Многие конфликты в семье возникают из-за недопонимания. Чтобы не возлагать излишние ожидания на детей, необходимо понимать, что их мозг находится в процессе развития.
6 простых правил помогут родителям избежать ожиданий, не соответствующих детским возможностям .
1. Алогичность
Мир глазами ребёнка очень сильно отличается от взрослого мира. Дети не способны учитывать контекст потому, что не способны воспринимать мир во всем его многообразии. Им достаточно одного элемента, остальное они достроят самостоятельно. Заполнят пропуски.
Их совершенно не удивляет, как Дед Мороз может за один вечер подарить подарки всем детям одновременно. Они не видит общей картины, не замечают пробелов в логике, наивны и верят всему, что им говорят. Мой дядя купил мне лимонад «Буратино» и пошутил, что теперь у меня вырастет такой же длинный нос. «Буратино» я не скоро попробовала.
Однажды, увидев беременную соседку, мой ребёнок совершенно непосредственно спросил, почему она такая толстая. Девушка ответила, что у нее в животике малыш. Сын действительно был напуган и целый вечер расспрашивал папу, почему та тётя съела ребёнка и не съест ли его кто-нибудь.
2. Отсутствие самоконтроля
Дети не думают, просто делают. Всё понимают, но ведут себя по-другому. Детьми управляют импульсы, инстинкты и эмоции. Они свободны в выражении чувств и не следят за словами.
Мой малыш с четырёх лет гулял один (в частном секторе), я наблюдала из окна. Забежит в туалет, попьёт и снова на улицу. Выбегает и со всей своей непосредственностью кричит: «Детишки, я покакал и попил чай!». Ребёнок, не задумываясь, вам скажет, что ему не понравился ваш подарок, что суп был невкусный, сосед некрасивый…
Детская честность и непосредственность может как смутить, так и поднять настроение. По той же причине, маленькие дети не умеют хранить секреты. Помню, ещё когда брат был маленький, мы купили посудомоечную машину на мамин день рождения и оформили доставку на следующий день. Всю дорогу до дома мы объясняли значение сюрприза и говорили о том, как важно молчать. Но стоило переступить порог дома, как он тут же воскликнул, что мы купили и когда привезут. Таким же образом я получила заранее свой новогодний подарок - гитару. Сын в тот же вечер рассказал, что они с папой «купили рок».
Важно не стыдить ребёнка за верность самому себе. При нормальном развитии дети, в конце концов, начинают думать, прежде, чем говорить.
3. Детьми управляют эмоции
Они забывают благие намерения, когда на передний план выходит возбуждение. Обещают, «я больше так не буду», а через пять минут повторяют содеянное. Их импульсы и действия не подвластны самоконтролю и не независимы от них.
Дети способность испытывать только одно чувство или мысль в момент времени. Дочка подруги ударила её, а успокоившись, сказала: «Это не я, а мои ручки. А я тебя люблю». Эмоции сильнее намерения. То же происходит и с приступами веселья.
Детей качает от одних переживаний к другим, подобно маятнику. Они не умеренны в своих проявлениях, справедливость - когда они получают то, что хотят. Не способны считаться с чувствами других.
4. Правило одного элемента
Маленькие дети не способны принимать во внимание более одного элемента в единицу времени. Они видят мир как бы в одной плоскости и не способны учитывать разные точки зрения одновременно, словно шоры у лошади.
По той же причине, дети могут ориентироваться только на одного взрослого в конкретный момент времени. Как игра с недостающим стулом, только выбывает всё время кто-то из взрослых. По этой причине дети рассеянны и невнимательны, легко отвлекаются, испытывают трудности с организованностью, забывчивы, постоянно что-то теряют. Особенно когда отсутствует интерес. Увлечение чем-то одним исключает внимание ко всему остальному. Например, во время интересной игры, ребёнок не слышит, как его зовут кушать. Меня мама даже к врачу водила слух проверять. )
Лишь к 7 годам появляется способность осмыслять мир более сложным способом .
5. Неспособность к труду…
… И целенаправленным действиям. Жертвовать и отсрочить удовольствие – не про дошкольников. Хочется всего и прямо сейчас. Проблемы возникают в семьях, где родители считают, что настойчивость и труд – ключи к успеху в жизни, начиная со спорта и заканчивая школой. У маленьких детей отсутствует мотивация , они склонны легко сдаваться. Недаром ведущей деятельностью в этом возрасте является игра.
6. Эгоцентричность
Ребёнок может быть занят только одним человеком в каждый момент времени и, как правило, это он сам. Внимание либо на себя, либо на другого. Дети либо эгоисты, либо чьи-то страстные поклонники. В голове есть место только для одного человека. Нет понятия «Мы». До 2-3 лет дети не видят себя отдельно от мира, природа преследует цель укрепить и развить представление своего я, понять кто я такой. Из-за этого дети кажется нечуткими. Малыш может просить маму взять его на ручки, несмотря на то, что мама несёт младшую сестру или тяжёлые сумки из магазина.
Сохранение целостности и индивидуальности в дошкольном возрасте - предпосылка для того, чтобы вырастить полноценную личность. В раннем детстве часто делают упор на умение ладить с другими, учитывать их потребности. Но природа неспроста сделала маленьких детей эгоистичными. Первоочередная задача деток раннего возраста - понять кто они такие. Личностная интеграция индивидуальности предшествует социальной интеграции и взаимозависимости.