У взрослого человека контейнирование это внутренняя способность выдерживать сильные эмоции - свои и чужие. Способность становиться для себя и другого неким трансформатором, который принимает в себя нечто непереносимое и возвращает в измененном виде, годном для усвоения.
Родители, особенно папы, которые не хотят, что бы их дети «выросли слюнтяями» или слабаками, с ранних лет стараются преподать «уроки жизни» - на самом деле добиваются обратного. Узнать родителя-дрессировщика можно по фразам:
«Плачут только девчонки. Ты мужик или кто? Ты меня разочаровываешь!» и тому подобное. Они редко хвалят за успехи, зато крепко отчитывают за промахи. В итоге, ребёнок пасует при первых же трудностях, страх наказания, неуверенность в своих силах заставляют выбирать
избегающее поведение. Избегать любых трудностей, жить по принципу «кабы чего не вышло». Родитель, который обнимет, успокоит, поддержит в трудной ситуации, является в этот момент своеобразным контейнером, вместилищем для негативных чувств. Таким образом, ребёнок научается
эмпатии (сочувствию, переживанию), сможет в будущем быть поддержкой для другого, а главное, для себя.
Как иначе мы научились справляться с негативными эмоциями? С возрастом развивается способность самому себе становиться таким вот контейнером. Я имею ввиду, конечно, тех, чьи чувства контейнировали в детстве. Если вы не можете пережить неудачу, не способны контролировать ярость и злость, значит, вам не хватило поддержки в детстве.
Наша повседневная жизнь наполнена эмоциями, на положительные реагировать легко и понятно как. Сталкиваясь с отрицательными, мы часто теряется. Постоянно мы попадаем в ситуациями, в которых что-то идёт не так, как нам хочется. В жизни ребенка таких моментов ещё больше, ведь взрослые многое решают за него и держат под контролем. Хочется мороженного перед обедом или очень дорогую игрушку в магазине, и мультики целый день, и в рот засунуть ту маленькую блестящую штучку, а нельзя.
Первоначально, для преодоления препятствий, выделяются гормоны стресса, ускоряется обмен веществ, все мысли сосредоточены на желаемом.
Цель одна- действовать. Но все мы знаем, что результат не всегда бывает положительным. Что делать? Вот тут-то и начинается самое интересное. В идеале: смириться с поражением, принять ситуацию и утешиться. Хорошим помощником на этом этапе являются слезы: расслабиться, «излить» свои чувства- со слезами выводятся из организма продукты распада гормонов стресса.
Если существует табу на плач, расслабление не наступает, даже при отсутствии стрессогенных факторов (стрессоров), организм будет находиться в состоянии «боевой готовности», состоянии стресса. А это прямой путь в кабинет психотерапевта.
Представим такую ситуацию: вы со своим чадом гуляете на детской площадке, другой ребёнок, постарше, случайно толкает его и он, больно ударившись, плачет. Прежде чем продолжить чтение, ответьте на вопрос: что бы сделали вы?
Заботливый родитель обнимет, успокоит, не обзовет неуклюжим и не бросит одного, отправившись на разборки с обидчиком.
Одна из главных задач родителя - помочь справиться ребенку с любыми эмоциями, принять их, переработать и отпустить.
В этом суть контейнирования. К сожалению, столь важная функция в жизни родителя часто сводится к фразам:
«ничего страшного», «до свадьбы заживет», «не драматизируй» и проч. На этапе принятия мы начинаем отрицать чувства ребенка и уговаривать, порой очень настойчиво убеждать, что ребенку только кажется, а на самом деле всё совсем иначе.
В итоге, ребёнок не умеет распознавать собственные чувства, ориентируется на мнение окружающих, теряет доверие к себе, становится зависимым.
Во взрослой жизни он может чувствовать себя неуместно, говорить невпопад, порой даже казаться черствым или бесчувственным. Я думаю, что ни один родитель не хотел бы видеть своего ребенка в подобном положении.
Узнали себя? Тема интересна? Хотите продолжения? Ставьте ❤ + в комментарии