Современные мамы стараются заниматься развитием своих малышей с самого раннего детства.
Развивайки, кружки,
спортивные секции,
ментальная арифметика,.. Есть из чего выбрать. Отдельным пунктом в этом списке стоят
психологи и
логопеды, потому что визиты к ним, порою, приходится совершать не ради удовольствия, а по медицинским показаниям. Сегодня у нас в гостях
логопед Лена Калашникова. Лена долго стеснялась, но мы выведали все её регалии.
Лена – победитель Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского, лауреат республиканского конкурса от журнала Дошкольный мир «Лучший в профессии 2017» в номинации «Персона года». И просто хороший человек, и настоящий профессионал своего дела. Лена подробно расскажет нам о том,
кто такой логопед, зачем, кому и когда стоит посещать этого специалиста.
УМ: Здравствуйте, Лена!
Современные мамы, как правило, делятся на 2 категории по отношению к логопедам:
- 1. А не пора ли нам? Мы что-то ещё не говорим (шепелявим, не рычим).
- 2. Заговорит, куда денется! Само всё на место встанет.
Как найти в этом вопросе золотую середину? Как не упустить возможную проблему?
ЛК: Нужно просто держать ситуацию под наблюдением. Если у ребенка с рождения нет сложностей с гармоничным развитием, то торопить события не стоит. А если есть сложности, конечно, стоит обращаться к специалистам. И не ждать, когда малышу исполнится 5 лет. Для развития речи вовремя обратиться к специалисту – это важно.
УМ: Давайте ещё уточним про возраст: когда следует начать ходить к логопеду, если ребенок просто плохо выговаривает звуки?
ЛК: Если у ребенка связная речь развивается нормально, то
коррекцию звукопроизношения можно начинать с 4-5 лет.
УМ: А в каком возрасте нужно бить тревогу, если малыш не говорит вообще?
ЛК: Я рекомендую, прежде всего, следить за нормами развития общей моторики до года у малыша. То есть, чтобы он в 3 месяца держал голову, в 6 месяцев сел, затем пополз и к 1 году уже пошел. И если есть отставания, то обязательно обращаться к специалистам. Затем следить за развитием речи. В три месяца малыш уже реагирует на родные голоса, а ближе к полугодию у ребенка постепенно развивается понимание обращенной к нему речи. Если в 9 месяцев малыш не реагирует на своё имя и прочие обращения к нему – СРОЧНО проверять слух и идти на
консультацию к неврологу. Ближе к году появляются первые слова. От года до трех будет резкий скачок в развитии словаря и связной речи.
Если малыш в 3 года не говорит, пожалуйста, не ждите 5 лет. Идите к специалистам!
УМ: Вообще, логопед – это кто? Многие думают, что это врач, который учит выговаривать букву «Р». И всё. Так ли это?
ЛК: Логопед – это не только про звуки.
Логопед – это специалист, который развивает речь ребенка. У нас смежная специальность. Я считаю, что это комплекс педагогики, дефектологии, психологии, медицины, филологии и
актёрского мастерства.
УМ: Помимо постановки звуков, что ещё по силам логопеду?
ЛК: Мы помогаем детям заговорить,
корректируем звукопроизношение, развиваем речь в целом. Если у ребенка есть
проблемы с чтением, письмом – логопеды также помогают. Комплексная и сложная работа идет
при заикании. И логопед – это не только про детей. Логопеды восстанавливают речь взрослым людям после её потери из-за серьезных заболеваний. Широкая у нас специальность.
УМ: С какими ещё врачами в тандеме обычно работает логопед? Вернее, какие обследования должен пройти ребенок, чтобы родители удостоверились в том, что занятия с логопедом действительно нужны?
ЛК: Детский невролог, ЛОР, психиатр. Все регулярные обследования до года. А также
медосмотр перед детским садом и школой.
УМ: Если ребенок здоров и развивается в пределах возрастной нормы, то могут ли "кривые" звуки сами встать на место со временем?
ЛК: Да, такое возможно.
УМ: А как понять, что они НЕ встанут сами и нужна ваша помощь?
ЛК: Пройти диагностику звукопроизношения и получить консультацию у логопеда. Специалист расскажет, что и как нужно делать.
УМ: В среднем, сколько требуется ребенку занятий? Ну, в самом простом, классическом случае, к примеру.
ЛК: От 2 до 6 месяцев, если речь идет о корректировки звукопроизношения. Это при регулярной работе с логопедом и выполнении домашнего задания. Если речь идёт о помощи при запуске речи, то тут нет четких временных рамок. Работа специалиста в логопедической группе в детских садах продолжается
2-4 года, в зависимости от программы и сложности дефектов.
УМ: Все ли логопеды одинаковые? Может быть, есть какие-то новые методики, более эффективные, чем старые?
ЛК: Я знаю много грамотных, талантливых и творческих специалистов. Главное, найти контакт с ребенком и составить персональную программу. В последнее время уделяется внимание развитию речи с раннего дошкольного возраста. К сожалению, детей с
задержкой речевого развития все больше и больше. Логопеды активно используют компьютеры, игры на липучках, много подвижных игр, логоритмику и т.д. Логопедия развивается, новые методики основываются на знаниях нейропсихологии.
УМ: Многих мам волнует также такой вопрос: можно ли добиться результата, если ходить на занятия, но при этом не повторять пройденное дома? Потому что у многих родителей нет времени (сил, возможностей) заниматься с малышом дома.
ЛК: Работа над развитием речи – это комплекс
«логопед+ребенок+родители». Увы, нет волшебной таблетки, которую выпил и речь сразу же появилась. Речь нужно развивать регулярно и поэтому выполнение домашних заданий важно.
УМ: Может быть, у вас есть какие-то интересные, забавные или смешные случаи из практики? С детьми ведь, наверное, так интересно работать.
ЛК: Работать с детьми интересно, но иногда бывает достаточно сложно. Так как дети моментально могут считать плохое настроение. Я стараюсь всегда работать в хорошем настроении. Часто дети на занятиях хотят поменяться со мной ролями и показывают, чему научились. Так они чувствуют себя увереннее и начинают любить «красиво разговаривать».
УМ: Может, вы что-то хотите добавить от себя лично? Дать какие-то напутствия родителям?
ЛК: Дети должны говорить. Разговаривайте со своими детьми, читайте им книги, играйте. Но, пожалуйста, делайте это искренне, не нужно «выжимать» из себя хорошего родителя. Желаю всем гармонии и больше счастливых моментов. Самое важное – это спокойствие и хорошее настроение у вас и вашего ребенка!
Будьте счастливы!
Много интересной и полезной информации о занятиях у логопеда можно найти в Инстаграм аккаунте @lenakala4nikova
Другие статьи блога "Интервью с профессионалами нашего города" на Уфамаме:
Остеопатия в вопросах и ответах.
Как правильно сдавать анализы?
Квесты «Игры разума». Играй в реальности!
Правильная формула детской смеси: Какая она?