• Блог
Школа 101 читатель
• 

Каким должен быть первый учитель? Мнение современной мамы



Помните ли вы свою первую учительницу? Я - очень хорошо. Валентина Анатольевна - безупречные локоны, тихий красивый голос, бледно-сиреневый вязаный костюм, мягкое «д» в слове «дверь» и всегда добрые глаза. Все мы, такие разные, любили ее и до сих пор навещаем, спустя почти 30 лет. В следующем году в школу пойдет уже мой сын, и когда я задаю себе вопрос «какого учителя я бы хотела своему ребёнку?», то в ответ вижу вот этот самый образ Валентины Анатольевны, скроенный из добра, тепла, терпения и нежности взгляда...

Конечно, как и все современные родители, я в курсе, что за 30 лет мир круто изменился: ритм ускорился, в моду вошли Монтессори-педагогика, ментальная арифметика и Петерсон. Что первоклассникам теперь недостаточно просто уметь читать, а важно читать хотя бы 60-70 слов в минуту. Что английский лучше начинать с первого класса, а башкирский - со второго, Гагаринские олимпиады пропускать не стоит, а главное - всегда, всегда надо помнить о ЕГЭ. Система требует от учителей результатов, оценок, призовых мест, рейтинга и наград, им больше некогда полчетверти изучать «жи-ши-пиши-с-буквой-и». И это выводит в профпортрете учителей начальных классов авторитарность, строгость и целеустремлённость на первые места.



Я понимаю и родителей, которые тоже выбирают для своих первоклассников педагогов, работающих на результат и железную дисциплину в классе - все знают, что как в первые годы учеба пойдет, так она и продолжится дальше. Расслабляться, опять же, некогда: в вузы бешеный конкурс, а двоечникам "дорога в армию и в дворники". Да, жаль перегружать детей, но ничего, тяжело в ученье - легко в бою! Конечно, и я желаю сыну школьных успехов, но уверена, что главная задача первого учителя - в другом.



Ведь для ребёнка первый учитель - главный авторитет во внешнем мире. До школы он существует в окружении безусловной любви и что бы ни сделал - все прекрасно и заслуживает похвалы. Нарисовал картинку? Замечательно. Рассказал стишок - потрясающе. В классе же начинается тотальная оценка: яркость картинки и пересказ стиха будут сравнивать с работами ещё 30-ти детей. А оценивать будет учитель, и его единственное мнение станет для первоклассника истиной в последней инстанции. Это потом, в 10-11 лет включится критическое мышление и дети начнут соображать, что Марья Ивановна бывает и не права. Но в начальной школе и самооценка учеников, и их отношение к учебе и школе - полностью в руках первой учительницы. Если от неё идут поддержка, приятие, дружелюбие, одобрение и акцент на личных достоинствах - это мощный задел на будущее: проснётся познавательная активность, появится стремление подтянуть свои недостатки и проявить способности. Школа станет добрым хорошим местом, куда будет тянуть каждое утро. Если же ребёнок только и слышит про себя: "читает медленно, соображает туго, запоминает плохо" - его уверенность в себе и своих способностях быстро растает и каждое очередное замечание будет дополнительным гвоздем в нежелании учиться и ходить в «эту дурацкую школу».

Для маленького человека школа сама по себе - вызов истинной природе семилеток. По 40 минут каждый урок сидеть за партой ровно, не вертеться, решать одни и те же похожие примеры, вставлять пропущенные буквы, считать клеточки между словами... А так хочется бегать, ловить кузнечиков, поговорить с другом и обнять маму! А ещё маленький человек (как, вообще-то, и любой человек) может учиться, усваивать что-то, только в атмосфере покоя и безопасности. И если учитель повышает голос, критикует, торопит, дергает и раздражается - никакой учебы не будет. Можно властным окриком заставить озорника Васю сидеть ровно, но нельзя после этого ожидать, что в его голове будут образовываться новые нейронные цепи - так уж устроен человеческий мозг. Можно раз за разом критиковать скорость чтения Пети, но глупо верить, что после череды упреков семилетний Петя придёт домой, возьмёт секундомер и засядет над книгой.




Отсюда и вытекает, что нет ничего важнее атмосферы доверия, тепла, дружелюбия и покоя в классе. Дети, на самом-то деле, так устроены, что они хотят учиться, познавать, изучать - им только нужно создать условия, показать, что математика бывает веселой, а русский язык - полезным. Разрешить им иногда вертеться - иначе как же они будут заводить друзей? Позволить бойкому артисту ответить у доски, а стеснительному тихоне - рассказать стихотворение в общем хоре.

И будет ли первый учитель моего ребёнка седовласой опытной дамой с регалиями и классическим арсеналом или юным неокрепшим выпускником вуза, вооруженным инновациями - не в этом суть. Лишь бы учитель сумел стать его самым дорогим и любимым человеком во внешнем мире, умел выделить его сильные стороны и вместе обсудить трудности, найти решения. И каждой встречей, каждым уроком вселял бы все большую уверенность в его силы. Это, может быть, 30 лет назад было достаточно один раз выучиться и получить профессию на всю жизнь, а в современном мире человеку требуется учиться постоянно - и под силу это будет не затюканным критикой детям, а тем, кому с первым учителем повезёт!



Автор статьи: Екатерина Маслухина.

Другие статьи блога "Школа" на УфаМаме:

Скоро в школу...
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
9 простых советов для формирования красивого почерка.
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.
5 условий, чтобы мама могла сказать: «А мой ребенок любит учиться!»
+41 спасибо спасибо!  2 октября 2018 г. 21:39 добавить в избранное 11 kamaslukhina комментарии 5
Поделиться:
• Комментарии
Феличита, 4 октября 2018 г. в 14:02 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Отличная статья! Полностью согласна. Я тоже в свое время для дочки выбрала не строгого учителя, а доброго...
TatyanaXS, 4 октября 2018 г. в 14:07 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Как же всё точно написано! Спасибо большое за статью!
Буковка, 4 октября 2018 г. в 16:04 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Как же Вам повезло с первым учителем. Очень завидую тем, кто так отзывается о своем учителе. Моя мама почему-то считала, что чем строже, тем лучше... Ладно я хорошо училась, но невроз до сих пор разгребаю. А те, кто бы послабее - бедные детки... И сколько лет эта учитель работала - всегда окна в её классе были битые ((( Как ушла - целые уже сколько лет стоят.
kamaslukhina, 5 октября 2018 г. в 17:23 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Непрофессионалы - беда в любой сфере, но среди учителей у них самые длинные стрелы, увы.
лучик_света, 15 октября 2018 г. в 1:09 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Чудесная статья! До сих пор с содроганием вспоминаю первую учительницу, хотя была отличница, но это были три года мучений, и да, тоже последствия разгребаю в себе до сих пор.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта