Если говорить о развитии математических способностей, то мое мнение таково:
математика неотделима от логики. И по своему преподавательскому опыту я знаю, что дети гораздо охотнее решают разные логические задачки, чем задачи типа «Из пункта А в пункт Б…» или «На сколько больше / во сколько раз…». Сегодня поговорим о нескольких типах логических задач, с которыми справятся и старшие дошкольники, и ученики начальных классов. Разумеется,
чем старше ребенок, тем больше предметов / действующих лиц может встречаться в условии и тем с бОльшими числами придется оперировать.
Сразу оговорюсь, что поначалу деткам
понадобится ваша помощь. Во-первых, не всегда условие задачи бывает понятно с первого раза. Однако если немного изменить предложения или сказать то же самое, но другими словами, все становится на свои места. Во-вторых, ребятам может быть трудно начать мыслить в верном направлении. А наводящие вопросы с вашей стороны помогут им ухватиться за ниточку рассуждений, которые они с успехом будут развивать дальше.
Начать можно с таких
простых задачек с подвохом.
1. Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты?
2. Сколько концов у двух с половиной палок?
3. Вы обогнали лыжника, занимающего вторую позицию. На какой позиции теперь находитесь вы?
Чтобы дать правильный ответ, достаточно представить себе весы, маленькую палку и лидера гонок.
Следующий тип логических задач –
на расположение действующих лиц по определенному признаку.
1. Катя живёт к школе ближе, чем Вера, а Вера ближе, чем Оля. Кто живёт ближе к школе – Катя или Оля?
2. Миша выше Коли, Андрей ниже Коли, а Егор выше Миши. Кто из мальчиков самый высокий?
Если сразу определить самого высокого / близко живущего трудно, поможет схематический рисунок от руки.
Более сложные задачи –
на взаимно однозначное соответствие. Здесь нужно каждому человеку сопоставить некий предмет.
Маша, Галя и Аня, играя, спрятали по игрушке. Они играли с куклой, зайчиком и мячиком. Известно, что Маша не прятала зайчика, а Галя не прятала ни зайчика, ни куклу. У кого какая игрушка?
Я рекомендую для подобных задач составить простую табличку, где по горизонтали записать имена детей, а по вертикали – предметы, им принадлежащие. И методом исключения определять хозяев игрушек.
И напоследок мои любимые головоломки:
логические задачи с числами.
1. Термометр показывает плюс 5 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?
2. Пять яиц одновременно варились в кастрюле и сварились за 5 минут. За сколько минут сварилось одно яйцо?
3. Два брата прошли от школы до дома 2 километра. Сколько километров прошел каждый мальчик?
Часто ребята, видя в условии задачи числа, тут же начинают складывать, умножать либо делить их. И здесь важно подвести их к мысли, что ни температура на улице, ни срок варки продуктов, ни величина пройденного пути не зависят от количества «действующих лиц».
Теперь вы сможете решать вместе с детками простые логические задачи! Желаю вам всем получать удовольствие от этого процесса!