Через неделю моему сыну исполнится 10 лет. За год он очень подрос, изменился внешне, научился лучше читать и считать, добился успехов в спорте. Но кое-что осталось неизменным. Ему всё ещё сложно планировать своё время, он постоянно оставляет вещи на тренировке, теряет ключи, забывает зарядить телефон и т.п.
Я всерьез задумалась, является ли
рассеянность моего ребенка следствием возраста и могу ли я чем-то ему помочь. Для этого я даже опрос провела среди друзей и знакомых, имеющих
детей школьного возраста... Оказалось, что 100% детей начальных классов и подавляющее большинство подростков, опрошенных мною родителей, испытывают
сложности с самоорганизацией, самоконтролем и общением.
Эти дети очень способные, некоторые очень талантливые, а главное, все они очень стараются справиться со своей рассеянностью. Однако, некоторым детям нужен постоянный надзор и помощь даже в тех делах, с которыми их сверстники справляются самостоятельно. Значит
дело не в возрасте. Может с моим ребенком что-то не так? Озадаченная ответом на это вопрос, я пришла к выводу, что все гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд - дело не в отсутствии желания или безответственности, а
в отсутствии определенного навыка!
Нельзя же уговорить его пользоваться тем, чего у него нет.
Речь идет о так называемых
организационных навыках, которые помогают планировать и направлять свои действия, а также контролировать поведение.
Организационные навыки и способы их развития
Как у детей появляются
организационные навыки? Как и в случае с другими способностями, источника два:
врожденные (биологические) предпосылки и опыт. Если родители имеют проблемы с самоорганизацией - это может свидетельствовать как о генетической предрасположенности, так и об отсутствии примера (
личного опыта). В любом случае, организационные навыки можно и нужно "прокачать". Вместе это делать даже интереснее.
8 принципов развития организационных навыков:
- Обучайте ребенка недостающим навыкам, а не ждите, что они разовьются самостоятельно.
- Ставьте реалистичные цели. Можно обратиться к консультантам (педагогам и психологам), можно, как я, пообщаться с родителями детей примерно того же возраста. Чем лучше вы будете информированы об особенностях развития каждого возраста, тем реалистичнее будут ваши ожидания.
- Убедитесь в том, что ребенок понял инструкции. Инструкция должна быть четкой, последовательной и соответствовать возрасту. Напоминайте ребенку о том, что нужно почистить зубы перед сном, а не ждите, что он вспомнит об этом сам. Хвалите за успехи и не ругайте за забывчивость.
- Создайте благоприятные условия для тренировки навыков, это касается физического и социального окружения. Позовите в помощники бабушку, учителя, старшего брата, сделайте полки для игрушек доступнее, чтобы облегчить уборку.
- Создавайте «ритуалы» и режим, чтобы ребенок точно знал, что, когда и за чем следует, принимал необходимый навык как неотъемлемую часть жизни.
- Используйте стимулы для повышения эффективности (это может быть похвала, что-нибудь вкусное и даже праздник с подарками по итогу усвоения навыка).
- Продолжайте поддерживать и направлять ребенка до тех пор, пока он не овладеет навыком в совершенстве или не достигнет успеха.
- Поддержку, контроль и стимулы ослабляйте постепенно, а не резко.
Рекомендованная литература
Для тех, кто хочет больше узнать о том, как помочь ребенку овладеть соответствующим навыкам без наказаний и ссор, рекомендую к прочтению 3 замечательные книги:
- 1. Пэг Доусон, Ричард Гуар "Ваш ребёнок может всё"
- 2. Бэн Фурман "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы"
- 3. Карен Прайор "Не рычите на собаку"
Если у вас возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях!
Другие статьи блога "Психология счастья" на Уфамаме:
Как устроены наши дети.
Про слёзы и адаптацию.
Искусство быть счастливым.
Как поднять самооценку?
Как говорить с детьми о сложном? 18+