• Блог
• 

Недетские вопросы о детях



Стартовал новый учебный год. Многие детско-родительские проблемы, утихшие на лето, снова становятся актуальными. Есть среди них и традиционные, и новые, навеянные современными тенденциями. На вопросы родителей сегодня ответит когнитивный психотерапевт Ольга Вершинина.

Существует ли ещё в школе неравенство между мальчиками и девочками? Вроде "труда", где девочки шьют, а мальчики пилят?




Ой, знаете, в школе столько неравенства – ужас ужасный и ежедневный. Туалеты, например, тоже раздельные для мальчиков и девочек. А для учителей и вовсе учительская есть, туда и мальчиков, и девочек чай пить не приглашают, а если зовут, так затем, чтоб «шею намылить». И школой это неравенство не кончается, а приобретает немыслимые формы и размеры, например, кто-то двор метет, а кто-то придумывает, по каким законам должны жить дворники. Или, если к мальчикам и девочкам вернуться, то девочкам отпуск по беременности и родам дают, а мальчикам – только по уходу за ребенком.

И куда не кинь – везде сплошное неравенство: есть худые и толстые, черноглазые и с глазами цвета моря, высокие и низкие, умные и глупые. Люди рождаются с неодинаковым набором генов и это тоже неравенство. А еще они хотят жить, работать, радоваться, воспитывать детей – все по-разному. Так может идея про равенство утопична? Может, если полное и абсолютное равенство невозможно, то стоит исходить не из того, как хотелось бы, а из того, как есть? И приспосабливать разные особенности разных людей под разные нужды одного общества? А тем, кого это общество не подходит, отпускать в другие? Значит, нужно допустить и разные общества, которые тоже будут не идентичны, а значит, неравны друг другу.
Но вернемся к школе:
  • Во-первых, у школы нет задачи соблюсти абстрактные представления о справедливости отдельного мальчика или отдельной девочки, как, впрочем, и отдельного учителя ила родителя (независимо от его пола). Школа занимается обучением по заданной госпрограмме и минимальной социальной адаптацией, в которую также входит минимальное овладение распространенными навыками. И с этой точки зрения знакомить девочек с тем, что ожидает от них общество, весьма разумно. Тоже самое и про мальчиков.
  • Во-вторых, когда людям, которые собираются рано или поздно объединиться в пару, предстоит принести в семейную копилку разные ресурсы, в том числе и навыки. И в этом смысле гораздо полезнее иметь разные навыки, а не одинаковые. Представьте, что оба умеют только шить или только пилить. Значит, за продуктом другого навыка им придется обратиться к другим людям, отдать за это семейные ресурсы. Так что гораздо полезнее одному уметь шить, а другому – пилить. Такой подходит полезен и в других семейных делах: не противопоставлять, а объединять навыки, умения, привычки ради общей цели.

Как решить, кому что лучше делать? В самостоятельном варианте – по желанию. Решаете, что вам лично лучше уметь шить, и учитесь шить. В школе это решается по общим средним параметрам: физиологические нормы и гендерные роли, опирающиеся зачастую на ту же самую физиологию.

Маменькин сынок - это фейл, а папенькина дочка - это круто. Значит ли это, что женщины воспитывают хуже, чем мужчины?




Нет, не значит. В приведенных вами выражениях речь не о способности воспитывать как таковой, а о разнице гендерных стереотипов. «Папиными дочками» называют ведь не хорошо воспитанных девочек, а девочек, уверенных в своей привлекательности и востребованности на основании их привычки быть безусловно принятыми и одобренными мужчиной. А поскольку такие девочки будут отличаться разборчивостью, то их шансы выбрать себе настроенного ценить их партнера повышаются. При этом, если девочке, кроме папиного внимания, не досталось честной обратной связи, социальных навыков, научения эмоциональным нормам, эмпатии и прочим, как раз, «воспитательным», вещам, то ее шансы быть счастливой резко падают, потому что даже если она и разглядит хорошего партнера, то привлечь и удержать его будет нечем.

Другое дело, что мама и папа действительно разные, потому, объединив воспитательные усилия, могут дать ребенку разную пользу. Мама может научить мальчика уважению и доверию к женщинам, показать положительный пример женщины, мамы, жены. Научить заботиться и понимать потребности, развить эмпатию. Девочка, как уже говорилось выше, может получить от папы позитивный опыт принятия и одобрения мужчиной, позитивный образ мужчины. Научиться принимать любовь и заботу, восхищение и поддержку. Поэтому родителям лучше не противопоставлять свои навыки и методы, а объединять их. По крайней мере так лучше для ребенка.

Какие психологические советы вы бы дали школьникам, готовящимся к экзаменам?




Самый главный совет: каким бы ни был результат экзаменов – это точно не конец света. Это не оценка человека вообще, его качеств и навыков, умений или характера, это всего лишь оценка его ответов на заданные вопросы в конкретных обстоятельствах. От нее не зависят по-настоящему важные вещи (жизнь, здоровье, дальнейшие успехи), поэтому крайне важно помнить об этом и ДО экзамена, и ПОСЛЕ.

Экзаменационная обстановка полна искусственного стресса. Он начинается еще во время подготовки, когда школьникам со всех сторон объясняют, что высокий балл ЕГЭ или ОГЭ невероятно важен, критичен для их будущего. Давят и школа, и родители, создавая ложную связь между оценкой человека другими, соответствием его неким стандартам или ожиданиям и его счастьем и успехом. Школе нужны показатели, по которым их работу оценит проверяющий орган и родитель. Родителю нужно, чтобы его хорошо оценили другие и чтобы облегчить себе и бремя продолжения образования ребенка, и тревогу за то, что ребенок может остаться за кормой успеха в родительском представлении. Как говорится в старом анекдоте: «Еврейская мама считает плод жизнеспособным с момента получения им диплома юриста или врача». А ребенок оказывается жертвой системы и чужих ожиданий и страхов.

Другая сложность заключается в расхожем убеждении, что человек способен двигаться к успеху, только испытывая страх неудачи. Не будет бояться последствий – будет лениться и все провалит. В это всерьез верили даже некоторые ученые, но исследования показывают, что мнение о пользе страха ошибочно. (Фрэнк Фаранда «Парадокс страха»). Да, у страха мощнейший эволюционный базис, наши предки выжили именно потому, что научились параноически бояться каждого шороха и развивать воображение, представляя себе, что может скрываться в темноте или за поворотом. Но такие навыки приводили к возможности передать гены, а вовсе не сделать жизнь здоровой и счастливой. Умение нашего ума нарисовать себе картинку, а потом испугаться ее так, как будто ее исполнение грозит выживанию в прямом смысле, в современной жизни только вредит здоровью и, судя по исследованиям Р. Сапольски, гораздо серьезнее, чем мы можем представить тем самым воображением. Между тем, мы – не то, что мы думаем, а то, что мы делаем. Поэтому решение, например, хорошо учиться, а затем его последовательное исполнение куда эффективнее любого страха с его гормональными выбросами, стрессовым метаболизмом, повышенной активностью миндалины и хроническим напряжением мышц.

Что можно посоветовать школьнику перед экзаменами?


  • Во-первых, принять решение хорошо их сдать. Это предполагает ряд последовательных действий: организовать среду для успешной подготовки, установить режим дня, попросить родителей помочь узнать свой уровень здоровья (например, уровень магния и корректность работы щитовидной железы), запастись ресурсами (учебными материалами, возможностью консультаций, знанием необходимого уровня подготовки).
  • Во-вторых, представить себе, что экзамен провален и какой в связи с этим может быть самый страшный сценарий. Когда выяснится, что ни жизнь, ни здоровье, ни близкие от этого никак не пострадают, выработать конкретный план действий на этот случай (взять репетитора, найти работу) и вспоминать о нем каждый раз, когда охватывает страх и тревога из-за экзамена.
  • В-третьих, создать себе экзаменационную обстановку, начиная от прохождения через импровизированный металлоискатель и заканчивая отсутствием телефона и строго лимитированным временем, и в этой обстановке несколько раз написать экзаменационную работу из прошлогодних материалов. Такая тренировка позволит мозгу считать новые действия освоенными и не придавать им большого значения.
  • Еще полезным будет исключить досадные мелочи, связанные не со знаниями: посмотреть на карте, где школа, в которой будете писать работу, заранее вызвать такси или договориться со знакомым или родственником, чтобы отвез на экзамен, проверить, работает ли будильник или завести второй, ну и так далее.

А вот принимать успокоительные перед экзаменом НЕ стоит: они могут излишне седатировать и вы, вместо спокойствия, получите вялость или апатию.

Выдержки всем, терпения и удачного учебного года!

* * * * *
Напоминаем, что задать интересующий вас вопрос можно в комментариях к статьям блога "Спрашивали? Отвечаем!". При необходимости можно обратиться с вопросом в Обратную связь или в личку (Администратору форума или Альбе). Мы обязательно ответим на ваши вопросы, сохранив анонимность.


Другие статьи блога "Спрашивали? Отвечаем!"


Про любовь, отношения и долженствования.
О родительском контроле, чувстве вины и порядочности.
О страхе, совести, смысле жизни и заблуждениях в психологии и не только.
О беспорядке, коварных манипуляторах, взаимопонимании и запретах в браке.
Как перестать ревновать мужа, научиться мыслить рационально и находить людей, близких по духу.
+11 спасибо спасибо!  2 сентября 2021 г. 18:21 добавить в избранное 1 Администратор форума комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта