Главная Блогов Посты Блоги Люди
• Блог
• 

Оценка или профанация?

О погоде уже даже не шутится! На связи Оксана Султанова. Отзвенели «последние звонки», закончились уроки и перемены. Впереди экзамены у выпускников. Все с трепетом ожидают результатов многолетнего детского труда. Результатов в виде оценок в аттестате. А я вот задумалась, а так ли важны эти оценки? Дмитрий Волошин, как и другие психологи, утверждает, что это (оценка) - профанация результатов. И вот почему!

-----



"Что такое оценивание? Это формальная проверка, соответствует ли результат задания заданному шаблону или идеалу. Сама оценка зависит от степени несоответствия, чем больше несоответствие — тем ниже оценка. На практике всё немного сложнее, так как редко какой результат можно описать настолько полно, чтобы оценить его абсолютно объективно. И тогда оценка опирается на субъективные критерии: профессионализм учителя, его эмоциональное состояние, влияние на это состояние внешнего вида ученика, тембра его голоса и тому подобное. Но в общем можно утверждать, что оценивание подразумевает, что правильный ответ один. Он может быть сложным, комплексным, а может состоять из одной цифры. Но он один.

Мы с вами знаем, что правильных ответов может быть больше. Этот опыт не достался нам просто так, и, может быть, было бы лучше, если бы мы понимали это раньше? А бывает, что нет правильных ответов? О, это совсем сложный, самый ценный и самый болезненный наш опыт. Может быть, это и есть мудрость. Попытка упростить и свести все к одному ответу делает нам чёрно-белое представление о мире вокруг. Вернее, не оставляет шансов для творчества, не даёт причины выходить за привычные рамки. Я утверждаю, что 1+1 равно 3. Может, я не прав, а может, смогу обосновать это заключение. Дайте мне возможность сделать это, не наказывайте меня оценкой за творческое отношение. Я хочу мечтать и делать невозможное, и вижу школу как помощника для моего творческого потенциала. Увы, задача получения оценок, и, как правило, хороших, не способствует такому моему развитию.

Оценивание — приучение к стандарту. Стандарту ответа, стандарту решения. Делай так и никак по-другому, иначе тебя будут осуждать. А зачем что-либо учить, когда процесс решения и даже оформления ответа стандартизован? То есть мы с вами понимаем, что, решая задачу, мы уже знаем или легко можем узнать ответ? И какой тогда смысл решать задачу? Нас что, стимулирует решение решённых задач? Или мы загораемся от возможности решить задачи, которые до сих пор никто не пробовал решать? Знаете, я каждый раз возмущался, когда учитель снижал оценку за оформление. У меня четыре, потому что я не подчеркнул слова «решение» и «ответ». Наверное, в этом был раньше какой-то смысл. Как и в задачах, решение которых нельзя было «подсмотреть», потому что не было интернета.

Помните, как в школах появляются «любимчики» и кто они? Потом ровно это же происходит в жизни по сформированному стереотипу поведения. Мы же часто выбираем лёгкий и привычный путь. Ну зачем мучиться и пробивать нужный проект, когда для карьеры это будет опасно и начальник не поймёт? Проще согласиться, проще соответствовать его, начальника, ожиданиям. Или быть как все, не выделяться. Недавно у меня был чудесный разговор с одним молодым человеком 12 лет. Я спросил его, почему он учится вполсилы, он же может гораздо лучше. На что тот ответил, что в их классе учиться по полной опасно, можно привлечь ненужное внимание как со стороны одноклассников, так и со стороны учителей. И добавил, что лучше быть как все, что именно этого от него ждёт школа.
Со временем отметки должны стать инструментом оценивания прогресса, инструментом диагностики. Возможно, что оценку нужно ставить по логическому принципу: да/нет, усвоил/не усвоил, знает/не знает. И выстраивать траекторию обучения в зависимости от такого прогресса, в идеале — нелинейно. Впрочем, это совсем другая история".

Как вам кажется, интересный подход? С окончанием учебного года!!!

P.S. Лето, приди! 

спасибо спасибо! 4 июня 2018 г. 0:43  20 Sultanka 2
Поделиться:
• Комментарии
Феличита 5 июня 2018 г. в 0:40 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Не поняла. Как можно оценивать по принципу: да/нет, усвоил/не усвоил, знает/не знает? Например, ребенок решил 7 задач из 10. Что ему поставят? "Усвоил" или "не усвоил" он эту тему? Если поставят "усвоил" - не вижу смысла ему стараться, пытаться научиться правильно решать все задачки... Если поставят "не усвоил", то да, для одного ребенка это будет стимулом стараться, а другой так и не получит никогда "усвоил", несмотря не прогресс (8 из 10, 9 из 10).Так и с русским языком: делал в диктанте 10 ошибок, получал "не усвоил". Усердно изучал правила, старался, и в следующий раз сделал всего 5 ошибок, и получил опять "не усвоил", хотя прогресс - на лицо... Считаю, что для того, чтобы отметки стали инструментом оценивания прогресса, нужно перейти на 10-бальную систему (или 12-ти как на Украине, или 25-бальную, как в Индии). Мне кажется, что наша 5-бальная (а фактически 4-бальная система) устарела, она не дает оценить прогресс... А про "...выстраивать траекторию обучения в зависимости от такого прогресса, в идеале — нелинейно..." вообще не поняла мысль автора.
heleonor 5 июня 2018 г. в 23:53 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Полностью поддерживаю! 4-х бальная система давно устарела и стимулировать к учебе уже не может
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта