Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является
самым популярным среди российских школьников. Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал
обществознание в качестве
ЕГЭ или
ОГЭ?
Обществознание – «что это за зверь»?
Обществознание – это
междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать
при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие).
Во многих школах
(чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки
(например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.
Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»
Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается
самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали
53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы
«сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с
сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела
«Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что
добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог,
без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.
Миф 2 «Необязательно готовиться долго»
Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.
Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»
Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон:
«Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
- Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
- Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
- Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.
Я убеждена, что очень важно
адаптировать сложные научные определения из книг для понимания ребенком. Поэтому в процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что
упрощаем длинные и непонятные определения из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное –
усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.
Часто советую своим ученикам распечатывать
(а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.
Миф 4 «Обществознание – это скучно»
Обществознание – это сама наша жизнь, говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся
ориентироваться в реальной жизни,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого
нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать
новости и
статьи.
Конечно, я ни в коем случае не призываю собирать «жареные факты» – особенно при изучении разделов «Право» и «Политическая сфера». Нужно
тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «
Российская газета», информагентства, например, «
Интерфакс» и «
РИА Новости», а также
региональные СМИ.
Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»
К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что
экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их
законодательную базу, особенно
Конституцию Российской Федерации. Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.
Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего –
адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».
Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.
Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!
Автор статьи: Дарья Даминова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ :
Родителям старшеклассников на заметку или «Куда бежать на старте финиша?»