Начало здесь
Когда нас атакует наш собственный
внутренний Критик, не стоит спускать ему это с рук. На каждое утверждение (убеждение) у нас есть, что ему ответить. Для этого не нужно устраивать кровопролитный бой или пытаться перекричать. Достаточно подходить к этому процессу осознанно, внимательно прислушиваясь к себе и давать в ответ аргументы, продиктованные исходя из безусловности нашей ценности, любви и достоинства. Поддержать себя, а не чьи-то слова из прошлого. Рассмотрим ряд частных случаев,
как мы можем отвечать чересчур воинственному внутреннему Критику.
Варианты ответов Критику для вдохновения:
- Какие глупости я несу! – То, что важно для меня, не обязательно важно для других. Как и наоборот. Но это не значит, что я должна отказываться от своего мнения.
- Никто меня не понимает! – У каждого человека свой уникальный опыт, но люди способны сопереживать друг другу и, если им дать шанс, то обязательно найдётся тот, кто примет и поддержит меня.
- Какая же я бездарность! – Таланты есть у каждого. И я не исключение. Я совершенно невероятно могу... (печь блины, считать в уме, петь, играть в игры с детьми, привносить веселье в компанию, гладить рубашки так, что не остаётся ни одной складочки на рукавах).
- Я всегда сама во всём виновата. – Однажды допустив ошибку, я не становлюсь виновна по умолчанию во всём. Есть те события, к которым я не имею прямого отношения. И даже если я оступилась, я всё ещё имею право на поддержку и помощь.
- Я не достойна... – Каждый человек достоин хорошего. И я в том числе. Нет тех, у кого нет права на благо. Мы можем его достичь и получить или нет, но каждый из нас достоин его.
- Я не красивая. – Я неповторима и уже в этом есть моя красота. Стандарты меняются от года к году и нельзя всегда строго им соответствовать. Но можно заботиться о себе, холить и любить себя. Моя улыбка и мой внутренний свет – это моя красота вне конкурса.
- Я никому не нравлюсь. – Да, я нравлюсь не каждому. Но я и не «вкусный пирожок», чтобы нравиться всем. Ведь для этого надо полностью посвятить себя другим и не быть собой, а просто удобным «стульчиком», на который может присесть каждый. Но это не так. Я заслуживаю уважения и имею право отстаивать свои границы. И если я оглянусь на своё окружение, то наверняка замечу чью-то искреннюю улыбку.
- Меня нельзя любить. – Я не должна «заслуживать» любовь. Я имею право быть любимой. Любят человека, а не отдельную его черту. Если мне не ответил взаимностью кто-то, то это означает лишь то, что мы не подошли друг другу. Но не говорит о том, что так будет всегда. Меня уже любят те, кто рад мне и поддерживает меня, когда мне нужна помощь.
- Я приношу всем только неприятности/ Без меня всем было бы лучше. – Иногда случается что-то не очень хорошее, но это лишь частный случай события, а не единственно возможный сценарий. Если я честно оглянусь на свою жизнь, то вспомню тысячи поступков, когда я была полезна (подхватила падающую вещь, подсказала верное решение задачи однокласснику, ответила на вопрос «как пройти...?», подстраховала опаздывающего коллегу, поточила цветные карандаши ребёнку, заварила чай замёрзшей подруге).
- Со мной трудно. – Трудно бывает со всеми. Но это не постоянная характеристика, а лишь сигнал о том, что в этот момент я защищаюсь.
- Ты не справишься! Вечно у тебя ничего не получается! – Иногда у меня что-то не получается, но это лишь показывает зоны роста. То, что мне ещё предстоит узнать. Когда я начинаю что-то новое, то это путь из открытий, ошибок и успехов. Все мы были младенцами и падали, совершая первые шаги. Но мы продолжали, не сдавались и у нас начинало получаться (у всех по-своему и со своей скоростью). Вот и я буду продолжать верить в свои силы и прикладывать усилия: «дорогу осилит идущий».
- Куда ты лезешь? Сиди и не высовывайся! Не позорься! – Я заслуживаю внимания и имею право на попытки. Если я оступлюсь, то это не позор, а опыт. И сам факт моего заявления права на что-то не является позором. Если я чего-то хочу, то могу заявить об этом.
- Сразу нельзя было сообразить? – Чтобы принять решение иногда нужно мгновение, а иногда дни. Так бывает у всех, а значит и я имею право на время на размышления.
- Я обязательно ошибусь. – Невозможно знать всё. Теперь я это знаю и буду учитывать. Ошибки неизбежны, когда учишься новому. Ошибаться – это нормально, это урок на будущее. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
- Я обязательно что-то натворю не то/ Обязательно случиться что-то плохое. – Мы не в силах контролировать все события нашей жизни. Достаточно того, что я готова нести ответственность за свои поступки.
- Я приношу людям только огорчения. – Огорчить человека можно лишь имея такую цель. Человек может огорчиться и без моего намерения его огорчить. И если это так, то это его выбор, а не моя ответственность. Я учту, что подобное его огорчает, но буду поступать иначе только если считаю это возможным и если это действительно зависит от меня.
- Я плохая мать/ Я никчёмный отец. – Я не равнодушен, мне не всё равно, я ответственный родитель и значит я уже не могу считаться никчёмным. Я иногда ошибаюсь и устаю, как и любой человек. Но я готов исправлять ошибки, приносить извинения и искать новые решения – значит я хороший родитель.
- Если меня не пинать, то я не взлечу. – Меня должен мотивировать не страх и угрозы, а желание достичь результата. Дело должно вдохновлять меня, быть важным, а не наказанием.
- На отдых нет времени/ В помощи отказывать нельзя. – Если я не отдохну и не позабочусь о себе, то у меня тем более не будет сил на помощь другим. Чтобы жить и действовать мне нужны силы, но для этого я должна их восполнять. Я имею право на заботу, отдых и выбор, как распорядиться своими ресурсами.
Голос Критика, если прислушаться, часто имеет знакомую интонацию и «фотографию» нашего «самого главного провала». Часто из детства. Но сейчас, как взрослые, мы можем постоять за себя и дать отпор тому, что нам не приносит пользы, а лишь истязает и тормозит наше развитие. Ни одно событие прошлого не лишает нас права и возможности поступить в будущем иначе.
Мы сами выбираем вторить ли угнетающим голосам прошлого и сдаться или выбрать реальную жизнь и самим определять то, кто мы, какие мы и куда направлен наш следующий шаг.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
педагог-психолог Евгения Зашмарина
Жду ваших вопросов
на форуме, а если предпочтительно личное общение или необходима запись на консультацию, то мои контакты:
Telegram
https://t.me/zenick
WhatsApp +7(963)601-56-44 (только для текстовых сообщений)
Другие "Заметки на полях" на Уфамаме:
Адаптация к школе.
Любимый цвет радуги.
Первый раз в первый класс.
Как договориться с подростком, чтобы все уцелели.