Часть 1. Что такое круиз и с чем его едят. Практические вопросы
Море, солнце, кораблик, каждый день
новая страна. Сказка? Нет, вполне доступная возможность со своими плюсами и минусами. Мы с мужем любим
путешествовать по Европе: мы летали самолетами, ездили поездами и автобусами, а вот плавать ни разу не пробовали. Этой осенью мы решили исправить это упущение и
отправиться в круиз. Хочу рассказать о нашем опыте такого путешествия, пока, в первую очередь, с практической точки зрения. О городах и впечатлениях будет отдельная статья.
Покупка
Главным препятствием для такой поездки мы считали деньги. Мы были уверены, что плавание на таких больших роскошных лайнерах – это очень дорого. Однако, как выяснилось, съездить осенью на неделю в круиз может быть не дороже, чем дней 10 отдохнуть летом в Греции. То есть это сопоставимо с ценой обычного отпуска.
Цена круиза зависит от следующих факторов: длительности круиза, времени года, количества дней в море (а не в порту), типа каюты на борту, стоимости авиабилетов, наличия шенгенской визы. Чем короче круиз, тем он дешевле. Плавать в октябре дешевле, чем в сентябре, а в первой половине октября в Средиземноморье еще тепло (+17 - +25). День в море дешевле, чем день в порту. Каюты бывают трех типов: внутренняя (без окон), внешняя с окном (большим иллюминатором), внешняя с балконом. Про хитрости с билетами расскажу позже.
Бегло посмотрев
цены в интернете, мы обратились к турфирме с просьбой предложить нам конкретные туры. Присланные варианты оказались заметно дороже тех, что мы видели в сети, поэтому мы приняли решение поискать туры самостоятельно на сайтах туроператоров. Уточню, что такие туроператоры, как правило, тоже являются посредниками между туристом и иностранной круизной компанией. Пробовали заходить напрямую на сайт
круизной компании Costa. Но оказалось, что у нашего туроператора круиз стоил дешевле, чем если купить непосредственно у самой Costa. За счет чего так – нам неизвестно.
Убедившись, что выбранный нами туроператор есть
в списке Ростуризма, мы приступили к выбору круиза. С первым выбранным нами круизом вышла накладка. Мы забронировали (без оплаты) на сайте тур из Гамбурга с внутренней каютой. На следующий день представитель туроператора сообщил нам, что внутренние каюты закончились, а все прочие – на четверть дороже. И мы выбрали другой круиз:
Барселона – Валенсия – Марсель – Савона – Барселона. 6 ночей, 2 дня в открытом море. Уточняю, мы взяли у туроператора только круиз и страховку. Кроме этого, есть варианты с оформлением шенгена, с трансфером из аэропорта и обратно, и с авиаперелетами. Но не у всех туроператоров.
Объясню, почему взяли только именно такой набор. Виза нам не требовалась ввиду наличия мультишенгена. Авиабилеты не рекомендую брать у круизных туроператоров, т.к. они предлагают рискованные рейсы, полетев которыми можно не успеть на корабль. Во-вторых, самостоятельно в большинстве случаев можно подобрать билеты дешевле на 10-15 тысяч рублей. Добраться из
аэропорта Барселона в порт самостоятельно тоже дешевле, чем у туроператора. К тому же, мы прилетели в
Барселону за два дня до отплытия, чтобы погулять по городу.
А вот
медицинскую страховку мы предпочли оформить у туроператора, но и ее легко можно купить самостоятельно. Ездить без страховки не рекомендуется, так как это обязательный документ при посещении шенгенской зоны. Если её нет, вас просто не пустят в страну и потом еще лет на 5 въезд запретят. Ну это если проверят, конечно)
Авиабилеты
Как уже было сказано выше,
билеты на самолет мы предпочли покупать самостоятельно, что позволило нам: 1) сэкономить; 2) самим выбирать, когда мы хотим прилететь. Расскажу о тех хитростях, которыми пользуемся мы:
- Искать билеты на рейсы не «день в день», а диапазоне +/- 1- 2 дня от даты посадки/высадки на лайнер. Так можно наткнуться на более дешевый рейс. Понятно, что в этом случае придется еще тратиться на гостиницу, но с учетом цен на самолеты, даже с гостиницей может выйти дешевле, плюс еще и город можно посмотреть.
- Смотреть как билеты в одну сторону, так и туда-обратно. У некоторых авиакомпаний билеты туда-обратно стоят заметно дешевле.
- Не бояться летать с пересадкой, в том числе НЕ через Москву. Мы летели через Стамбул с пересадкой 4,5 часа (туда) и успели еще погулять к Мраморному морю. Турецкие авиалинии, кстати, при длительных пересадках (вроде бы больше 6 часов) предлагают бесплатные экскурсии по Стамбулу. Если аэропорт находится недалеко от города, то можно успеть погулять. Дополнительное приключение!
- Учитывать, что поисковики предлагают билеты по минимальным тарифам авиакомпаний, т.е. чаще всего без багажа. Если такой вариант вас устраивает, то можете смело ориентироваться на цены в поисковиках. Если же нет, то можно выписать заинтересовавшие рейсы, а потом смотреть на сайтах авиакомпаний цены с багажом. Иногда билеты, которые поначалу показались самыми дорогим, могут оказаться самыми дешевыми, так как в них сразу включен багаж. Добавлю еще, что не всегда обязательно брать два билета с багажом, можно взять один без багажа и большой чемодан.
- Не стоит брать билеты с пересадкой меньше двух часов, особенно на международные рейсы. На обратном пути у нас была пересадка Стамбуле 1.5 часа, однако, прилетели мы с опозданием на 1 час. Диким галопом мы пробежали за 10 минут несколько километров по стамбульскому аэропорту (паспортный контроль транзитникам проходить необязательно) и чудом успели на последний автобус к самолету (посадка у них заканчивается за 15 минут до вылета). И даже наш багаж успели переправить в самолет (на это мы не надеялись). Больше мы так рисковать не будем и никому не посоветуем.
Посадка/высадка на лайнер
Посадка на лайнер начинается часов
за 5 и заканчивается за 2-3 часа до отплытия. Сначала
сдается багаж, на чемоданы клеятся специальные бирочки, которые вам передаст туроператор вместе с документами. Затем требуется
пройти досмотр, а вслед за ней
регистрацию. На регистрации забирают паспорт, вместо него дают бумажку с номером, под которым будет храниться ваш паспорт. Обратно вы его получите только при окончательной высадке с лайнера. Так что рекомендую сделать копию паспорта. Затем сообщают номер каюты. После этого можно пройти на борт.
Отмечу сразу, что на борт запрещается проносить спиртные напитки: если у вас их обнаружат, то заберут и вернут обратно в конце путешествия.
Поднявшись на
лайнер и найдя свою каюту (дверь была открыта), мы обнаружили там
две пластиковые карточки с нашими именами. Кроме имен на карточках было написано название круизной компании, ее телефон и даты нашего круиза. Эти карточки в круизах служат как удостоверение личности, ключ в номер, кредитная карта на борту, пропуск в порт и карта для посадки/высадки в промежуточных портах. Такая вот волшебная карта. Нам сказали, что полиция в портах высадки расценивает эти карточки, как
официальный документ, но проверить это не довелось.
После того, как карта получена, можно снова сойти с лайнера и погулять. Багаж доставляют прямо к каюте в течение нескольких часов, просто оставляют у двери. В некоторых городах в терминалах портов и аэропортов есть стойки с надписью
Bags&go. Можно, прилетев в город, сдать багаж на этой стойке, показав билет на лайнер. На багаже должны быть вышеупомянутые бирочки. Ваш багаж будет доставлен прямо на лайнер к каюте. Есть и обратный вариант: сдать багаж в порту и получить в аэропорту. Естественно, все это не бесплатно. Сами не пробовали, но от других пассажиров лайнера слышали, что за один чемодан надо заплатить 12 евро, за два - 20.
Высадка в нашем случае происходила следующим образом. Накануне нам дали
специальные цветные бирочки, которые надо было наклеить на чемодан. Не позднее часа ночи багаж с бирками необходимо было выставить за дверь. Цвет бирки означал, начиная с какого времени можно забрать чемоданы из здания круизного терминала. Утром отоспаться было нельзя: в 8 часов переставали действовать карточки, и до этого времени требовалось покинуть каюту. После можно оставаться на корабле, спокойно завтракать и дожидаться высадки своего багажа.
Высадка/посадка в промежуточных портах происходит очень просто. На входе/выходе показываете карточку, ее сканируют, и можно идти дальше. При входе нужно пройти досмотр.
На борту лайнера
Лайнер, на котором мы путешествовали, имел
12 пассажирских палуб. Огромная махина -
300 м в длину и 30 в ширину. Поначалу много плутали, пытаясь дойти от каюты до нужного места, потом привыкли. Для перемещения между палубами есть
лифты и лестницы. На 2, 3, 9 и 10 палубах располагались
рестораны, бассейны, разнообразные увеселительные заведения (театр, ночной клуб, казино и т.д.).
Каждый вечер нам приносили программу на завтра, в которой были перечислены все мероприятия, запланированные на борту, а также информация о времени стоянки в порту и время работы ресторанов. Мы не любители шумных развлечений, но от других пассажиров слышали как положительные, так и отрицательные отзывы о выступлениях танцоров, акробатов, вечеринках и дискотеках. Один раз попробовали сходить в казино, но сервис был настолько ненавязчив, что играть толком не стали. В казино мы были первый раз, никаких поясняющих табличек не имелось, персонал отсутствовал. Вообще, в целом обслуживающий персонал лайнера хоть и много и приветливо улыбался, помогать и что-то делать для нас совсем не спешил.
Больше всего нам нравилась
открытая палуба с шезлонгами. Мы с удовольствием грелись на солнышке с книжками. Этажом ниже на полуоткрытой палубе располагались
бассейны, вокруг которых тоже стояли шезлонги. Сами бассейны крохотные, плавать в них невозможно, только в джакузи сидеть. Отмечу еще, что на корабле была комнатка, гордо называемая библиотекой. Расположена она неудачно, там шумновато почти в любое время дня, а книг на русском и десяток не наберется.
На первый взгляд
лайнер выглядит роскошно: все блестит, сверкает, скульптуры всякие, зеркала, диванчики. Но очень скоро начинаешь замечать, что роскошь это ненастоящая. Тут потерто, там отбито, здесь отваливается, в наволочке дырка, на матрасе пятно, дверца шкафа отчаянно скрипит и т.д., и т.п. Данный
лайнер был построен в 2003, и, видимо, особо не ремонтировался. Так что рекомендую обращать внимание на дату постройки лайнера при покупке круиза.
В каюте были кровать, тумбочки, шкаф, трюмо, телевизор, закрытый на ключ холодильник (так как он одновременно и платный мини-бар), собственная ванная комната. В номере нашлось всего две розетки: одна над трюмо (согласно надписи на табличке, в нее почти ничего нельзя было включать, однако, работала без проблем), а вторая под трюмо, хорошо спрятанная от жаждущих электричества пассажиров (нашли ее ближе к концу поездки).
Как я уже писала выше, мы выбрали
внутреннюю каюту, и это было ошибкой. Каюта маленькая, потолки низкие, чувствуешь себя как на подводной лодке. Ощущения усиливали постоянный шум и вибрация, исходящие от корабля. Постепенно мы к ним привыкли, но поначалу было неуютно. Если когда-нибудь еще отправимся в круиз, то постараемся взять каюту с окном. Цены на внутренние и внешние каюты отличаются непредсказуемо: в каких-то случаях это всего 10 тысяч рублей, а в каких-то 30. Если есть возможность, берите
внешнюю каюту.
Круизная компания заботится о безопасности пассажиров. В каждой каюте есть
несколько спасательных жилетов, также запасные есть на палубах. В день посадки на корабль нам показали
видеоинструкцию о действиях в случае сигнала тревоги, научили надевать спасжилеты и привели к месту сбора, куда мы должны прибежать, чтобы сесть в шлюпку. Мест сбора несколько, они обозначены буквами. Такие же буквы есть на спасжилетах. Во время стоянки в одном из портов была проведена
учебная тревога для всего корабля. Об этом написали в ежедневной программе, а потом предупредили за несколько минут до включения сирены. Обязаны были участвовать все пассажиры. Экипаж прошёл по каютам и созывал не пришедших до тех пор, пока не добился прихода всех пассажиров. У остальных в это время проверяли, правильно ли надет спасжилет и по несколько раз показывали, как надо. После чего всех "спасенных" отпустили по каютам.
О морской болезни
Хочу ещё несколько слов сказать об ощущениях на борту и проявлениях
морской болезни. Лично
меня укачивает очень часто, однако на корабле у меня практически не было с этим проблем. Было неуютно первые несколько часов после отплытия, но мне помогла таблетка от укачивания и дальше я уже чувствовала себя нормально. Один день штормило, это был как раз день "в море", т.е. без захода в порт. Тогда тоже немного укачивало, но не сильно. Хочу также заметить, что чем выше палуба, тем меньше ощущение качки. Так что, если вас какой-то момент укачало, поднимайтесь повыше и станет легче.
Продолжение
Автор статьи: Татьяна Киселева