Оставь отзыв о закупке - получи вознаграждение!
• Блог
• 

Доктор, это нормально?



Случается, что мы думаем о чем-то или делаем что-то, а потом задаемся вопросом: «А это вообще нормально?». Вроде бы и спросить об этом у близких неудобно, чтобы убедиться в своей адекватности. Как же быть? Есть хорошая новость – СПРОСИТЕ у УФАМАМЫ! В разделе консультаций «Психолог для всех» на форуме можно задать любой вопрос. А если хотите остаться инкогнито, задайте вопрос Администратору в личку - наши психологи-консультанты обязательно на него ответят. А сегодня - очередная подборка интересных вопросов-ответов. Отвечает – когнитивный психотерапевт Ольга Вершинина.

Нормально ли читать состав каждого продукта, прежде чем его купить, или это паранойя?




Отклонением от норм психического поведения это действие не является. Проявлением параноидной стратегии это можно счесть, если целью изучения состава является найти там злой умысел его изготовителей, желание уличить в нечестности, то есть, подтверждение таким глубинным убеждениям как: «Я уязвим для других людей», «Людям нельзя доверять», «Они хотят навредить мне (нам)».

Если же таких убеждений нет и человек не считает мир враждебно настроенным к нему, то, скорее всего, изучает состав (и не только продуктов питания) из заботы о здоровье и желания пользоваться качественными вещами. Например, при аллергии, некоторых аутоиммунных заболеваниях, вроде псориаза, кожных заболеваниях, нарушениях циклов метилирования (например, гистаминового цикла) присутствие даже одного провоцирующего компонента может стать опасным, иногда – смертельно. Людям с целиакией категорически важно, чтобы им не попал даже миллиграмм глютена, а при проблемах с гистамином даже некоторые бифидо- и лактобактерии ухудшат самочувствие.

Еще есть люди, не имеющие явных ограничений по здоровью, но желающие сохранить это здоровье и качество своей жизни. Как правило, они хорошо разбираются в том, как питание влияет на здоровье, а также понимают, что современные общественные установки, требования рынка толкают производителей к снижению качества товара за счет удешевления его производства. Они добиваются этого за счет замены ингредиентов на искусственные, использования неквалифицированных кадров, неэкологичного производства, упаковки и тп. Естественно, это лишает товар его полезных качеств, а то и вовсе делает вредным. Производитель втягивается в эту гонку, потому что натуральные ингредиенты делают продукт дорогим на фоне тех, кто напичкал его аналог трансжирами или синтетикой. Потребители, знающие эту «кухню» стараются избегать ее дурных блюд.

Для такой позиции изучение состава каждого продукта, который человек планирует использовать, выглядит естественным и последовательным.

Почему может раздражать лицо совершенно незнакомого мне человека?




Потому что от предков, живших в опасном и жестком мире прошлого, нам досталась потребность к непрерывному межеванию на «свой-чужой». У нас эволюционно обусловленная потребность понять, считать ли человека «другом или врагом» и как с ним обойтись: поделиться благом или изгнать (если вы добры сегодня). А если нет, то на это запасены более агрессивные намерения и способы их выражения. А поскольку четких маркеров для безошибочного отделения своих и чужих у нас нет, то в ход идет все, что можно: запах, цвет кожи, симметричность черт, одежда, соблюдение эмоциональных норм – все в копилочку.

Естественно, самое большое внимание уделяется лицу. У нас есть биологический внутренний «сенсор» на распознавание лиц. Этим, кстати, объясняется наша способность видеть человеческое лицо даже в чашке кофе или ночном лике луны. Эмоция от предъявления лица возникает в немыслимо короткие сроки после этого самого предъявления. Информация от глаз поступает сначала в «древний» мозг, отвечающий за распознавание опасности и быстрое реагирование на нее. И лишь после этого она доходит до лобной префронтальной коры, отвечающей за взвешенные решения. Таким образом, раздражение от чужого лица возникает примерно так: вы видите лицо, ваша миндалина оценивает его по каким-то ему одному ведомым признакам как чужое, угрожающее, после чего выделяется некоторое количество гормонов, способных подкрепить и продлить возникшую тревогу. Затем информация дошла до лобной коры, вы заново ее оценили. Тут развилка: либо вы напоминаете себе, что эмоция неадекватна, никакой угрозы нет, это напугался ваш старый мозг. Тогда эмоция постепенно сменяется на более спокойную. А если вы начинаете рационализировать свою эмоцию, то есть, подыскивать ей оправдывающую ее причину («он похож на моего отца, значит, такой же» или «чертовы иностранцы – от них все проблемы»), то эмоция переходит в раздражение или, если есть другое привычное реагирование на угрозу, то в этот вид реагирования.



Есть другой путь: попавшая информация оценивается не негативно, а позитивно, например, в чертах нового лица есть признаки детского, что подсознательно вызывает умиление, нежность, то тогда выделяются другие гормоны (окситоцин, вазопрессин) и вы чувствуете внезапную симпатию к человеку. Отсюда рассказы в духе: «Я как будто всю жизнь его знал!» или «его лицо располагало к себе». Затем информация опять отправляется в лобную кору и опять развилка: вы либо напоминаете себе, что совсем не знаете этого человека, так что разумным будет отнестись к нему спокойно, нейтрально, пока нет другой информации, либо рационализируете, то есть, подыскиваете причины для укрепления своего позитива к нему.

Можно ли влиять на процесс первоначальной оценки лица? Да, можно. Наш древний мозг ориентируется на полученные знания, опыт, общий гормональный фон, подспудные глубинные убеждения. Так что если вы следите за своей щитовидкой и вообще за здоровьем, думаете о мире, как о безопасном месте, о людях как о не угрожающих вам смертью без явных признаков, то и реакции ваши будут спокойны и нейтральны. Соответственно, если вы находитесь в состоянии дискомфорта, боли, вражды, подозрений и тп, то и ваша миндалина будет сжиматься каждый раз при предъявлении любого нового стимула. Это, кстати, может привести к паническим атакам, но это уже совсем другая история.

Другие статьи блога "Спрашивали? Отвечаем!"


О чайлдфри.
Недетские вопросы о детях.
Про любовь, отношения и долженствования.
О страхе, совести, смысле жизни и заблуждениях в психологии и не только.
Как перестать ревновать мужа, научиться мыслить рационально и находить людей, близких по духу.
+12 спасибо спасибо!  18 сентября 2021 г. 23:04 добавить в избранное 2 Администратор форума комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта