• 

Заметки на полях: Адаптация к школе



Вот и стартовал учебный год. У первоклассников начался большой удивительный этап их жизни, полный новых открытий, впечатлений и знакомств. На этом этапе их ждут совершенно новые требования, нагрузки, статус и условия. Чтобы привыкнуть к этим переменам детям требуется время. Кто-то адаптируется через несколько недель, а кому-то потребуется полгода. Продолжительность во многом зависит от личных особенностей каждого из детей, от степени их готовности к школе (интеллектуальной, психологической, физической). Но важное значение играет и активное участие взрослых в жизни их детей. Рассмотрим несколько рекомендаций для родителей, которые помогут ребёнку пройти период адаптации к школе наиболее мягко и быстро.

При адаптации ребёнка к школе рекомендуется учитывать следующее:


  • Проявляйте интерес к школьной жизни ребёнка и регулярно беседуйте с ним. Спрашивайте, как дела в школе, что нового в жизни класса, как общаются между собой ребята и как складывается общение с учителем. Ребёнка в это время часто переполняют новые эмоции и переживания, ему важно быть услышанным.
  • Обсудите с ребенком новые правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Дайте необходимые разъяснения и ответьте на все его уточняющие вопросы. Многое изменилось, но почему и зачем?
  • Учитель – новый авторитет в жизни ребёнка. Да, не просто принять, что в жизни вашего малыша появляется ещё некий значимый взрослый. Но это важно для процесса обучения. Поддерживайте авторитет учителя и не высказывайтесь неуважительно о нём при ребёнке.
  • Детские проблемы не менее значимы, чем взрослые. По уровню напряжения и переживания они столь же велики, а иногда даже интенсивней. Конфликт детей с учителем или в классе ничем не легче спора между взрослыми. Воспринимайте подобное со всей серьёзностью и цените, что ваш ребёнок доверяет вам свои сокровенные переживания. Относитесь бережно к откровенности детей.
  • Темперамент у каждого свой. Кому-то тяжело усидеть на одном месте, кому-то наоборот трудно поспевать за ритмом класса. Поддерживайте своего ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, а не ругайте за то, что он такой, какой есть.
  • Жёсткая критика препятствует развитию. Не каждый ребёнок легко начинает писать аккуратно или быстро читать. Поддерживайте своего ребёнка и уделите внимание слабым местам, не высмеивая и не унижая, а помогая ему. Особенно тяжело дети переносят критику при посторонних. Ребёнок имеет право ошибаться.
  • Сравнивая ребёнка с другими людьми вы наносите удар по его самооценке. Ориентируйтесь на личные успехи ребёнка. Сравнивать можно его прежние результаты и новые достижения.
  • Искренне выражайте радость успехам ребёнка. Это придаст ему уверенность в собственных силах. Ставьте достижимые цели и отмечайте их достижение. Избегайте чрезмерных требований. Каждый ребёнок особенный и не так важно вундеркинд ли он, когда он здоров и счастлив.
  • Угрозы, крик, запугивание, манипуляции, насилие – не решают ничего, только причиняют боль ребёнку, разрушают любовь и вселяют страхи.
  • Юмор помогает вынести многое. Развивайте в себе чувство юмора, шутите с ребёнком, веселитесь вместе. Иногда умение посмеяться над собой крайне полезно.
  • Будьте готовы успокоить ребёнка. Иногда дети приходят из школы не в настроении, заплаканные, расстроенные. Будьте рядом, утешьте, если ребёнку необходимо - поговорите, если нет – обнимите и помолчите рядом с ним.
  • Мама и папа плечом к плечу, а не против друг друга. Родители не должны соперничать или противоречить в требованиях и правилах. Мама и папа действительно воспринимаются детьми по-разному (мама - тихая безопасная гавань, папа – укрепляет смелость отправляться в плавание), но если решено, например, тридцать минут читать, то один родитель не отменяет решение другого и не привносит послабления. Родители должны быть последовательны, едины и предельно ясны в своих правилах, запретах и разрешениях.
  • Наступление первого сентября не тождественно взрослению. Да, круг обязанностей у ребёнка меняется, но он не становится «большим» мгновенно. Не апеллируйте к этому понапрасну – так вы увеличите напряжение и волнение ребёнка. Вносите изменения плавно и не всё сразу. Добавляйте домашние дела постепенно. Привыкание к новой роли школьника требует времени. Помните: он всё также остаётся ребёнком и его детство продолжается.
  • Поощряйте самостоятельность ребёнка. Если он может справиться сам и тем более выражает готовность, то позвольте ему сделать это самому. Опека должна быть в меру.
  • Если видите, что необходима помощь, то предложите. Не делайте все уроки за ребёнка, но, если у него затруднения, то помогите ему с трудностями. Учиться – это тоже навык.
  • Не записывайте ребёнка во все доступные кружки разом. Так вы не столько расширите возможности для развития, сколько перегрузите ребёнка, и он прекратит успевать и там, где ранее всё получалось. Это лишь дополнительный стресс.
  • После занятий сначала отдых или прогулка.
  • Оставляете ребёнку его личное время. Пусть проводит его по своему усмотрению: играет, читает, занимается творчеством.
  • Соблюдайте чёткий распорядок дня. Ребёнку важно высыпаться и обязательно гулять на свежем воздухе.
  • Для занятий дома у первоклассника должно быть специально оборудованное место. Важна не только особая мебель, но и правильное освещение.
  • Атмосфера в семье должна быть благополучной. Следите за общим климатом дома, старайтесь решать все вопросы избегая ссор и конфликтов, проявляйте заботу и внимание к членам семьи.

Будьте терпеливы и внимательны, будьте рядом с вашими детьми, когда им это необходимо. Окружайте их любовью и, я уверенна, период их адаптации к школе пройдёт быстро и легко. Успехов вам, дорогие родители!



С уважением и наилучшими пожеланиями,
педагог-психолог Евгения Зашмарина

Жду ваших вопросов на форуме, а если предпочтительно личное общение или необходима запись на консультацию, то мои контакты:
Telegram https://t.me/zenick
WhatsApp +7(963)601-56-44 (только для текстовых сообщений)

Другие посты блога «По следам счастливого детства» на Уфамаме:


Заметки на полях: Первый раз в первый класс.
Живой вопрос: «Отдавать ли ребёнка в детский сад?»


+7 спасибо спасибо!  7 сентября 2021 г. 16:43 добавить в избранное 1 Евгения Зашмарина комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта