• Блог
Ясный взгляд 54 читателя
• 

«Сорока-ворона…» — о психологии детской речи

Май прекрасный и неповторимый, в этом году особенно! На связи Султанова Оксана.

Я часто слышу на детских площадках: "Ой, не волнуйтесь, заговорит после трех, не остановишь!" Как нейропсихолог, категорично отношусь к подобным заявлениям. Речь - важнейшая составляющая развития ребенка и ее отсутствие важный сигнал, на который стоит обратить внимание. Давайте разбираться подробно!

Для начала – поговорим о нормах развития речи. Да, есть такие ориентиры: они созданы много лет назад, и подробную информацию можно найти в программах для детского сада. Давайте с ними познакомимся.



Как развивается активная речь ребенка:

  • ✔ От 4-5 месяцев до 1 года: гуление, отдельные слоги, подражание интонациям взрослого, первые простые слова (ав-ав, бай-бай, мама, папа, баба и т.п.).
  • ✔ От 1 года до 1,5 лет: 20-30 слов, подражание словам, первые фразы из двух слов.
  • ✔ От 1,5 лет до 2 лет: резкий скачок в развитии речи к двум годам, называние действий, предметов, частей тела, фразы из 2-3 слов, вопросы.
  • ✔ От 2 до 3 лет: увеличение словаря в течение года до 1000-1200 слов (в основном глаголы и существительные, немного прилагательных и наречий), несложные фразы из 2-3 слов, вопросительные слова и предлоги, согласование слов в предложении (прошедшее, будущее время и лицо глаголов (я хочу, ты хочешь)).
  • ✔ От 3 до 4 лет: названия предметов и их качества (гладкий, пушистый), обобщающие слова (мебель, одежда), домашние животные и их детеныши, овощи и фрукты, согласование слов (род, число, падеж), единственное и множественное число, речевое обращение к другим людям, диалог.

Почему речь у ребенка запаздывает?

Можно назвать несколько причин того, почему ребенок в три года еще не говорит: артикуляционные, нейропсихологические, социальные.
Первая причина. Неправильно работают язык, губы, лицевые мышцы, небо. Как об этом узнать: не было гуления и лепета в 4-6 месяцев, ребенок не умеет жевать и давится твердой пищей, рот часто открыт, слюна на подбородке.
Вторая причина. Неправильно работают определенные отделы мозга. Для того чтобы центры речи заработали в левом полушарии, нужны энергия (подкорковые и стволовые отделы), правильная работа правого полушария, которое включает речевое левое, и связи между левой и правой половинками.
Третья причина. Речь ребенка не востребована внешним окружением. И мы не обязательно говорим о какой-то обедненной заботой ситуации. Бывает наоборот: ребенка слишком опекают, угадывают все желания, боятся его огорчить, выполняются все капризы… Ему не нужно напрягаться, сердиться, тонизироваться, чтобы сказать слово или точно выразить свою потребность… Поэтому такие дети, попадая в детский сад, быстро начинают говорить: воспитатель на капризы не реагирует и можно подражать говорящим ровесникам.

Что делать, если ребенок еще не говорит?

Получить медицинскую консультацию хотя бы у детского невролога, а лучше у психоневролога. Возможно, требуется лечение и применение различных препаратов. Проконсультироваться, нет ли противопоказаний к нейропсихологической коррекции, она эффективна в таких случаях.
  • 1. Обратиться за немедицинской консультацией: к логопеду, к нейропсихологу или просто к детскому психологу. Лучше, если психолог проведет семейную консультацию, приехав к вам домой, понаблюдав за отношениями матери и ребенка, включенностью отца в семейную ситуацию и т.п. Это всегда очень продуктивная встреча.
  • 2. Развивать различные движения: руки, ноги, тело. Можно использовать упражнения, которые описаны в программе для детского сада.
  • 3. Стимулировать развитие кожной (тактильной) чувствительности: ползание, бегание голышом, ванны, контрастный душ, обтирания жесткой рукавичкой, массаж и т.п. И снимите наконец «памперсы»!
  • 4. Тренировать мелкую моторику рук: народные считалки «Сорока-ворона», упражнения по методике Монтессори, застегивание пуговиц, лепка (работа с глиной, тестом).
  • 5. Не увлекаться «ранним развитием»: всегда чревато сюрпризами. Поэтому, к примеру, в свое время дайте малышу возможность поползать и самому стать на ноги, без «ходунков». Если не ползал в 7-8 месяцев — значит, ползаем сейчас.
  • 6. Отдать ребенка в детский сад: обычный, государственный, с нормальными социальными границами и статусом воспитателя.

И самое главное, таким детям нужно больше внимания, терпения и любви. Желаю всем своевременного, гармоничного развития и теплого лета
+10 спасибо спасибо!  7 мая 2018 г. 12:19 добавить в избранное 9 Sultanka комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта