• 

Маргарет Этвуд. Рассказ Служанки.

Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки».


Жанр антиутопии всегда вызывал у меня странные чувства, привлекая и отталкивая одновременно. С одной стороны, меня восхищала эта свобода мысли, легко перешагивающая через ханжеские настроения и идеи общества, те самые, которые даже обсуждать иногда неудобно, вроде обязательного желания иметь много детей или священности какой-либо религии и правах какой-либо конфессии. С другой стороны, шокировала и пугала реалистичность изображенной перспективы, читая о которой, в какой-то момент понимаешь, что до смерти боишься оказаться в такой ситуации, потому что ее фантастичность где-то уже перешла в реальность. Идеи антиутопистов пронзают тебя насквозь именно потому, что ты отчетливо понимаешь: фантасмагорические стволы и кроны этого жуткого будущего уже пустили корни в ТВОЕМ настоящем.



Роман Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки», как и многие другие антиутопии, повествует о жизни тоталитарного общества, которое устроило всю свою жизнь по идее, доведенной до абсурда. И как и другие антиутопии («1984», «Прекрасный новый мир» и т.д.), этот мир страшен полным отсутствием выбора. Героине романа, как и многим другим женщинам, оставлено только одно право: рожать во благо государства. Это ее Функция и единственное, что позволяет ей остаться в живых. Вся ее жизнь – заключение в доме Командора, где у нее есть только одно занятие – ждать. Ждать, пока 1 раз в месяц за ней придут и отведут на официально разрешенное соитие с Командором. Торжественное соитие под присмотром жены, представляющей вторую возможную в этом государстве категорию: чопорные дамы, обладающие всеми возможностями, кроме репродуктивной. Цель воспроизводства объявлена святой и только это позволяет Служанкам жить. Жить и молиться, чтобы от их соития родился ребенок. Тогда жизнь Служанки продлиться. Ну а если ее застанут за недозволенным или ее Функция окажется под сомнением, ее ждет смерть: быстрая – расстрел или медленная – на токсическом производстве в специальной колонии. Ей не удастся ни на минуту забыть об этом, потому что на городской стене каждый день появляются свежие трупы тех, кто нарушил строгие запреты Республики Гилеад. Государства, где тоталитаризм властвует в самом жутком своем воплощении – религиозном ханжестве.
Служанка ждет. Ей не дозволено ничего, кроме ожидания, ее снедает голод ощущений и ей остаются только воспоминания. Они обжигают героиню и порой кажутся нереальными.
«Мы думали, у нас большие проблемы. Откуда нам было знать, что мы были счастливы?» Воспоминания плывут. Когда это все началось? Когда однажды утром героине не продали в киоске сигареты: отныне женщинам запрещено курить, потому что это вредно для здоровья будущей матери. Затем женщинам запретили иметь счет в банке. Затем работать. А затем случился государственный переворот, воспоминания о котором до сих пор заставляют героиню быть покорной своей судьбе. Впрочем, у нее есть еще одна безумная надежда – она мечтает когда-нибудь еще раз увидеть свою дочь. Да, у Служанок нет права воспитывать детей, поэтому их дети отданы Женам офицеров Гилеада и давно не помнят своих настоящих родителей. Но героиня знает: ее дочь жива. И мечтает, что когда-нибудь сможет снова хоть на минуту взять ее за руку.



Так когда же это все начинается? Может быть, когда выходят законы, лишающие права женщин делать аборт? Или когда провозглашается право на одну религию или идею? Или когда ханжеское поджимание губ при виде красивой и яркой женщины переходит в обязательное ношение чепчиков или длинных юбок? Или когда ты стесняешься сказать, что не принадлежишь ни к какой конфессии и веришь во что-то иное, а не в содержание религиозных брошюрок? Я знаю одно: это начинается, когда людей лишают права выбора и начинают делить. На плохих и хороших, на мужчин и женщин, на верующих и атеистов, на белых и черных, на «голубую кровь» и «неприкасаемых» - неважно. Это происходит, когда кому-то в голову приходит в миллионный в человеческой истории раз мысль о неравенстве людей и праве одних на этом основании на подавление других. В романе звучат бесконечные аллюзии, своеобразные «ссылки» на берлинскую стену, разделившую родных и друзей. На извечную мужскую мечту о полигамии, когда жена и любовница живут в одном доме и любовницу всегда можно безнаказанно сменить. На эпоху правления Рейгана в истории Америки. На «железный занавес» в России. На костры инквизиции и публичные аутодафе. На историю любого государства, выбравшего своим путем религиозный режим и идеологию веры без осмысливания.



Но, как и во всех приведенных воплощениях фанатичного ханжества и тоталитаризма, жизнь берет свое. Не только Служанке мучительно не хватает пространства и ощущений, оказывается, в них нуждается и всемогущий Командор, посещающий тайные вечеринки элиты, где царствует настоящий разврат. Да и в своей Служанке он невольно видит живую настоящую женщину, а не Функцию и эта женщина безумно привлекает его, недозволенно горяча воображение, а не только кровь и похоть. В республике есть движение Сопротивления, оппозиция и настоящее подполье, спасающее обреченных людей, которых нужно только переправить через границу. И это будущее любого государства, выбравшего своим путем фанатизм и недозволенность мысли. Беда лишь в том, что история Гилеада повторялась бесчисленное количество раз, но всякий раз вновь находились люди, стремящиеся на трупах и дымящихся развалинах выстроить «прекрасный новый мир». Но люди очень быстро забывают, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…» (С) Пушкин «Капитанская дочка».
Можно ли как-то уберечь человечество от такого будущего? Если и да, то существует лишь один рецепт: думать и рассуждать. И читать. Читать, «пока вам это еще позволено…»
+4 спасибо спасибо!  25 августа 2012 г. 9:43 добавить в избранное 10 альба комментарии 8
Поделиться:
• Комментарии
Darya, 25 августа 2012 г. в 17:45 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Обязательно прочитаю.
"Героине романа, как и многим другим женщинам, оставлено только одно право: рожать во благо государства." - не так давно в сообщесте "Феминистки" была подборка рассказов на эту тему,
да и в свете последних событий в стране (странные законопропмекты, ещё более странные высказывания публичных людей), это уже не абстрактная антиутопия, а предупреждение.
Думаю, не очень далеко уйду от темы, если спрошу, как вы относитесь к Валяевой? Меня пугает, что всё больше и больше моих знакомых начинает жить по её советам. Уже стараюсь даже не заикаться о своих проблемах, сразу начинается: "Читай Валяеву!"
альба, 25 августа 2012 г. в 20:50 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Феминистки, кстати, сначала восприняли роман очень тяжело, даже отрицательно. Могу предположить, причиной тому было стремление показать, как можно довести любую идею до абсурда, если вложить в нее фанатизма и агрессии. Насчет Валяевой - к сожалению, не читала ничего у нее.
Leilany, 26 августа 2012 г. в 20:10 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
я читала Валяеву, и мне кажется, что ее картина жизни не подходит всем подряд стопроцентно. Но чему у нее стоит поучиться всем, так это тому, что она живет в свое удовольствие. Счастливо. и дарит счастье своим любимым. хорошо бы каждому создать вот такой свой счастливый мир.
еще раз убеждаюсь, что "без фанатизма" очень актуально в нашей современной жизни, начиная от политических течений и социальных групп, заканчивая сетевыми продажами "да я для вашего ж здоровья, дураки, стараюсь". В том числе и идею феминизма, и идею домашней женщины Валяевой.
Chak-chak, 28 августа 2012 г. в 11:03 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
После прочтения в 15 лет романа "Мы" Евгения Замятина - его тогда только-только разрешили - я находилась несколько месяцев в культурном шоке (проще говоря, в депрессняке )))), и решила больше антиутопий не читать. У меня нет уверенности, что этот жанр литературы делает людей лучше, а их жизнь счастливее, а ведь именно такова ее цель.
альба, 28 августа 2012 г. в 17:46 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Хм...я несколько иначе это вижу...жанр антиутопии заставляет задуматься, сделать выводы, которые могут уберечь человечество от беды. И это вполне укладывается в цели сделать человечество счастливее. Но на мой взгляд, цели и задачи литературы несколько шире...
Chak-chak, 28 августа 2012 г. в 23:45 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Согласна, но после прочтения пятисот страниц гениальнейшего Белинского о целях и задачах литературы и 5 лет изучения изучения многообразия этих целей (политических, культурных, социальных, эстетических и ты ды и ты пы)))) на филфаке очень хоцца свести их все к одной простой фразе )))
Алла, 29 августа 2012 г. в 14:27 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Я прочитала и даже скачала и посмотрела фильм. Страшно, что все это вполне реально.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта