Решение задач – один из самых
сложных этапов в жизни учащегося
начальной школы. Я это знаю по своему опыту занятий с учениками. Потому что, в отличие от примеров, в задаче нужно самому составить пример, а порой даже не один, и только потом приступать к решению. А это невозможно без понимания условия задачи.
На наших занятиях с ребятами мы практикуем
следующий порядок работы с задачами.
1. Ребенок
читает условие. Сначала бегло, чтобы понять саму суть. Потом попросите его в двух словах объяснить, про что вообще задача (НО не упоминая при этом числа).
2. Читаем задачу второй раз, уже более внимательно и
делаем краткую запись условия.
Для этого нужно понять, что дано, а что нужно найти. Помогите ребенку, спросите, о чём говорится в задаче — кто или что «главные действующие лица», чем они отличаются. Если величины сравниваются между собой, то очень важно определить, чего больше и на сколько / во сколько раз.
Также рекомендую использовать такой алгоритм: читаем одно предложение, кратко записываем условие и только потом переходим к следующей фразе. Так ребенок не запутается и точно ничего не пропустит.
Важно помнить: запись условия должна помогать решению задачи, а не запутывать ещё больше. Поэтому используем рисунки, схемы, таблицы или словесное описание — выбираем способ, удобный ребёнку в данном конкретном случае.
3. Бывает, что из рисунка или краткой записи непонятно, как найти искомую величину. В этом случае можно пойти
двумя путями.
Первый путь: сначала найти те величины, которые мы можем посчитать, исходя из условия. Найдя их, переходим к подсчету следующих и т.д.
Второй путь, более подходящий ребятам постарше: смотрим, что требуется найти, и вначале выстраиваем сам алгоритм того, как мы можем это сделать. То есть, действуем как сыщики и распутываем клубок улик от конца к началу.
4. Даже если ваш ребенок быстро в уме решил задачу, я настоятельно рекомендую
записать порядок действий с единицами измерения и пояснениями. Уверена, что это тренирует способность рассуждать и анализировать, которая уж точно пригодится при решении более сложных задач в дальнейшем.
5.
Проверку в современных школах делают редко. Однако, учитывая, сколько ошибок ребята совершают по невнимательности, я тоже советую ее делать.
Во-первых, может оказаться, что сам алгоритм решения верный, но ребенок подставил не те числа либо ошибся в вычислениях.
Во-вторых, зачастую дети невнимательно читают сам вопрос задачи и забывают сделать еще одно действие, чтобы получить окончательный ответ.
По моему глубокому убеждению, в процессе решении задач главное – это тренировка способности рассуждать, ставить перед собой вопросы и находить на них ответы. Сначала учимся этому на задачах, затем переносим полезный навык в жизнь.
Успешного и увлекательного вам процесса!
Математические фокусы для младших школьников
Как заинтересовать ребенка математикой
Геометрия для малышей 1-3 лет
Занятия математикой с малышом до двух лет. Личный опыт мамы