9 месяцев ребёнок растёт и развивается в утробе матери. Первые три месяца-самые сложные, женщина привыкает к физиологическим изменениям и готовится психологически, даже если беременность долгожданная.
Второй и третий триместры- самое приятное время, мама и малыш неразлучны. Если женщину ничего не беспокоит, удалось справиться со всеми страхами, чувствуется поддержка семьи, формируется привязанность - природная стратегия, обеспечивающая выживание младенца.
И вот он настал, кульминационный момент- ребенок появляется на свет. Взгляд его серьезен и сосредоточен, он узнает маму по запаху, ритму биения сердца. И тело и психика новоиспеченого родителя, при поддержке окситоцина, заточены на заботу о младенце. Если ребёнка отделяют от матери, ей не спокойно, она тревожится, все её мысли о новорожденном, какой уж тут отдых!
Ей хочется постоянно чувствовать его, трогать, смотреть, нюхать.
Совсем ещё недавно, когда мы сами появлялись на свет, в роддомах практиковалось раздельное пребывание матери и ребенка. Наши мамы, даже после серьезных операций, тайком вставали со своих постелей и шли туда, где взгядом искали своё чадо.
Существует гипотеза, что такое тяжёлое расстройство психики, как послеродовая депрессия, напрямую взаимосвязана с ранним послеродовым периодом. Если женщина лишена возможности удовлетворить свою психологическую потребность в контакте, то психика воспринимает отсутствие ребенка, как потерю. Психологическая потребность выходит на первый план, перекрывая физиологическую: в еде, во сне.
Не только младенец нуждается в матери, но и благополучие мамы зависит от него. Инстинкту ведь не объяснишь, что потеря временная, запускается глубокая подсознательная программа горевания, активизируя те самые механизмы депрессии.
С момента рождения начинает формироваться новая, невидимая связь, психологическая пуповина. Это касается не только матери, других членов семьи: папы, братья и сестры и даже бабушки. Их действия не обусловлены физиологически, но часто привязанность и взаимосвязь ничуть не меньше, чем у матери.
Здесь я хочу привести цитату из книги Л. Петрановской: «каждый акт защиты и заботы со стороны взрослого завязывает ниточку, каждый раз, когда ребёнок просит помощи и получает её, каждый раз, когда ему отвечают взглядом на взгляд, улыбкой на улыбку, объятием на протянутые ручки- завязывается нить.»
Младенец, пожалуй, самое беспомощное существо в живом мире. Если если его оставить одного- попросту не выживет. Ошибочно полагать, что вся необходимая забота сводится к удовлетворению физиологических потребностей. При должном уходе без психологического контакта, как, например, в домах малютки, при отсутствии ласки и тела, остаётся след на всю жизнь. В том числе и на состоянии здоровья.
Потребность ребенка в заботе взрослого- жизненно важная, витальная. Это не про «было бы не плохо», это про жизнь и смерть.
Современные родители по-разному относятся к суевериям, а вот у наших предков считалось, что до определенного времени (40 дней или даже 3 месяца), душу младенца могут украсть злые духи. В некоторых культурах не принято было даже говорить о появлении ребенка вслух, не то, что бы показывать, даже именем нарекать. Женщина занималась своими обычными домашними делами, младенец всё это время был при ней, в некоем подобие современных кенгуру и слингов.
Сейчас говорят о периоде донашивания или четвертом триместре беременности. Формирование привязанности-не дань моде или уважение предков, это залог надежных, доверительных отношений в будущем, механизм взаимопонимания.
По теории привязанности, чем больше «напитать» ребенка вниманием и заботой, тем больше энергии у него останется для самостоятельного отделения. Многие бояться вырастить ребенка зависимым и иногда даже отталкивают его, не смотря на внутренний протест, руководствуясь чьим-то компетентным мнением.
Именно возможностей «быть вместе», ощущение близости, делает нас по-настоящему человечными, способными на глубокие переживания, эмпатию и построение доверительных отношений.
Моя близкая подруга, мама троих детей, признается, что ее третий ребёнок самый «ручной», самый избалованный вниманием. «я понимаю, - говорит она, - что он возможно мой последний ребёнок, и мне так хочется вдоволь насладиться этим коротким периодом. Он скоро вырастет и станет отделятся от меня, я буду возвращать свою свободу, но сейчас я хочу раствориться в своём материнском счастье.
В консультировании деток постарше я рекомендую родителям удовлетворить актуализированные потребность ребёнка и тогда проблемное уходит.
Мальчику 9 лет, он перестал оставаться дома один и вновь стал приходить в кровать к родителям. Проектиыный рисуночный тест выявил повышенный уровень тревожности, учительница в школе начала замечать скованность и напряжение в отношениях со сверстниками. С одной стороны мама понимает, что наступил этап становления себя в коллективе, требуются поддержка и любовь, но с другой -давление общества, ведь «парень уже взрослый/избаловался/сядет на шею» и т.п. мама решила довериться своим внутренним ощущениям: вновь стала читать сыну книги перед сном, стала укладывать его спать, всегда отвечать на объятия, постепенно, мальчик стал опять автономным, однажды попросил закрывать дверь своей комнаты и с радостью отпускал родителей, так как хотел побыть один.
Напитать- всё равно что дать пищу растению в виде достаточного солнечного света и воды. При должном уходе, растению даст плоды, при недостатке или избытке- зачахнет.
Я знаю, сейчас модно развиваться, быть ы курсе последних событий, особенно в том, что касается воспитания. Наши дети становятся нашей визитной карточкой, явлением собственного эго. Информацию можно получить не выходя из дома, прямо в процессе воспитания, тут же применяя теорию на практике. Но ни одна книга, ни один распиаренный гуру психологии не знает лучше вас ни вас, ни о ваших отношениях с ребенком. Мнение специалистов- пища для размышления, способ посмотреть на ситуацию со стороны. Но решать, что делать- только вам! Слушайте свою интуицию, руководствуйтесь древней программой инстинктов заботы и любви, доверяйте больше себе, чего бы это ни касалось!