из-за сложностей с авторскими правами. Маньяки предыдущего фильма представлены преимущественно многочисленными образами
Буффало Билла, оживающего в воспоминаниях Старлинг и спасенной ею
Кетрин Мартин. Тут все как раньше: маньяк ухмыляется и пляшет, бабочки летают по поводу и без, кровища льется, белая собачка пронзительно тявкает. Да-да, спасенная Кетрин Мартин забирает себе оставшуюся без хозяина Принцессу, день за днем воспроизводя звуковую атмосферу жуткого заточения.
Кто у нас еще из «старичков»?
Сенатор Рут Мартин стала генеральным прокурором и теперь никак не может определиться, с кем ей бороться: с маньяками или политиканами-конкурентами. Пытаясь совмещать, не может довести до ума ни свои отношения с глубоко травмированной пленом у Билла дочерью , ни здоровье этой самой дочери. Выглядит это очень странно.
Больше всего удивило появление
Пола Крендлера, мозги которого, как я помню и из книги, и из экранизации «Ганнибала», были скормлены Лектером как основное блюдо самому Полу, а как деликатес - одурманенной Клариссе. Ну ладно, допустим эти события произошли позже описанных в «Клариссе», но тогда отчего изрядно потрепанный оперативной работой Крендлер, не только стал в «Ганнибале» чиновничей министерской крысой, но и изрядно помолодел, да так, что стал домогаться уже повзрослевшую Клариссу? И чего тогда в паре серий «Клариссы» Крендлер отчаянно бодается с как раз с таким же мерзким чиновником, напрочь закрывая своим противостоянием дальнейшую карьеру?
Крайне утомительными выглядят постоянные «налеты» бабочек. Образ отэксплуатирован совершенно безжалостно и раздражает уже к концу первой серии. Разумеется, бабочки существуют лишь в воображении Клариссы, но насованы, где попало: и в воспоминания, и в пугающие моменты действительности, и в наркотический транс, и в титры, где сливаются с лицом героини. Конечно, можно удариться в какой-нибудь, простигосподи, постмодернизм, и поискать отсылку к
«Коллекционеру», держащему в придуманному плену себя, а в настоящем - «бабочку» Миранду. Но если отринуть эстетизьм, то обилие насекомых напрягает, если, конечно, вы не энтомолог или маньяк.
А про что же тогда сериал-то?
Итак, уставшую от внезапной славы и травматических воспоминаний
Старлинг вызывает к себе
Рут Мартин и посылает на борьбу с маньяком, уже убившим двух женщин. Бывший сенатор сообщает, что намерена посвятить свою жизнь войне с серийными убийцами, а потому такой специалист по маньякам ей очень пригодится. Попутно слегка пеняет ей за то, что Старлинг избегает общения со спасенной ей Кетрин.
Кларисса опять ловко уклоняется от роли сиделки с
психотерапевтическим уклоном и прибывает на место преступления. Там ее встречает недружелюбно настроенная команда, толпа журналистов и противоречивые улики. Все это толкает ее на совершенно подростковое поведение, за которое она и будет огребать весь сезон. Тем не менее улики, подкрепляющие версию Старлинг, множатся, схваченный убивец похож на типичного серийника не больше, чем доктор Лектер на С
анта Клауса, в расследование вмешиваются политики, а поиск связи между жертвами приводит к фармацевтическим королям.
Спрашивается, а маньяк-то будет вообще? Не волнуйтесь, граждане, будет обязательно, даже парочка.
Однако, маньяков, расследований, погонь, стрельбы и прочих «прелестей»
фильмов про работу фэбээровцев, в «Клариссе» гораздо меньше, чем линий с обиженными и сцен с покаянием.
Вообще, по мере погружения в современный зарубежный
кинематограф, особенно, в продолжения прежних громких историй, я с грустью отмечаю, что обиженность и оскорбленность – это трендейший тренд, обязательное блюдо для каждого публичного стола, тем более в шоупространстве. В «Клариссе» тема раскрыта по максимуму сразу на нескольких персонажах:
- В первой группе выступили трансгендеры, которые сильно невзлюбили ФБР вообще и Клариссу в частности, а как вы думаете, за что? А за то, что она, зараза бесчувственная, так прямо в телевизор и рассказала, что убивец Буффало Билл любил переодеваться в женщину и вообще, явно ненормальный был чувак: убивал, кожу сдирал, одежки шил. Это, по мнению, представителей альтернативных сексуальных ориентаций и самовыражений, бросило тень на всех трансгендеров, настроило против них простой, но агрессивный народ, и отравило жизнь в быту и на работе. Перенос с больной головы на здоровую очевиден: виноват не Билл, который кучу женщин угробил, не обыватели, которым все равно на кого агрессию направлять (хоть черные коты, хоть колдуны, хоть трансгендеры), а те, кто говорит правду о случившемся. Не преступник, а тот, кто рассказал о преступлениях. Хотя куда логичней было бы отказать преступнику в принадлежности к своей группе (существующей, заметьте, только в головах переживающих на эту тему), заклеймить его позором и всячески открещиваться от любой возможной связи с его желаниями и преступлениями, напоминая, о том, что групп по разным признакам невероятно много. Например, что преступник еще был мужчиной, но это не значит, все мужчины убийцы или хотят быть такими. Или жил в таком-то штате. Или был портным. Или слушал определенную музыку - так что ж теперь, всех портных или покупателей плееров или айподов в убивцы записать? Такой способ защиты своей группы существует, давно опробован и более эффективен. Но позиция обиженного сулит больше выгоды, поэтому герои-трансгендеры сообщают Клариссе о ее огромной вине и ответственности. Правда, уверенность в страданиях несколько подмывается тем, что персонаж-трансгендер занимает отличный пост в крупной фармкомпании, где к ней относятся с уважением, платят крупные деньги (которых хватает и на лечение ее больной девушки), живет открыто с этой девушкой в своем доме. Но тема страданий и покаяния следует из серии в серию, будто сценаристов вдохновлял и консультировал энергичный и старательный настоятель средневекового монастыря.
- Вторую группу страдальцев представляет подруга Клариссы, тоже сотрудница ФБР, которая терпит несправедливости из-за цвета кожи и из-за пола одновременно. Ее непрерывно задвигают, лишают заслуженной славы, отбирают задания (на этом фоне она, кстати, и с Клариссой регулярно ругается и тоже горячо склоняет ее к покаянию). Оно и понятно: с начальником ругаться страшновато, а попинать кого-то хочется. Тыжмояподруга – терпи, детка.
- Третья группа представлена самой Клариссой, которую всячески обижают коллеги-мужчины и еще немножечко фэбээровский психотерапевт (сильно напоминающий по манерам и профнепригодности доктора Чилтона, третирующего ее и Лектера в «Молчании ягнят». Вообще, Кларисса – исключительно страдающий персонаж, которого пинают даже ленивые. Рут Мартин – за саботирование навязанной роли. Ее дочь Кэтрин – за нежелание совместно страдать в темной комнате. Подруга – за нарушения профессиональной этики, которые могут повредить Арделии в ее карьерной борьбе с миром белых мужчин. Начальник – за самодеятельность и неуважение к командной работе. Самое забавное, что все они отчасти правы в том, что Кларисса ведет себя неумно и невежливо, она крайне бедна в поведенческих стратегиях и умеет только «бить или бежать». Именно это понимание помогает Клариссе постепенно подрастать, выходя из образа замкнутого, слегка травмированного подростка, склонного к обидам и борьбе с действительностью, в постепенно взрослеющую женщину, способную к разумной рефлексии и осознанию реалий, отделению своих плачущих «ягнят» от живых настоящих людей и ситуаций. Это помогает Старлинг приблизиться к пониманию того, почему ей «прилетает» за то, что другим сходит с рук и кто должен устанавливать границы между личным и профессиональным...
И это, пожалуй, единственная причина (ну, кроме, щекотания нервов), по которой стоит уделить сериалу несколько вечеров.
Другие детективные подборки на Уфамаме:
5 лучших детективных сериалов
Новая пятерка интересных детективных сериалов по версии Уфамамы.
10 лучших детективных сериалов по версии Уфамама.
Часть 1 и
Часть 2