Стартовал новый учебный год. Многие детско-родительские проблемы, утихшие на лето, снова становятся актуальными. Есть среди них и традиционные, и новые, навеянные современными тенденциями. На вопросы родителей сегодня ответит когнитивный психотерапевт Ольга Вершинина.
-----
Ой, знаете, в школе столько неравенства – ужас ужасный и ежедневный)))). Туалеты, например, тоже раздельные для мальчиков и девочек. А для учителей и вовсе учительская есть, туда и мальчиков, и девочек чай пить не приглашают, а если зовут, так затем, чтоб «шею намылить». И школой это неравенство не кончается, а приобретает немыслимые формы и размеры, например, кто-то двор метет, а кто-то придумывает, по каким законам должны жить дворники. Или, если к мальчикам и девочкам вернуться, то девочкам отпуск по беременности и родам дают, а мальчикам – только по уходу за ребенком.
И куда не кинь – везде сплошное неравенство: есть худые и толстые, черноглазые и с глазами цвета моря, высокие и низкие, умные и глупые. Люди рождаются с неодинаковым набором генов и это тоже неравенство. А еще они хотят жить, работать, радоваться, воспитывать детей – все по-разному. Так может идея про равенство утопична? Может, если полное и абсолютное равенство невозможно, то стоит исходить не из того, как хотелось бы, а из того, как есть? И приспосабливать разные особенности разных людей под разные нужды одного общества? А тем, кого это общество не подходит, отпускать в другие? Значит, нужно допустить и разные общества, которые тоже будут не идентичны, а значит, неравны друг другу.
Но вернемся к школе:
Как решить, кому что лучше делать? В самостоятельном варианте – по желанию. Решаете, что вам лично лучше уметь шить, и учитесь шить. В школе это решается по общим средним параметрам: физиологические нормы и гендерные роли, опирающиеся зачастую на ту же самую физиологию.
Нет, не значит. В приведенных вами выражениях речь, скорее, не о способности воспитывать как таковой, а о разнице гендерных стереотипов. «Папиными дочками» называют ведь не хорошо воспитанных девочек, а девочек, уверенных в своей привлекательности и востребованности на основании их привычки быть безусловно принятыми и одобренными мужчиной. А поскольку такие девочки будут отличаться разборчивостью, то их шансы выбрать себе настроенного ценить их партнера повышаются. При этом, если девочке, кроме папиного внимания, не досталось честной обратной связи, социальных навыков, научения эмоциональным нормам, эмпатии и прочим, как раз, «воспитательным», вещам, то ее шансы быть счастливой резко падают, потому что даже если она и разглядит хорошего партнера, то привлечь и удержать его будет нечем.
Другое дело, что мама и папа действительно разные, потому, объединив воспитательные усилия, могут дать ребенку разную пользу. Мама может научить мальчика уважению и доверию к женщинам, показать положительный пример женщины, мамы, жены. Научить заботиться и понимать потребности, развить эмпатию. Девочка, как уже говорилось выше, может получить от папы позитивный опыт принятия и одобрения мужчиной, позитивный образ мужчины. Научиться принимать любовь и заботу, восхищение и поддержку. Поэтому родителям лучше не противопоставлять свои навыки и методы, а объединять их. По крайней мере так лучше для ребенка.
Самый главный совет: каким бы ни был результат экзаменов – это точно не конец света. Это не оценка человека вообще, его качеств и навыков, умений или характера, это всего лишь оценка его ответов на заданные вопросы в конкретных обстоятельствах. От нее не зависят по-настоящему важные вещи (жизнь, здоровье, дальнейшие успехи), поэтому крайне важно помнить об этом и ДО экзамена, и ПОСЛЕ.
Экзаменационная обстановка полна искусственного стресса. Он начинается еще во время подготовки, когда школьникам со всех сторон объясняют, что высокий балл ЕГЭ или ОГЭ невероятно важен, критичен для их будущего. Давят и школа, и родители, создавая ложную связь между оценкой человека другими, соответствием его неким стандартам или ожиданиям и его счастьем и успехом. Школе нужны показатели, по которым их работу оценит проверяющий орган и родитель. Родителю нужно, чтобы его хорошо оценили другие и чтобы облегчить себе и бремя продолжения образования ребенка, и тревогу за то, что ребенок может остаться за кормой успеха в родительском представлении. Как говорится в старом анекдоте: «Еврейская мама считает плод жизнеспособным с момента получения им диплома юриста или врача». А ребенок оказывается жертвой системы и чужих ожиданий и страхов.
Другая сложность заключается в расхожем убеждении, что человек способен двигаться к успеху, только испытывая страх неудачи. Не будет бояться последствий – будет лениться и все провалит. В это всерьез верили даже некоторые ученые, но исследования показывают, что мнение о пользе страха ошибочно. (Фрэнк Фаранда «Парадокс страха»). Да, у страха мощнейший эволюционный базис, наши предки выжили именно потому, что научились параноически бояться каждого шороха и развивать воображение, представляя себе, что может скрываться в темноте или за поворотом. Но такие навыки приводили к возможности передать гены, а вовсе не сделать жизнь здоровой и счастливой. Умение нашего ума нарисовать себе картинку, а потом испугаться ее так, как будто ее исполнение грозит выживанию в прямом смысле, в современной жизни только вредит здоровью и, судя по исследованиям Р. Сапольски, гораздо серьезнее, чем мы можем представить тем самым воображением. Между тем, мы – не то, что мы думаем, а то, что мы делаем. Поэтому решение, например, хорошо учиться, а затем его последовательное исполнение куда эффективнее любого страха с его гормональными выбросами, стрессовым метаболизмом, повышенной активностью миндалины и хроническим напряжением мышц.
А вот принимать успокоительные перед экзаменом НЕ стоит: они могут излишне седатировать и вы, вместо спокойствия, получите вялость или апатию.
Выдержки всем, терпения и удачного учебного года!
* * * * *
Напоминаем, что задать интересующий вас вопрос можно в личку (конвертик рядом с ником автора статьи)
Про любовь, отношения и долженствования.
О родительском контроле, чувстве вины и порядочности.
О страхе, совести, смысле жизни и заблуждениях в психологии и не только.
О беспорядке, коварных манипуляторах, взаимопонимании и запретах в браке.
Как перестать ревновать мужа, научиться мыслить рационально и находить людей, близких по духу.
Все блоги (228)
Авторские колонки (23)
Афиша (5)
Все о детях (18)
Закон и порядок (5)
Здоровье (11)
Корпоративные блоги (51)
Красота (7)
Кулинария (9)
Обо всем на свете (10)
Полезный блог (5)
Психология (6)
Семейная жизнь (4)
Стиль жизни (6)