Посмотрел портфолио, выяснил стоимость услуг, понравилось, цена устраивает – берём! Казалось бы, просто. Но вам действительно показалось. Фотограф – это человек с фотокамерой, а не фотоаппарат с ножками, человеческий фактор очень усложняет дело, привносит массу нюансов, которые нельзя не учесть (если вы, конечно, не хотите пожалеть о своём выборе). О нюансах подробнее чуть ниже, а пока коротко о главном:
фотографа выбирайте сердцем.
(но прежде чем воспылать желанием выписать себе на свадьбу Джеффа Аскоу из Англии, определитесь с допустимым бюджетом на фотоуслуги и выбирайте уже в подходящей ценовой категории, и да, сердцем!)
Прежде чем определиться с бюджетом, подумайте, что для вас важнее – фото или видео, в соответствии с выбором распределяйте средства. Не торопитесь принимать решение, но делайте это вовремя, что значит заранее – чем больше времени до вашей свадьбы, тем больше у вас шансов работать с тем, с кем хочется, а не с тем, кто остался незанятым.
Если ваши средства ограничены и вы решились взять фотографа-видеографа в одном лице, будьте готовы к следующему:
- снято хорошо, но на фото нет тех моментов, которые есть на видео и наоборот (если специалист снимает попеременно);
- всё есть, но снято плохо (если специалист снимает одновременно и то, и другое).
Почему? Потому что невозможно качественно два дела одновременно делать. Чтобы получить хороший фото или видео кадр, недостаточно направить объектив в сторону молодожёнов и нажать на кнопку, а именно таким методом и будет сниматься либо фото, либо видео, если у человека в одной руке фотоаппарат, а в другой камера. Штатив – помощник, но не панацея, потому что снимает видео не аппарат – это только средство – снимает человек (упс, кажется, в этот момент он занят другим – фотографирует).
Если вы решили нанять двоих, лучше, чтобы эти двое были знакомы. Потому что сработавшаяся команда всегда лучше двух отдельных мастеров, каждый из которых тянет одеяло на себя. Профессионалы, умеющие работать в команде, видят не только то, то находится непосредственно в кадре, но и то, что происходит за его пределами, они непрерывно контролируют положение друг друга и не перекроют своей широкой спиной случайно или намерено кадр, в угоду своим интересам и начхав на интересы другого.
История в тему:
Когда я работала фотокорреспондентом в прессе, мне часто приходилось делить одну съёмочную площадку с десятком-другим фотокорров и операторов (например, встреча звёзд в аэропорту, интервью, шоу), если бы каждый из нас в это время думал только о себе, ни у одного из нас не получилось бы хорошо отсняться, потому что в кадре были бы только логти, спины, уши и камеры друг друга. Уж не говоря о том, что это был бы просто хайван. Мы огромной толпой умудрялись работать слаженно и блюсти интересы друг друга. Сейчас же, работая параллельно всего с 1 человеком – видеографом, порой мы не можем поделить площадку. Потому что на голове у него корона и он даже не задумывается о том, что его задача не только самому хорошо снять, но и не мешать работать другому как минимум, как максимум – ещё и помочь.
Как же найти двух хороших специалистов, да ещё и знакомых друг с другом? Довольно просто. После того, как вы нашли одного из них (к примеру, видеографа), и вы от него в восторге, просто попросите у него посоветовать вам фотографа (или наоборот). Никто никогда не порекомендует вам нанять того, с кем он хоть раз на съёмке дрался за «место под солнцем»))) Кроме того, вам никогда не посоветуют заведомо плохого специалиста.
Но как же найти того самого одного из многих, кто раздаёт дельные советы, хорош в работе, приятен в общении, созвучен вашему вкусу и соответствует вашим требованиям? Опять же, перво-наперво, спросите совета. Только не у тёти Клавы, живущей по соседству, нахваливающей шикарную идею «невеста на ладошке» и угорающей над фото торчащих из под платья невесты волосатых ног жениха (если это конечно не то, что вы ищете). Спрашивайте у своих друзей, тех из них, чьи взгляды и вкусы вы разделяете. Сарафанное радио – из древне и поныне лучший помощник в поиске, по его волнам передаются сведения не только об уровне профессионального мастерства человека, но и о его личных качествах. Это важно, но об это я расскажу позже.
Пока о нюансах. У каждого человека свои представления о прекрасном, у людей творческих профессий эти чувства обострены и имеют индивидуальную направленность, это определяет способ их выражения и стиль. Выбирая фотографа, оценивайте не только уровень его профессионализма, но и стиль исполнения – вот здесь и важно слушать своё сердце. Что оно говорит? Ваше ли это?
Любой свадебный фотограф-профессионал :
- умеет снимать репортаж (ловить прекрасные мгновения не вмешиваясь в ход событий);
- обладает режиссёрскими способностями (придумать, продумать, поставить и снять сцену);
- имеет навыки портретиста, пейзажиста и творца натюрмортов;
- видит, чувствует, использует свет;
- на ходу компонует и экспонирует кадр («собирает» всё в кадре красиво и выставляет настройки фотоаппарата верно, чтобы снимок не получился тёмным, нерезким и т.п.).
Повторю, любой профессиональный фотограф всё это умеет. Но каждый исполняет всё это в собственном стиле. Важно, чтобы этот стиль вам нравился. Профессионал справится с любой поставленной перед ним задачей, но… понимаете, фотография – это как танец. Вы можете попросить танцора танго сплясать лезгинку и он спляшет и получится у него хорошо, но всё же танго он станцует ещё лучше.
Другой нюанс, не относящийся к фотографическим навыкам, - личные качества. Кто-то скажет: «Какая разница, каков он по характеру, главное, чтобы дело своё знал хорошо» и в день свадьбы пожалеет о своих словах. Вы можете нанять гениального фотографа, он сделает такие карточки, что закачаешься, но в день торжества, непосредственно в момент съёмки, моментально вымотает все нервы вам и вашим гостям. Свадьба – это прежде всего праздник, и нельзя забывать о том, что людям главным образом хочется веселиться.
История в тему:
Однажды в крещенские морозы двум фотокоррам моей газеты было выдано задание: отправиться к моржующим и пополнить их фотографиями наш архив. Фотокорры отправились в путь. Один из них проработал в профессии более 30 лет, его снимки ни раз входили в каталог лучших фотографий года в мире, он прошёл несколько войн, работал на международные информационные агенства, ему довелось снимать всё, что только можно было снять… В общем и целом, за годы службы он приобрёл железный характер и мёртвую хватку и если ты становился его «мишенью», он моментально брал тебя в оборот так, что у тебя и мысли не возникало рыпаться. Во время афганской войны ради хорошего кадра он заставил роту солдат в полном амуниции по команде скакать через окоп. Возражений не было. Короче, когда его попросили снять моржей, он долго не мучался: в ближайшем магазине купил здоровенную свежемороженую рыбину, отправился к ближайшей проруби, на подходе к ней поймал первого попавшегося прохожего и… тот и опомниться не успел, как оказался голым в проруби с рыбой в зубах. Кадр был сделан и фотограф вернулся на базу.
В это время другой фотограф у первой проруби никого не нашёл. Он поехал к другой проруби, но там тоже никого не было. Объехав ещё несколько мест, он наконец обнаружил моржующих. Этот фотограф не умел приказывать, но умел заманчиво предлагать. Заручившись согласием людей на съёмку, он сделал целую серию хороших живых фотографий, все остались довольны, моржи получили порцию позитива и пачку приятных воспоминаний вдобавок.
К чему я клоню? Вам и вашим гостям должно быть комфортно рядом с фотографом, ведь он целый день проведёт с вами. Настоятельно не рекомендую выбирать того, от кого хочется спрятаться. Лёгкое и непринуждённое общение с фотографом – вот залог успешных снимков.
Итак, вы определились с парой-тройкой потенциальных фотографов вашего торжества. Что дальше? Дальше – обзвон. Дозвонившись до адресата, сразу же за приветствием советую вам сообщать дату своей свадьбы. Если фотограф занят в этот день – любые дальнейшие обсуждения бесполезны. Убедившись, что специалист свободен, вы назначаете с ним встречу и наконец оказываетесь перед ним, готовые приглядеться к нему и его творчеству получше.
На что обратить внимание? Для начала – на его фотографии. Если вы пришли не по рекомендации знакомых, а по результатам собственных поисков в интернете, вы можете вообще угодить к шарлатану. К сожалению, в сети выдать чужие работы за свои – проще простого. Чтобы избежать обмана наверняка, попросите его показать вам какую-нибудь съёмку полностью и полноразмерными файлами. К тому же, это позволит вам увидеть и оценить общий уровень работы, а не только несколько самых удачных снимков.
Дальше – поинтересуйтесь его фототехникой. Если при вопросе об аппаратуре фотограф радостно распахивает перед вами свой кофр и начинает вынимать из него разные непонятные, но крутые штуки и воодушевлённо рассказывает о них, значит, волноваться не о чем, с техникой у него всё в порядке. Если на ваш вопрос фотограф отвечает невнятно и пространственно (например, «ну так… нормальная техника» или «ооо, у меня отличный фотик!»), задайте ему простой прямой вопрос: «сколько у вас объективов?». У хорошего фотографа их не меньше двух, у профессионалов (не от слова «профессия», а от слова «профи», т.е. мастер своего дела) – не меньше трёх-четырёх. Не углубляясь в технические тонкости, просто скажу – для грамотной реализации разных задач нужны разные объективы. Качественная оптика – это важно, именно через объектив создаётся картинка, даже если на самую дорогую и крутую камеру поставить дешёвую пластмассовую оптику снимок хорошим не будет. С другой стороны, даже если техника хороша, а фотограф плох, радующего сердце и глаз результата ждать не стоит. Помним – снимки делает фотограф, а не фотоаппарат.
В беседе с фотографом сообщите ему о своих пожеланиях (ещё на этапе просмотра снимков можно обозначить свою позицию: «вот так – очень хорошо», «вот в таком стиле – не надо»), расскажите о своих планах на свадебный день, обратите его внимание на какие-то важные для вас мелочи и моменты, которые нельзя упустить… О том, что все ключевые моменты должны быть сняты знает каждый фотограф, но не каждый догадывается, что ваше кольцо или запонки жениха достались вам по наследству от прапрапрапрабабушки и оставить эти вещи без внимания ни в коем случае нельзя.
К свадебному фотографу очень много требований:
- он должен быть позитивен, активен, находчив, но ненавязчив;
- он должен уметь работать незаметно, быть наблюдателем, а не участником, чтобы не отвлекать внимание (например, во время регистрации или выкупа), но уметь вести за собой толпу, когда это необходимо;
- он должен выглядеть презентабельно, быть чистым и опрятным, но не полениться встать на колени, лечь, взобраться на забор/мусорку/дерево, чтобы сделать кадр лучше;
- он должен за максимально короткое время сделать максимальное число максимально красивых фотографий, но не «грузить» вас лишний раз, не дёргать, не напрягать.
- он должен уметь работать в команде и ладить с людьми, но не упускать своего, не приносить в жертву качество своего труда;
- наконец он должен быть профессионалом, использовать достойную аппаратуру, владеть ей на высочайшем уровне, работать добросовестно и старательно, но брать за свой труд не много;
НО дело в том, что успех вашей фотосессии зависит не только от фотографа, он в большОй – чуть ли не в бОльшей! – степени зависит от вас. Поэтому и у фотографов и видеографов к вам требования имеются. Если вы их не соблюдаете и в итоге результат съёмки не оправдывает ваших ожиданий, подумайте, возможно, виноваты не только они?..
О том, как вести себя на свадьбе так, чтобы потом об этом не пожалеть – я расскажу в своей следующей статье.
Продолжение следует...
Я на форуме УМ:
Фотограф Алёна Валькович
Моя фотогруппа в контакте:
http://vk.com/al_fo
Телефон для связи: 8 917 457 56 32