• Блог
• 

Как решать задачи в начальной школе



Решение задач – один из самых сложных этапов в жизни учащегося начальной школы. Я это знаю по своему опыту занятий с учениками. Потому что, в отличие от примеров, в задаче нужно самому составить пример, а порой даже не один, и только потом приступать к решению. А это невозможно без понимания условия задачи.

На наших занятиях с ребятами мы практикуем следующий порядок работы с задачами.

1. Ребенок читает условие. Сначала бегло, чтобы понять саму суть. Потом попросите его в двух словах объяснить, про что вообще задача (НО не упоминая при этом числа).

2. Читаем задачу второй раз, уже более внимательно и делаем краткую запись условия.

Для этого нужно понять, что дано, а что нужно найти. Помогите ребенку, спросите, о чём говорится в задаче — кто или что «главные действующие лица», чем они отличаются. Если величины сравниваются между собой, то очень важно определить, чего больше и на сколько / во сколько раз.
Также рекомендую использовать такой алгоритм: читаем одно предложение, кратко записываем условие и только потом переходим к следующей фразе. Так ребенок не запутается и точно ничего не пропустит.

Важно помнить: запись условия должна помогать решению задачи, а не запутывать ещё больше. Поэтому используем рисунки, схемы, таблицы или словесное описание — выбираем способ, удобный ребёнку в данном конкретном случае.

3. Бывает, что из рисунка или краткой записи непонятно, как найти искомую величину. В этом случае можно пойти двумя путями.

Первый путь: сначала найти те величины, которые мы можем посчитать, исходя из условия. Найдя их, переходим к подсчету следующих и т.д.
Второй путь, более подходящий ребятам постарше: смотрим, что требуется найти, и вначале выстраиваем сам алгоритм того, как мы можем это сделать. То есть, действуем как сыщики и распутываем клубок улик от конца к началу.

4. Даже если ваш ребенок быстро в уме решил задачу, я настоятельно рекомендую записать порядок действий с единицами измерения и пояснениями. Уверена, что это тренирует способность рассуждать и анализировать, которая уж точно пригодится при решении более сложных задач в дальнейшем.



5. Проверку в современных школах делают редко. Однако, учитывая, сколько ошибок ребята совершают по невнимательности, я тоже советую ее делать.

Во-первых, может оказаться, что сам алгоритм решения верный, но ребенок подставил не те числа либо ошибся в вычислениях.
Во-вторых, зачастую дети невнимательно читают сам вопрос задачи и забывают сделать еще одно действие, чтобы получить окончательный ответ.

По моему глубокому убеждению, в процессе решении задач главное – это тренировка способности рассуждать, ставить перед собой вопросы и находить на них ответы. Сначала учимся этому на задачах, затем переносим полезный навык в жизнь.

Успешного и увлекательного вам процесса!

Другие статьи блога "Настольная математика" на Уфамаме:


Математические фокусы для младших школьников
Как заинтересовать ребенка математикой
Геометрия для малышей 1-3 лет
Занятия математикой с малышом до двух лет. Личный опыт мамы
+41 спасибо спасибо!  10 ноября 2018 г. 19:57 добавить в избранное 12 arepyeva комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта