• Блог
Школа 113 читателя
• 

Нужен ли репетитор?



Позади ОГЭ и ЕГЭ, выпускники замерли в ожидании результатов поступления. Но новый учебный год не за горами и скоро снова будут метания, переживания, вопросы. Нужны ли репетиторы современным школьникам? Кому, когда и зачем необходимы занятия с репетитором? На вопросы родителей отвечает психолог Александр Лебедев.

* * * * *
...В образовании, как и везде: кто платит, тот и музыку заказывает. Платит у нас кто? Начальство. Можно сказать «государство», но я не буду, долго объяснять, почему. Поэтому образование у нас такое, которое по душе начальству. А ему достаточно, если человек будет обучен простейшим вещам: посчитать сдачу и расписаться в кредитном договоре. И в принципе, если ученик после школы собирается работать руками или ногами, и не намерен карьерно расти, то ему этого и впрямь достаточно. То, что нынешнее школьное образование все еще худо-бедно прокачивает мозги до уровня, теоретически пригодного для поступления в ВУЗ – это какое-то невероятное везение, сочетание инерции системы образования и наплевательства заказчика.

Однако и объем класса, и программа обучения рассчитаны на некий очень средний уровень. С одной стороны, конечно, выпускник должен мочь поступить, а с другой – потомственный алкоголик с рабоче-крестьянской окраины должен программу освоить и получить аттестат. Хорошо, если школа большая, и детей можно разделить по способностям на классы А, Б, В, и даже Г (а бывает и больше), а если нет?

В частной школе, куда я по дружбе забредаю по разным поводам, меня попросили поговорить с мамой мальчика, сильно отстающего по всем предметам. Мальчик хороший, добрый, но с некоторой задержкой развития. Максимум, на что он способен – кое-как сдать ОГЭ, да и то, если приложить усилия. Живет в соседней деревне и трогательно говорит, что ему надо уйти пораньше, потому что корова. Хозяйство у них.

Так вот, начал я разговаривать с мамой и сразу понял, что мама-то – такая же. И ничего, хозяйству не мешает. И я ее убеждал, что не надо мучать ребенка, в физтех он не поступит, для хозяйствования ему ни теорема косинусов, ни Достоевский, ни придаточные предложения на фиг не пригодятся. И нет в этом никакой беды, потому что их семейство легко обойдется без профессоров и докторов наук, дети которых учатся в той же школе (ну вот такая школа), а если что – так напротив, именно в их хозяйство будут приезжать с поклоном. Вот, скажем, захочется мне гуся, я что, в Москву на рынок поеду (у нас маленький подмосковный городок)? Нет, я к ним обращусь. «Ой, да конечно» – лепечет мама, – «Гуси у нас хорошие, приезжайте!» Или, упаси Деметра, если наше любимое начальство, пусть его все любят, включая коней, опять провалит очередную продовольственную программу и магазины опустеют, к кому мы все опять пойдем? Успокоилась мама. Мальчика никто не напрягает, и мальчик тоже никого не напрягает, он вообще хороший.




Ни при каких условиях школа все равно не сможет подготовить всех желающих всех уровней к поступлению во все ВУЗы, хотя бы потому, что их конкуренты не полагаются на школы, а занимаются дополнительно, и знают школьную программу несколько лучше и несколько глубже. И уж тем более нет возможности за 45-минутный урок учесть особенности каждого ученика и уделить ему отдельное внимание. Может и есть такие виртуозы, но я бы точно не успел.

Когда я был маленький, мне уроки казались длинными и занудными. А когда во взрослом состоянии мне случилось посидеть на уроке (неважно, зачем), я обнаружил, что уроки – коро-отенькие и стремительные. За 45 минут надо повторить предыдущую тему, опросить по ней, объяснить новую тему, опросить и по ней тоже… И это без учета «ответить на тупой вопрос», «разъяснить тому, кто прошлый урок прогулял», «успокоить остолопов с задней парты» и тому подобное. Я бы не справился. Я вел занятия для взрослых людей по 3-4 часа, а то и на пару дней.

А с учетом того, что дети, как я уже намекнул, разные, возникает вопрос: а с какой скоростью и какой глубины давать темы? Рассчитывать на скучающего быстроумного вундеркинда, которому сколько ни дай – все мало, или на скучающего мечтательного шалопая, которому это все вообще не сдалось? Или на какую-то серединку, при которой все равно и первый и второй будут скучать?



И вот тут возникает и необходимость и возможность купить это самое дополнительное внимание, если вам надо, чтобы ваше дитя таки получило что-то, кроме оплаченного начальством умения читать, слегка считать и совсем немного писать.

Если, скажем, ваш ребенок не тянет английский, да и русский, прямо скажем, не тянет, потому что вообще не говорец, а, скажем, швец или на дуде игрец, или же мыслит формулами и уравнениями, то совсем не вредно будет, если специалист его специальным образом допинает до нормального среднего уровня.

И наоборот: если вы, например, стратегически намерены переехать в страну, где говорят на английском, или же ваш ребенок на досуге почитывает Х.-Г. Го «Гауссовы функции в банаховых пространствах», то логично и разумно будет нагрузить пригодное к тому дитя дополнительным материалом.

И кто будет это делать? Правильно, репетитор. Но да, тоже правильно: только в случаях этих двух категорий (плюс еще одной, описанной про корову и гуся). Кому не надо – тому не надо. И при ответе на вопрос «Нужен ли репетитор?» мы внезапно сталкиваемся с обычным в психологической практике контрвопросом: «Кому нужен?», а то и с вторым: «Зачем нужен?» без ответа на которые невозможно дать и ответ на основной вопрос.

Так что не спорьте. Решайте для себя.

Другие материалы этого автора на Уфамаме:


Про детей.
Консультации психолога.
О материнской любви и нелюбви.
О беспорядке, коварных манипуляторах, взаимопонимании и запретах в браке.
+14 спасибо спасибо!  18 июля 2021 г. 18:51 добавить в избранное 0 swammerdam комментарии 12
Поделиться:
• Комментарии
Gitara, 20 июля 2021 г. в 16:06 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Считаю, что для ОГЭ репетитор не нужен, сама занималась с ребенком после работы, практически каждый день. Хорошего репетитора нанимать дорого, а от одного раза в неделю неделю пользы нет. К тому же щас репетиторы наровят поскорее время отработать и быстрее уйти. И им плевать понял ребенок или нет.
swammerdam, 21 июля 2021 г. в 9:17 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
"Норовят" пишется через два "о". После "плевать" нужна запятая.
"Поскорее время отработать" -- вообще непонятная конструкция. Поскорее провести час? Это как?
Вы уверены, что вашей квалификации достаточно?
Да, все хорошее стоит денег. И репетитор, и школа, в которой можно обойтись без репетитора. А также хороший врач, хорошая еда, хорошее жилье. Точно повод отказаться?
И, к сожалению, даже если вы молодцы, и у вас все получилось хорошо, никогда для единичного случая не известно, хорошо получилось благодаря вашим усилиям или вопреки им.
ПРО, 22 июля 2021 г. в 9:47 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
"....систематическое образование, даже в самом начале, во всём превосходит любую самостоятельную образованность. И любой обученный (.......) специалист в предмете разбирается лучше неспециалиста, даже если неспециалист очень умный."
swammerdam, 23 июля 2021 г. в 0:09 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Полностью согласен.
И такое ощущение, что я эту фразу уже где-то видел...
Gitara, 22 июля 2021 г. в 16:33 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Да повсюду эта пропаганда репетиторов! Школьная программа совсем не сложная, просто дети сейчас отвлекаются на гаджеты и не хотят сами заниматься. А родителям лень самим заниматься, поэтому и платят огромные деньги, и не всегда потом результат устраивает. Большинству родителей проще купить ребенку ноут или смартфон для самостоятельных занятий, чем сесть рядом и решать вместе.
альба, 23 июля 2021 г. в 8:58 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Как здорово, что вы сама занимаетесь с ребенком! И совсем замечательно, что у него есть успехи, то есть, вы, как вам кажется, смогли стать ребенку хорошим репетитором. Получается, что если дело именно в этом, то вы же можете зарабатывать этим постоянно?
альба, 23 июля 2021 г. в 8:59 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
И еще вопрос: кому выгодна пропаганда репетиторов? Кто, по-вашему, их пропагандирует и зачем?
Gitara, 23 июля 2021 г. в 11:48 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Это выгодно всем, в первую очередь репетиторам. Потому что сейчас уже даже первоклашкам нанимают репетиторов. Я сама зарабатывать этим не хочу, но этот опыт помог мне понять, что даже не имея образования педагога можно своему ребенку помочь. У нас была цель сдать ОГЭ и хорошо завершить учебный год, и мы ее достигли.
swammerdam, 23 июля 2021 г. в 12:31 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Кому это выгодно, кроме репетиторов? И как репетиторам удается организовать такую пропаганду?
И да, даже не имея медицинского образования, удается ребенка полечить. Часто даже успешно.
альба, 23 июля 2021 г. в 20:56 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Можно, ага. А можно и просто пичкать какими-то лекарствами, а когда организм, наконец, справится сам, гордо объявить, что это заслуга твоих знаний и умений)
альба, 23 июля 2021 г. в 20:55 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Да, репетиторам может быть выгодна статья о пользе репетиторов. Но если смотреть под таким углом, то любые статьи о пользе образования - тоже косвенная реклама репетиторства)) Видимо, их тоже нельзя писать и публиковать, а иначе заподозрят в рекламе репетиторства))
Ну хорошо, а как тогда вы объясните, что институт репетиторства, услуга, востребована? Почему люди ей пользуются-то? Все ленивы и глупы, так что ли?)
GuzelKriss, 23 июля 2021 г. в 23:41 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Специалисты и не специалисты - согласна. С обязательным наймом репетиторов - нет. Школьную программу прилежный и заинтересованный в поступлении ученик способен осилить сам. И сверх программы тоже. Так было и во времена моего обучения, и сейчас. Кто хотел добыть больше знаний - добывал их и поступал. Сейчас добыть знания в разы проще, было бы желание. Если есть зримые пробелы, да, нанимаем репетитора. Если ребенок умен, заинтересован - все по силам и без репетиторов. Масса примеров поступления детей в ВУЗы без репетиторов есть в моем окружении лично.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта