Позади ОГЭ и ЕГЭ, выпускники замерли в ожидании результатов поступления. Но новый учебный год не за горами и скоро снова будут метания, переживания, вопросы. Нужны ли репетиторы современным школьникам? Кому, когда и зачем необходимы занятия с репетитором? На вопросы родителей отвечает психолог Александр Лебедев.
-----
...В образовании, как и везде: кто платит, тот и музыку заказывает. Платит у нас кто? Начальство. Можно сказать «государство», но я не буду, долго объяснять, почему. Поэтому образование у нас такое, которое по душе начальству. А ему достаточно, если человек будет обучен простейшим вещам: посчитать сдачу и расписаться в кредитном договоре. И в принципе, если ученик после школы собирается работать руками или ногами, и не намерен карьерно расти, то ему этого и впрямь достаточно. То, что нынешнее школьное образование все еще худо-бедно прокачивает мозги до уровня, теоретически пригодного для поступления в ВУЗ – это какое-то невероятное везение, сочетание инерции системы образования и наплевательства заказчика.
Однако и объем класса, и программа обучения рассчитаны на некий очень средний уровень. С одной стороны, конечно, выпускник должен мочь поступить, а с другой – потомственный алкоголик с рабоче-крестьянской окраины должен программу освоить и получить аттестат. Хорошо, если школа большая, и детей можно разделить по способностям на классы А, Б, В, и даже Г (а бывает и больше), а если нет?
В частной школе, куда я по дружбе забредаю по разным поводам, меня попросили поговорить с мамой мальчика, сильно отстающего по всем предметам. Мальчик хороший, добрый, но с некоторой задержкой развития. Максимум, на что он способен – кое-как сдать ОГЭ, да и то, если приложить усилия. Живет в соседней деревне и трогательно говорит, что ему надо уйти пораньше, потому что корова. Хозяйство у них.
Так вот, начал я разговаривать с мамой и сразу понял, что мама-то – такая же. И ничего, хозяйству не мешает. И я ее убеждал, что не надо мучать ребенка, в физтех он не поступит, для хозяйствования ему ни теорема косинусов, ни Достоевский, ни придаточные предложения на фиг не пригодятся. И нет в этом никакой беды, потому что их семейство легко обойдется без профессоров и докторов наук, дети которых учатся в той же школе (ну вот такая школа), а если что – так напротив, именно в их хозяйство будут приезжать с поклоном. Вот, скажем, захочется мне гуся, я что, в Москву на рынок поеду (у нас маленький подмосковный городок)? Нет, я к ним обращусь. «Ой, да конечно» – лепечет мама, – «Гуси у нас хорошие, приезжайте!» Или, упаси Деметра, если наше любимое начальство, пусть его все любят, включая коней, опять провалит очередную продовольственную программу и магазины опустеют, к кому мы все опять пойдем? Успокоилась мама. Мальчика никто не напрягает, и мальчик тоже никого не напрягает, он вообще хороший.
Ни при каких условиях школа все равно не сможет подготовить всех желающих всех уровней к поступлению во все ВУЗы, хотя бы потому, что их конкуренты не полагаются на школы, а занимаются дополнительно, и знают школьную программу несколько лучше и несколько глубже. И уж тем более нет возможности за 45-минутный урок учесть особенности каждого ученика и уделить ему отдельное внимание. Может и есть такие виртуозы, но я бы точно не успел.
Когда я был маленький, мне уроки казались длинными и занудными. А когда во взрослом состоянии мне случилось посидеть на уроке (неважно, зачем), я обнаружил, что уроки – коро-отенькие и стремительные. За 45 минут надо повторить предыдущую тему, опросить по ней, объяснить новую тему, опросить и по ней тоже… И это без учета «ответить на тупой вопрос», «разъяснить тому, кто прошлый урок прогулял», «успокоить остолопов с задней парты» и тому подобное. Я бы не справился. Я вел занятия для взрослых людей по 3-4 часа, а то и на пару дней.
А с учетом того, что дети, как я уже намекнул, разные, возникает вопрос: а с какой скоростью и какой глубины давать темы? Рассчитывать на скучающего быстроумного вундеркинда, которому сколько ни дай – все мало, или на скучающего мечтательного шалопая, которому это все вообще не сдалось? Или на какую-то серединку, при которой все равно и первый и второй будут скучать?
И вот тут возникает и необходимость и возможность купить это самое дополнительное внимание, если вам надо, чтобы ваше дитя таки получило что-то, кроме оплаченного начальством умения читать, слегка считать и совсем немного писать.
Если, скажем, ваш ребенок не тянет английский, да и русский, прямо скажем, не тянет, потому что вообще не говорец, а, скажем, швец или на дуде игрец, или же мыслит формулами и уравнениями, то совсем не вредно будет, если специалист его специальным образом допинает до нормального среднего уровня.
И наоборот: если вы, например, стратегически намерены переехать в страну, где говорят на английском, или же ваш ребенок на досуге почитывает Х.-Г. Го «Гауссовы функции в банаховых пространствах», то логично и разумно будет нагрузить пригодное к тому дитя дополнительным материалом.
И кто будет это делать? Правильно, репетитор. Но да, тоже правильно: только в случаях этих двух категорий (плюс еще одной, описанной про корову и гуся). Кому не надо – тому не надо. И при ответе на вопрос «Нужен ли репетитор?» мы внезапно сталкиваемся с обычным в психологической практике контрвопросом: «Кому нужен?», а то и с вторым: «Зачем нужен?» без ответа на которые невозможно дать и ответ на основной вопрос.
Так что не спорьте. Решайте для себя.
Про детей.
Консультации психолога.
О материнской любви и нелюбви.
О беспорядке, коварных манипуляторах, взаимопонимании и запретах в браке.
Все блоги (228)
Авторские колонки (23)
Афиша (5)
Все о детях (18)
Закон и порядок (5)
Здоровье (11)
Корпоративные блоги (51)
Красота (7)
Кулинария (9)
Обо всем на свете (10)
Полезный блог (5)
Психология (6)
Семейная жизнь (4)
Стиль жизни (6)