• Блог
Школа 111 читатель
• 

Надоело! Поучают, поучают… (С)

Сейчас очень часто можно услышать от родителей, что ребенок не хочет учиться. Считается нормой ругать учителей, школу и вообще систему образования. Однако все не так просто. Давайте разберемся, почему наши дети не хотят ходить в школу.



Немного о системе образования


Прежде чем мы начнем рассуждать о современной системе образования, хочу задать пару вопросов родителям:
  • Вы сами в детстве с удовольствием ходили в школу?
  • Вам там было всегда интересно?

Уверена, что не найдется человека, который бы с удовольствием вспоминал школьные уроки и домашние задания. Школа – не место для развлечений. И учеба - не отдых, а труд и обязанность. И мы в детстве прекрасно это знали. Наши учителя, как и современные, также были разными. И причину плохих оценок мы знали точно – плохо подготовился. А еще мы знали последствия плохих оценок – будем наказаны.

Наше школьное детство ассоциируется с веселыми переменами, долгими разговорами во время дежурства, дружной уборкой территории, поездками, походами, вечерами и многим другим, не связанным с учебой. А вот уроки были традиционными, похожими друг на друга, основанными на заучивании домашнего задания. Такова была система образования в прошлом.

Современная система образования предполагает множество разнообразных форм и методов. ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ) требует, чтобы в школе не просто давали знания, а учили детей мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, исследовать. Дети должны уметь находить нужные знания в мире цифровых технологий, поэтому интерактивная доска, о которой мы и мечтать не могли, является самым простым предметом. Простые задания заменены поисковыми, а вместо зубрежки предлагаются исследования и систематизация. Внеурочная работа также обширна и разнообразна, поощряется любая деятельность ребенка: спортивная, творческая, исследовательская. Детям предлагаются кружки, секции, студии, мероприятия, акции и многое другое. Большое внимание уделяется профессиональному самоопределению ребенка. Это современная школа. Как видите, все не так плохо.



Не хочу учиться!


Несмотря на благие намерения ФГОС, все больше родителей хотят перейти на семейное обучение (СО).
Почему это происходит?

Первая причина: ошибки системы


Все начинается с дошкольного образования, главной целью которого является развитие ребенка. Здесь ребенку всегда предоставляется выбор, и отсутствует любое давление. Другими словами, ребенка не заставляют заниматься тем, что ему неинтересно. Воспитатель должен увлечь и заинтересовать. При этом дети не находятся за столами, деятельность всегда меняется, дошкольникам предлагается огромное количество самого разнообразного современного оборудования. Знания и умения не оцениваются. Каждый ребенок уникален и бесценен. Родитель, как главный заказчик образовательных услуг, всегда прав.

Все меняется в начальной школе. Расписание уроков не обсуждается, и никто не спрашивает, хочет ли ребенок заниматься. Начальное общее образование является обязательным. Нужно сидеть правильно, соблюдать правила, быть дисциплинированным. Учитель не только хвалит, но и делает замечания. Появляются первые недовольства. Дошкольное и начальное общее образование отличаются очень резко. После вседозволенности дети попадают в мир обязанности и сравнения, к которому не готовы.

Вторая причина: неготовность к оцениванию


В первый класс приходят маленькие «божки». Посмотрите на родителей, абсолютное большинство считает своих детей самыми-самыми. Но речь идет не о любви к детям, а о формировании неадекватной самооценки.
  • Почему ребенок не понимает математику? Потому что учитель не умеет объяснять.
  • Почему ребенок плохо ведет себя в классе? Потому что педагог не заинтересовал его.
  • Почему плохие оценки? Потому что учитель придирается.

Дети и родители не готовы к сравнению, которое ежедневно делает педагог. У педагога в запасе только три положительных оценки. Значит, пятерки он должен поставить самым лучшим. Проще с контрольной работой, если бы все решали правильно, но и тут проблемы: плохо выполнят как раз те, кого не заинтересовали, кто плохо себя вел. Школьники и родители начинают понимать, что другие дети сообразительнее, умнее, активнее. При этом замечания и рекомендации педагогов часто воспринимаются в штыки. Родителям легче обвинить учителей и систему в целом, чем признать свои ошибки.

Третья причина: несамостоятельность и безответственность детей


Современный мир полон опасности, и мы привыкли полностью держать под контролем своих детей. Это свойство мы перенесли и на школьное обучение. Наши дети перестали делать самостоятельно домашнюю работу и получать за это оценки. Родители выполняют домашние задания вместе с детьми – это в лучшем случае. А чаще всего вместо детей.
Если родители не способны помочь сами, то нанимаются репетиторы, или дети занимаются в «умной продленке». В любом случае, дети за домашние задания ответственности не несут.

Другое дело, классная работа. Тут нет репетитора, помощника, родителя, кто сделает «вместо» или подскажет как. Проще оставить новую тему на потом, потому что там (за деньги) лучше объяснят. В школу приходят дети, неспособные самостоятельно думать, мыслить, решать, отвечать. Они ждут, что им индивидуально все «разжуют». Иногда дети даже не способны сказать, что задали на дом, и родители выискивают информацию у знакомых или просят учителей сбрасывать задания по электронной почте. И снова несамостоятельность: зачем записывать задание, если его выложат в общей группе в соцсетях? Вот и получается, что ребенок ничего не выносит из школы. Он не слушает, не слышит, не запоминает и при этом не несет за это ответственность. А мы считаем, что виноват педагог, который не заинтересовал.

Давайте подытожим. Школьник не отвечает за домашние задания – его не проконтролировали, не проверили, не помогли. Он не отвечает за классную работу – ему плохо объяснили, не научили, не проверили. Школьник ничего не сделал сам, ни за что не ответил, ничему не научился.

Четвертая причина: низкий профессионализм педагогов


К сожалению, и это нужно признать. Далеко не все педагоги достойны высокого звания «учитель». В школу часто попадают случайные люди, не знающие свой предмет, не желающие работать с детьми. Им свойственно обвинять родителей и детей, они не осваивают современные технологии, не учитывают возрастные и индивидуальные особенности. Однако таких учителей единицы.

Другие причины низкой мотивации к обучению:


  • 1. Низкие интеллектуальные способности, ставящие ребенка в статус неуспевающего ученика.
  • 2. Проблемы коммуникативной сферы, не позволяющие ребенку полноценно включаться в процесс обучения.
  • 3. Болезненность и соматическая ослабленность, вызывающие частые пропуски занятий.



Нежелание учиться вызывает школьная неуспешность. Если мы не добиваемся успеха в какой-либо деятельности, то возникает желание все бросить. Дети не отличаются в этом от взрослых. Но не спешите им потакать, гораздо целесообразнее – помочь ребенку. Надеюсь, мои статьи будут вам в этом нелегком деле подспорьем:

Можно ли делать уроки без слез?
Кто такие отличники и где они обитают.
Школьная дезадаптация: найти и обезвредить.
Четыре важных совета родителям первоклассников.

Успешного завершения учебного года всем!
+10 спасибо спасибо!  16 марта 2020 г. 15:30 добавить в избранное 5 Светлана Садовникова комментарии 16
Поделиться:
• Комментарии
Katia.katya, 17 марта 2020 г. в 13:15 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Не совсем согласна.
Дети - "божки", родители дураки, развивайки - отстой, а вот система образования ни хромает ни капли, учителя (почти) все молодцы. Ну-ну...
Атмосфера, 17 марта 2020 г. в 17:08 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Добрый день! Тон статьи воспринят мной как агрессивный по отношению к родителям.
Что сказать? Упомянуто, что мы, родители, "в свое детство знали, что плохая оценка -из-за того, что плохо подготовился. " Мне вспоминается моя учительница по алгебре/геометрии, которая мне в 5 /6 классах ставила тройки за работы без ошибок, потому что ей мой почерк не нравился. И исправляла их на 5, когда ее прямо спрашивали- ЗА ЧТО?
Ответственность детей за учебу- дело хорошее. Но очень уж все относительно. У нас и взрослые часто не знают, что такое ответственность.
При этом согласна с автором статьи, что многие родители делают за детей уроки- но наверное, это и раньше было? Мне этого не понять, конечно.
Я понимаю, что на учителей сейчас повышенное давление и оплата труда их не устраивает. Но при этом хочу, чтобы мой ребенок был избавлен от страданий изза чужой маленькой зарплаты.
narorus, 18 марта 2020 г. в 11:57 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
"Он не отвечает за классную работу – ему плохо объяснили, не научили, не проверили"
А ведь так и есть! Если в наше время объясняли несколько раз, иногда индивидуально, и если надо - после уроков, то теперь это запрещено! На собрании учитель так и сказал: "Тему объясню, даю задание, смотрю - как каждый понял, повторяю объяснение, ХОТЯ НАМ ЭТО ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!" и это только первый класс...
narorus, 18 марта 2020 г. в 12:10 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
"А вот уроки были традиционными, похожими друг на друга, основанными на заучивании домашнего задания. Такова была система образования в прошлом." И ХОРОШАЯ, должна сказать, система. Потому, что дети выходили из школы со ЗНАНИЯМИ, а не с навыками поиска информации в интернете.
Нас тоже учили "мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения", а чтобы ее иметь - эту точку зрения, надо сначала изучить вопрос, основы, базу, которую и давали в школе.
"Простые задания заменены поисковыми, а вместо зубрежки предлагаются исследования и систематизация." Так, чтобы систематизировать, нужны ЗНАНИЯ!!! Иначе систематизировать нечего!!!
"Наше школьное детство ассоциируется с веселыми переменами, долгими разговорами во время дежурства, дружной уборкой территории, поездками, походами, вечерами и многим другим, не связанным с учебой." Да, и время это называлось - воспитательный процесс! Дети учились работать в коллективе, учитывать пожелания всех ребят, решать сообща задачи. Сейчас каждый ходит в свой кружок, растим сплошные индивидуальности.
И Учитель не имеет права лишный раз сделать замечания, не дай Бог попросить в классе прибрать или задержать после уроков - ущемляются права учеников... а ведь это трудовое воспитание, без которого тоже не обойтись
Автор статьи абсолютно не компетентен в вопросе.
narorus, 18 марта 2020 г. в 12:15 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
и ДА: " Он не отвечает за классную работу – ему плохо объяснили, не научили, не проверили"
Как сказали на собрании: " Объясняю тему, кому не понятно - подхожу, ХОТЯ НАМ ЭТО ЗАПРЕЩЕНО" т.е. не понял - твои проблемы, есть репетиторы..
narorus, 18 марта 2020 г. в 12:56 Хороший комментарий -2 Плохой комментарий
Да. "Наше школьное детство ассоциируется с веселыми переменами, долгими разговорами во время дежурства, дружной уборкой территории, поездками, походами, вечерами и многим другим, не связанным с учебой."
И это называется воспитание, которое пронизивает весь пед.процесс, его нельзя отделить, НО сегодня запрещено. Учитель не имеет право сделать замечание, даже если ребенок не прав. К тому же совместная деятельность учила детей работать, думать, решать задачи сообща, с учетом всех мнений, формировала коллективную ответственность. Сейчас каждый ходит в свой кружок, растим сплошные индивидуальности...
Это и трудовое воспитание. Уборка, дежурство приучает детей к порядку, чистоте. Сейчас попробуй попроси подмести пол или протереть доску - УЩЕМЛЕНИЕ прав ребенка!! Родители должны написать расписку, что согласны , чтобы их ребенок привлекался к труду...

"А вот уроки были традиционными, похожими друг на друга, основанными на заучивании домашнего задания. Такова была система образования в прошлом." И надо сказать, ХОРОШАЯ была система. Потому что ребенок выходил из школы со ЗНАНИЯМИ, а не навыками поиска информации в интернете. К ней сейчас возвращаются элитные школы Англии и США, т.к. такая система наиболее эффектина.
Нас тоже "учили мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, исследовать." НО, чтобы иметь свою точку зрения, нужно изучить вопрос, базу, основу, что и давала школа.
"вместо зубрежки предлагаются исследования и систематизация".
Систематизируют ЧТО-ТО. Невозможно систематизировать то, чего нет, а Ребенок, не получив базовых знаний уже должен
систематизировать.. знания ученик ищет где угодно, только не в школьном учебнике, там он и не найдет (отдельная тема - учебники..)

и ДА: " Он не отвечает за классную работу – ему плохо объяснили, не научили, не проверили"
Как сказали на собрании: " Объясняю тему, кому не понятно - подхожу, ХОТЯ НАМ ЭТО ЗАПРЕЩЕНО" т.е. не понял - твои проблемы, есть репетиторы..
Автор не компетентен либо это "заказ"
альба, 18 марта 2020 г. в 14:44 Хороший комментарий -1 Плохой комментарий
А мне позиция автора близка. В первую очередь, потому, что она отражает темп и требования сегодняшней жизни. Да, система обучения изменилась, но и жизнь ведь тоже. Да, конечно, для родителя гораздо более желательна старая система, когда ребенку уделялось много времени, была возможность индивидуального отношения и подхода. Отдал ребенка в школу и там его научат и предметам, и даже, как писали, выше труду, дисциплине и проч. Простят леность и неначитанность, недисциплинированность, "забывание дневников", игнор "домашек". А теперь приходится самим этим заниматься. Конечно, будут претензии к школе и учителям.
Да, конечно, для ребенка прежняя система мягче, комфортнее, долго позволяет оставаться "в детстве". Отсюда и воспоминания многих о школе, как о чудесном времени, потому что это было время беззаботности.
Но жизнь-то изменилась. Нет больше ни прежней коллективности, ни возможности перекладывать ответственность, ни тянуть со взрослением. Ценятся как раз индивидуальность и умение ее проявлять и уважать чужую. Ценится ответственность и понимание, что, если не повезло с педагогом (не научил, плохо объяснил и тп), то можно ныть и обвинять, а можно вспомнить, что цели-то твои, их никто не отменял, что результат и спросят с тебя, да и нужен он самому тебе. И тогда вместо нытья и жалоб родитель приложит силы к тому, чтобы объяснить это ребенку и научить его самому нести ответственность за свою учебу. Если для этого понадобится уметь искать в инете, то пользоваться им правильно. Если уметь отстаивать мнение, то навыкам переговоров и теории аргументации. Если пресечение нарушений со стороны педагога, то знанию своих и чужих прав. Если необходимость понять материал у сложного педагога или ладить с ним, то умение понимать и принимать требования. И все это пригодится ребенку на любом этапе жизни и в любом месте. Это позволит ему вырваться вперед или хотя не отстать, потому что все это потребуется от него сразу после выхода из теплой милой школы. Никто не даст форы, никто будет считаться с его личными темпами и привычками, ссылками на плохих учителей, учебники и тд. Так неужели так жаль себя, что не жаль свое чадо, которого просто по лбу треснет такая новая жизнь после нянек в школе? А жизнь ведь именно такая сейчас!
И мне крайне удивительно слышать недовольство, что школа мало внимания уделяет воспитательному процессу. Я вот как-то совсем не хочу доверять воспитание своего ребенка чужим людям. Мало ли какие у них представления о жизни! Нетуж, нетуж, лучше мой ребенок будет ближе ко мне, пока формируется и растет.
альба, 18 марта 2020 г. в 14:56 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Копить и заучивать знания тоже уже просто невозможно - слишком быстро растет их поток, стремительно меняются требования. Сейчас выучить один учебник и им ограничиться - просто нереально ни для поступления, ни для работы в интеллектуальной, да даже в сервисной сфере. Дают основы и учат учиться, то есть, искать, находить и осваивать нужные знания. Системе Каменского больше 400 лет, и она со скрипом, но справлялась довольно долго. Но последние 20 лет ее просто опрокинули. Впихивать в ее прокрустовы рамки детей - обрекать их на аутсайдерство.
Ну и вдогонку: те, кто возмущается индивидуализацией, думаю, несколько лукавят. Когда речь идет об их собственном чаде, такие родители как раз требуют к нему индивидуального подхода, потому как он - личность со своими привычками, темпами и проч.
АляУфа, 18 марта 2020 г. в 23:23 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Кому нужны репетиторы для дистанционных занятий?
альба, 19 марта 2020 г. в 9:40 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Это вопрос или предложение?))))))\
АляУфа, 19 марта 2020 г. в 12:28 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
? - очевидно означает "вопрос".
альба, 19 марта 2020 г. в 12:42 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Необязательно)))))) Да и вопрос может быть риторическим, то есть, не требующим ответа.
АляУфа, 19 марта 2020 г. в 21:39 Хороший комментарий -2 Плохой комментарий
Вам, собственно, что нужно-то?))
альба, 19 марта 2020 г. в 22:48 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Мне? Ничего))) Я, собственно, лишь отвечаю на ваш комментарий к моему сообщению.
Вы же оставили свой коммент на мое сообщение к статье, то есть, прокомментировали меня. Смысл вашего комментария я и пыталась понять, чтобы соответственно на него и реагировать: например, ответить на вопрос или высказать точку зрения.
Если вы ошиблись, и сделали личный коммент вместо коммента к статье или самостоятельного сообщения, то нам можно на этом вполне и завершить)
АляУфа, 20 марта 2020 г. в 16:24 Хороший комментарий -2 Плохой комментарий
ну конечно ошиблась, это ж сразу ясно было, развели демагогию...
альба, 20 марта 2020 г. в 16:58 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Ну вот, какая прелесть: ошиблись вы, но вместо извинений просто нахамили)
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта