• 

5 мифов о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию

Добрый день, дорогие читатели!
В сегодняшней статье предлагаю вместе разобраться в некоторых особенностях подготовки к экзамену по предмету, который является самым популярным среди российских школьников. Возможно, и Ваш ребенок уже выбрал обществознание в качестве ЕГЭ или ОГЭ?



Обществознание – «что это за зверь»?


Обществознание – это междисциплинарный экзамен, то есть своеобразный сплав, если хотите, «сборная солянка» нескольких самостоятельных наук – социологии, философии, правоведения, политологии и экономики. Обществознание сегодня необходимо сдавать при поступлении на широкий спектр гуманитарных специальностей (в том числе, юриспруденция, экономика, гостиничное и издательское дело и многие другие). Во многих школах (чаще всего в гимназиях, лицеях) эти науки (например, экономика, право) изучаются как отдельные предметы. Учащимся таких школ, безусловно, легче готовиться к экзамену по обществознанию. Остальным отчаиваться тоже не стоит, хотя, конечно, придется уделить больше времени и внимания нюансам каждого из разделов.

Миф 1 «Обществознание – это легко! Вот физика, химия…»


Как мы уже отмечали, обществознание вот уже несколько лет подряд остается самым популярным предметом по выбору для сдачи ЕГЭ. Согласно статистике Рособрнадзора, в 2018 году обществознание сдавали 53% выпускников. При этом процент учеников, не сдавших экзамен, также традиционно высок. Почему? Потому что, на первый взгляд, кажется, что легко. Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе.
Обычно этот миф развенчивается уже после прорешивания учеником демо-версии заданий с сайта ФИПИ и других тренировочных материалов. Либо после прохождения первых тем первого раздела «Человек и общество». К тому же экзаменационные задания и система их оценивания каждый год усложняются. Ни в коем случае не утверждаем, что обществознание соперничает по сложности точными и естественными науками… Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.



Миф 2 «Необязательно готовиться долго»


Данный миф часто вытекает из мифа номер 1. Как мы знаем, в любом деле количество обычно переходит в качество. И чем больше внимания и энергии ты уделяешь какому-либо делу, тем лучший результат получаешь на выходе.

Миф 3 «Нереально выучить все термины обществознания»


Данный миф прямо противоположен двум предыдущим. Не стоит в падать в крайности! Как говорил Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» При работе с определениями я советую своим ученикам следующее:
  • Выделяйте основные признаки изучаемого понятия, дробите длинные фразы на смысловые части. Бесполезно пытаться «проглотить» или вызубрить определение, смысл которого вам не понятен.
  • Учите английский! Очень многие термины обществознания происходят от латинских слов, поэтому знание иностранного языка очень помогает в изучении обществознания и существенно обогащает его.
  • Иллюстрируйте «сухую» теорию учебника конкретными примерами из социальной жизни. Так вы, с одной стороны, легче и эффективнее усвоите теоретический материал на конкретных примерах, а с другой, станете понимать, критически оценивать и научно обосновывать то, что происходит вокруг.

Я убеждена, что очень важно адаптировать сложные научные определения из книг для понимания ребенком. Поэтому в процессе обучения мы с ребятами очень часто занимаемся тем, что упрощаем длинные и непонятные определения из учебника, «переводим их с русского языка на русский». Главное – усвоить основной смысл, суть изучаемого явления или процесса, тогда сконструировать определение даже в стрессовой ситуации экзамена школьнику не составит труда.

Часто советую своим ученикам распечатывать (а еще лучше – писать от руки) определения, которые сложно запоминаются, и развешивать их на видных местах дома. Так взгляд будет постоянно «цепляться» за них и определение легче запомнится.



Миф 4 «Обществознание – это скучно»


Обществознание – это сама наша жизнь, говорю я своим ученикам. Сегодня такие термины как «ипотека», «выборы», «средний класс» и другие прочно стали частью нашей жизни. И понимать их, грамотно использовать и правильно интерпретировать - норма современной жизни и залог успеха. Ребята учатся ориентироваться в реальной жизни,
объективно оценивать информацию, порой потоком льющуюся на нас всех из Сети и с экранов телевизоров. На это и нацелены многие задания ЕГЭ второй части, в которых нужно приводить конкретные примеры из личного социального опыта, формулировать и аргументированно доказывать свое мнение. Для этого нужно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, ежедневно прочитывать новости и статьи.

Конечно, я ни в коем случае не призываю собирать «жареные факты» – особенно при изучении разделов «Право» и «Политическая сфера». Нужно тщательно отбирать лишь нужную и полезную актуальную информацию из официальных источников. Ими могут быть федеральные издания, такие как «Российская газета», информагентства, например, «Интерфакс» и «РИА Новости», а также региональные СМИ.

Миф 5 «Обществознание – это про поболтать», можно «лить воду и др…»


К сожалению, многие учителя школ тоже так считают. На самом же деле в изложении материала есть четкая логика, все взаимосвязано, системно. И конечно, не следует забывать о том, что экзамен по обществознанию проходит в письменной форме, и бумага «стерпит» отнюдь не все, отсутствие знаний она точно не простит.
Не так проста и структура экзамена, об этом я расскажу в своей следующей статье. К тому же, для успешной сдачи экзамена ученик должен знать не только содержание самих разделов учебника, но и их законодательную базу, особенно Конституцию Российской Федерации. Естественно, не зная содержания закона, много «не наболтаешь» и не напишешь.

Вот лишь несколько из самых распространенных заблуждений о подготовки к экзамену по обществознанию. Как и в любом деле, здесь важнее всего – адекватный настрой Вашего ребенка на освоение этого предмета. И здесь – тонкая грань между «Легкотня все это!» и «Мама, я не понимаю/не сдам это общество!».



Самый верный путь нахождения «золотой середины» – определить уровень знаний ребенка и начать готовиться к экзамену.

Буду рада помочь (8-917-450-23-30).
Желаю Вам отличного настроя на учебу и успехов!

Автор статьи: Дарья Даминова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ :
Родителям старшеклассников на заметку или «Куда бежать на старте финиша?»

+26 спасибо спасибо!  17 сентября 2018 г. 9:15 добавить в избранное 11 DariyaDa комментарии 10
Поделиться:
• Комментарии
MikeWazowski, 17 сентября 2018 г. в 13:24 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Племянница занималась с репетитором по биологии 2 месяца. В результате набрала всего около 50 баллов. Математика и русский по 70 баллов сдала. За неделю до ЕГЭ по обществознанию мой муж уговорил поступать ее на экономфак. Сдали срочно документы, 4 дня посидели вдвоем над обществознанием (я вообще-то никакого отношения к предмету не имею). Сдала ЕГЭ на 62 балла. Обществознание, действительно, сама жизнь. Я ей объясняла реалии, исходя из собственного опыта и знаний. Потом оказалось, что половину тестовых заданий мы проговорили меж собой. 4 года назад окончила университет, профессией довольна.
Kalinka, 19 сентября 2018 г. в 13:21 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Два месяца? Биологией? Немудрено, что всего на 50 сдала))) Скорее всего в данном случае математику и русский девочка и так неплохо знала, а с биологией было похуже, вот и результат. У меня дочь занималась 2 года, и то на 78 только написала.
Ну и все зависит от запросов. У нас запросы были набрать не меньше 80 баллов, поэтому расстроилась. В какие-то ВУЗы достаточно и меньшего балла. Кто-то сразу планирует не коммерцию, поэтому к высоким баллам не стремится. Но как показывает практика поступления в этом году, на гуманитарные специальности гораздо меньше бюджетных мест, соответственно выше проходной балл, чем на технические специальности.
И еще один вывод из сдачи ЕГЭ одноклассниками дочери: если планируете поступать на бюджет, надо обязательно заниматься дополнительно. С каждым годом детей все больше, бюджетных мест все меньше. И соглашусь с автором статьи, количество переходит в качество. Подружка дочери занималась три(!) года с репетиторами, в том числе и по русскому языку. Имея на старте 9 класса оценки между 3 и 4, девочка сдала ЕГЭ лучше отличников, которые не занимались или занимались только последние полгода. Поступила на бюджет, на хорошую специальность.
DinaCats, 19 сентября 2018 г. в 16:17 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Я одно не пойму в этой ситуации с репетиторами в последние годы: зачем тогда нужна школа? Проще перейти на семейное обучение. Ходить по репетиторам, а не в школу. Учить не все подряд, а только профильные предметы для поступления необходимые.
DinaCats, 19 сентября 2018 г. в 16:19 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
И почему нельзя подготовиться к ЕГЭ самостоятельно? Инет в помощь, нет? Я могу ошибаться, подскажите... Я сама и старший ребенок сам занимался, своими силами: книги лопатили, в библиотеках сидели. Почему сегодня деньги и репетиторы только всем правят?
альба, 19 сентября 2018 г. в 18:11 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Потому что ЕГЭ - специфический вид проверки знаний. С ним как с экзаменом по вождению: нужно знать, как проверяют. То есть, потом, бОльшая часть из того, что нужно для экзамена, вам не пригодится. Ну и само преподавание там под экзамен заточено. К примеру, вас не учат нормально парковаться по зеркалам и тд, а учат "магическому мышлению": "вот когда та палка будет около заднего окошечка, выверни руль туда-то. А потом она будет вон там и ты еще раз выверни". При этом никто не стремится к пониманию: главное, палки запомнить и экзамен сдать. То есть, натренироваться не в знании и навыке, а именно в выборе правильного ответа и понимания формулировок задания.
А еще проблема в том, что школы не успеваю за новыми требованиями Минообра даже с учебниками. А для подготовки к ЕГЭ не все учебники подходят(((
DinaCats, 20 сентября 2018 г. в 13:26 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Ага, понятно. Спасибо. Буду теперь знать хоть, на что настраиваться. Предупрежден- значит, вооружен )))
DinaCats, 19 сентября 2018 г. в 16:20 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
За младшую переживаю, неужели и нам придется брать репетиторов в старших классах?
альба, 19 сентября 2018 г. в 18:12 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Вполне возможно. Это вы еще русского устного не нюхали. Уже сейчас надо к нему ребенка готовить, прям с младших классов.
Kalinka, 19 сентября 2018 г. в 21:24 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Вот я тоже все думаю, зачем нужна школа? Если несколько лет назад была уверена в ее нужности, то теперь, пройдя ЕГЭ со старшей дочерью, я прям сильно сомневаюсь в ее необходимости.
Готовиться самостоятельно можно, и даже нужно, но Альба совершенно права, все заточено именно под то, чтобы знать КАК проверяют. И подготовка - это именно "натаскивание", как бы печально это не звучало.
DariyaDa, 20 сентября 2018 г. в 13:48 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
По опыту, подавляющее большинство учеников (и это 11-классники!) приходят готовиться к ЕГЭ с практически нулевыми базовыми знаниями по предмету. Так что со многими приходится изучать предмет буквально с азов. Вывод напрашивается сам... А что касается непосредственно тонкостей подготовки к ЕГЭ, то их действительно очень много, даже визуальная четкость оформления ответа ученика. При этом, само собой, самостоятельную подготовку никто не отменял, ведь именно базовые знания - это основа подготовки к любому экзамену.
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта