Доводилось такое слышать? Наверное уж. А
«ваш ребенок не хочет учиться», - слыхали? Если нет, то ситуация пока еще на уровне вашей тревоги, а не настоящей проблемы. Потому что такое сообщение учителей следует читать как констатацию хронической неуспеваемости, как «двойки вашего ребенка стали для нас проблемой». А если речь о том, что дите
неохотно садится за уроки и на вопрос «какой у тебя любимый предмет?» непонимающе пучит глаза, а вы все думаете «куда ж мы тебя такого поступим?», то эта статья может вдруг и пригодиться.
Так вот, родителям, переживающим, что
ребенок не хочет учиться, можно уже перестать переживать. Дело в том, что хотение, или умными словами,
«мотивация», это вовсе не родительская задача. Сколько бы спекуляций не было разведено вокруг идеи вызвать мотивацию, нужно знать, что это совершенно невозможно искусственно. Только сам человек, неважно, ребенок или взрослый, может находить мотивацию и поддерживать ее. Всем остальным
влиять на чужую мотивацию не под силу. Да-да, именно так. Никто не в силах заставить или уговорить другого что-то хотеть. Для родителей это плохая новость, особенно, если они уже потратили на эту самую детскую мотивацию кучу сил. Но дальше идет
хорошая новость, а именно: для получения результата, например, в учебе, хотеть не обязательно.
А что тогда нужно? А нужно делать.
Делать действия. Учить уроки, сдавать
экзамены и т.д. Точно также, кстати, обстоят дела и в том случае, если
мотивация есть. Без конкретных действий мотивация бесполезна. Вот хоть обхотись весь, но если учебник не читал, материал не учил, задачки не решал, экзамен не сдавал – нет у тебя результата в учебе. Поэтому
требовать от ребенка мотивации и переживать из-за ее отсутствия, нет никакого смысла. Требовать нужно действий и результата. При таком раскладе мотивация становится не вашей задачей, а его проблемой. Он очень быстро понимает, что делать придется все равно – тут выбора нет. А вот будет он учиться с желанием или без такого – вот тут есть выбор, причем он в руках ребенка.
Сами мы примерно так и живем. Никто не хочет идти
работать ради работы. Никто не сидит
на диете ради диеты. Никто не лечит зубы ради лечения. Все это мы делаем
ради достижения своих целей, которые напрямую с действиями, могут быть, и не связаны. Например, работаем ради покупки машины, а точнее, ради удовольствия обладания красивой и удобной штукой или решения ею конкретных проблем. Садимся на диету, чтобы влезть в нужный размер, а точнее, не покупать новые вещи или получать приятное внимание других людей. При этом гарантий нам никто не дает, мы лишь ставим себе цели и делаем действия, не всегда получая нужный или представляемый результат. С детской учебой точно также.
Теоретически, люди, имеющие
хорошее образование, имеют и больше шансов
на хорошую работу. Но на практике получается, что иногда
отличники оказываются в аутсайдерах, тянущих лямку на таксебешной работе, а бывшие
двоечники руководят крупным и оригинальным бизнесом, оказываются крутыми спортсменами или иначе весьма успешно устраивают свою жизнь. И если подробно разбирать
идею успешности, то может оказаться, что школьная учеба вообще ничего не гарантирует и вовсе не на первом месте. Если об этом смутно догадываетесь вы, родители, то представляете, что по этому поводу в голове у детей? Да, они слышат от вас увещевания, нравоучения, указания, но значит ли это, что они твердо понимают неоспоримую связь школьных пятерок с хорошей (в их понимании) жизнью? В основном, для них это полная абстракция либо родительская отсталость от жизни. Не так уж они и ошибаются, кстати.
Так и чего делать? Пусть не учатся что ли?
Нет, конечно.
- Во-первых, в нашем и не только государстве есть необходимые для большинства жизненных дорог этапы. Наличие «корочек» – довольно значимые в бюрократическом обществе вещи. И школьный аттестат среди них – очень важный. Поэтому получить его необходимо. Независимо от желания.
- Во-вторых, любой успех состоит из правильного планирования и постоянных действий. Поэтому школьная учеба – прекрасная возможность получить навыки трудолюбия, дисциплинированности, умения достигать результат путем постоянно правильно планируемых действий.
- В-третьих, ребенок получает блага от родителей. Он ничего не вносит в семейное благосостояние, только тратит. Поэтому правильно для него понимать, что так происходит потому, что он пока занят другими задачами. И семья бескорыстно делится с ними благами не потому, что он лучше их всех и потому может сидеть на их шеях, а потому что семья разделяет эти задачи и готова его в них поддерживать. И именно поэтому нужно честно и как можно лучше исполнять эти самые задачи, чтобы быть порядочным человеком, а не захребетником.
Но если взрослые и сами прекрасно знают, на какие блага они пашут, то ребенку хорошо и правильно помогать понять, какие блага он хочет и на какие может рассчитывать. Например, по окончанию года можно получить самокат, а можно гироскутер. Но гироскутер – штука недешевая, родителям придется потрудиться больше или отказать в чем-то себе. Поэтому такое благо должно быть оправданно большими, чем раньше или чем обычно, успехами. Например, это может быть год только на пятерки, или освоенный музыкальный инструмент, или победа в танцевальном конкурсе. Или другой полезный и развивающий навык. Об этом нужно договариваться заранее, и, конечно, родитель и сам должен уметь объяснить себе и ребенку, из чего складывается «цена успеха» и как это коррелируется с конкретным благом.
Заодно ребенок поймет, каким путем надежно и верно идти к своим целям, сколько стоят и как зарабатываются блага. А возможно даже научится разделять пустые траты на ежеминутные хотелки и действительно нужные ему вещи.
Так, пожалуй, у него может появиться и желанная мотивация. Иногда, кстати, ей может послужить даже желание ладить с родителями и получать их похвалу, гордость, одобрение. В семьях, где царят мир и любовь, так бывает очень часто.
- А в-четвертых, школьный этап – обязательный для всех в нашей стране, по крайней мере до 10 класса. Это значит, что к этому возрасту ребенок, который учился хорошо, имеет преимущество перед тем, который учился плохо. Воспользуется ли он им и как именно – это уже вопрос не для этой темы, но зачем добровольно снижать свои шансы на дальнейшие этапы образования и кругозора, совершенно непонятно.
Поэтому
ребенок может не хотеть учиться, но делать это он должен. И родительская задача – не только объяснить ему, что это обязательное условие, но и проследить за его выполнением. Способы могут быть очень разными, их выбор зависит от многих факторов. К примеру, если вы сами мало и плохо работаете, но считаете, что вы сделали максимум для своей благоустроенности, то вам будет трудно объяснить ребенку связь между трудом и успехом. То же самое касается женщин, сидящих на шее у мужей: если им можно жить за счет других, почему бы и ребенку не устроиться также удобно? Мягкими методами трудно будет обойтись с детьми, которые привыкли к родительскому крику, частым наказаниям, ссорам в семье – для них ваше недовольство не будет производить никакого впечатления. Но это уже тема для другого разговора.
Да,
школа – нелегкое испытание для родителей. Будет ли оно успешным с гордой наградой или превратится в череду боев на разных фронтах с ранениями и выбыванием бойцов, зависит от самого родителя. А чтобы в вашей школьной эпохе было больше спокойной работы и меньше сражений и трагедий, лучше не перекладывать ответственность за школьный результат только на ребенка или учителей. Гораздо эффективнее отнестись к учебе ребенка как к своему рабочему и семейному проекту: задаться целью, представить результат, посчитать вложения и ресурсы, определить этапы и критерии проверки.
Всем родителям – хороших результатов со своими детьми!
Кто такие отличники и где они обитают.
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.
5 условий, чтобы мама могла сказать: «А мой ребенок любит учиться!»
Каким должен быть первый учитель? Мнение современной мамы.