Главная Блогов Посты Блоги Люди
• 

Обществознание по любви

«Это было нетрудно, это по любви», - поется в одной известной песне. И действительно, я думаю, Вы замечали, что все, что делается по любви, то есть с желанием, искренним интересом, происходит легче и лучше. Именно поэтому в ходе подготовки к экзаменам по обществознанию я стараюсь сделать так, чтобы ученик, если уж не влюбился в предмет, то хотя бы проникся интересом к нему.



Обществознание – давайте знакомиться!


Экзамен по обществознанию и в 9, и в 11 классе состоит из двух частей. Первая часть – тест. В ОГЭ по обществознанию в первой части в каждом из заданий возможен лишь один вариант ответа, то есть теоретически где-то ученик может и угадать, выбрав ответ «методом исключения». В тестах ЕГЭ же предполагается несколько вариантов ответов, причем сколько именно – не указывается, все зависит от специфики задания. Здесь уже, конечно, на интуиции «далеко не уедешь», нужны знания.

Вторая часть экзамена – задания с развернутым ответом. Это, как говорится, вообще, «отдельная песня». Не буду утомлять Вас описанием каждого задания. Отмечу лишь, что одно из заданий – составление плана: либо по тексту (ОГЭ), либо по заданной теме (ЕГЭ). Также необходимо будет сформулировать аргументы по заданной проблеме (ОГЭ) или написать полноценное эссе (мини-сочинение) на ЕГЭ.

Еще раз про любовь


«В этом году у меня такие хорошие ученики!» - рассказываю я обычно своей маме после знакомства с очередным новым учеником. «У тебя каждый год ученики хорошие, ты не устаешь говорить, какие они у тебя умные, живые, симпатичные!» - отвечает мне моя мама. Действительно, у меня не было и нет плохих учеников. Точнее, я всегда стараюсь отыскать в них хорошее. И чаще всего эти чувства взаимны.
Несколько слов о том, на что я делаю акценты в своей работе и что считаю наиболее важным:

1. Формирование системного мышления (причинно-следственные связи)


Ребенку важно научиться понимать и анализировать, «отчего и почему» происходит то или иное явление общественной жизни и к чему оно может привести. В экзаменационных заданиях очень часто нужно указать причины или последствия тех или иных явлений и событий. Все разделы обществознания взаимосвязаны, например, без знания политической ситуации невозможно понять экономическую политику государства. Темы одного раздела также плавно перетекают одна в другую. Поэтому на занятиях мы вновь и вновь учимся анализировать, систематизировать и делать выводы.



2. Поддержка ребенка, помощь в формировании адекватного настроя на учебу


По моему опыту, чаще всего наблюдается такой парадокс: чем выше уровень знаний у ребенка, тем выше уровень его тревожности по поводу экзамена. А незадачливые «середнячки» и троечники, наоборот, обычно демонстрируют «море необоснованного оптимизма» и «шапкозакидательского» настроения. Задача репетитора, в том числе, уравновесить этот дисбаланс, «отзеркалить», показать ребенку (а часто и родителям) адекватную картину. Так, неуверенному в себе «отличнику» нужно помочь повысить самооценку, а слишком самоуверенного ученика, наоборот, «вернуть с небес на землю», показав «поле непаханное» предстоящей работы и очертив реальные перспективы.
Нужно давать максимальную поддержку ребенку, раскрывать его сильные стороны, а «проблемные зоны» — трудный и непонятный материал – объяснять максимально доходчиво.



3. Развитие речи, грамотное выражение своих мыслей


На занятиях мы много говорим, обсуждаем, пересказываем материал и формулируем свое мнение. В начале наших занятий ученики часто пересказывают текст, активно используя жесты: не привыкли грамотно выражать свои мысли, «язык не слушается», слова не приходят на ум и др. После пары месяцев занятий же они с гордостью отмечают : «Чувствуете, как я говорю, красиво?». Но, конечно, одно дело – речь устная, другое дело – сформулировать и грамотно выразить свои мысли на бумаге. Экзамен ведь письменный. На наших занятиях мы оттачиваем оба этих умения. Активно тренируется не только устная, но и письменная речь: вторая часть экзамена изобилует заданиями, в которых требуются развернутые ответы на вопросы, поэтому на занятиях мы много пишем, зачеркиваем, и снова пишем. Ребята также учатся формулировать свое мнение и обоснованно доказывать его, подбирая правильные аргументы.
А как же тесты, спросите Вы? И тесты, и развитие речи – все в комплексе.



4. Привитие культуры обучения


На занятиях мы, как бы банально это не звучало, учимся учиться, а именно – заниматься систематически, планировать свое время и распределять учебный материал. Эти умения, плюс составление схем и конспектов, обязательно пригодятся будущему студенту. Обязательный атрибут занятий – домашние задания, причем творческие (эссе) – о в том числе.

В первую очередь, конечно, важно добиться понимания учеником материала. Это ключ к успеху. С учениками мы в постоянном диалоге, уточняем, пересказываем, «переводим с русского на русский» сложные термины, разбираем непонятные моменты из учебника на конкретных примерах из жизни.

Однако скажу сразу, что «волшебной таблетки», которая чудодейственным образом поможет ребенку без труда сдать экзамен на высокий балл, не существует. Подготовка к экзамену – это кропотливый и регулярный труд, причем обоюдный, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Если ребенок не хочет прилагать усилия в освоении предмета, успеха вряд ли можно ожидать. К тому же, кто сказал, что любовь – это всегда легко?..

Автор статьи: Дарья Даминова

Другие статьи блога "Помощь в освоении школьной программы":


5 мифов о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию.
Родителям старшеклассников на заметку или «Куда бежать на старте финиша?»
Геометрия: зачем нужны доказательства?
Изучаем русский язык.
спасибо спасибо! 16 октября 2018 г. 23:21  16 DariyaDa 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта