Большинству из нас, взрослых, отвечали в детстве неправду на самый главный вопрос
"как я появился". Одних нашли в капусте, кого-то аист принёс, других «купили» в магазине. Со временем мы, конечно, узнали правду, но говорить
ПРО ЭТО многие так и не научились. Вот и собственные дети уже подрастают настолько, что бы задать тот самый, сакральный вопрос.
Как же говорить с детьми ОБ ЭТОМ, что говорить и почему? Последний вопрос, на мой взгляд, риторический, но именно с него я и хочу начать. С этого начинается любой разговор с родителями.
Что дают уроки сексуального просвещения детям? Меняется ли что-то в лучшую сторону там, где они есть?
Во-первых, происходит откладывание половой жизни. В странах, где есть сексуального образование, начало половой жизни откладывается, в среднем, на 2 года. Более поздний старт означает, что дети принимают более осмысленное решение и к этому шагу готовятся. Во-вторых, дети становятся менее уязвимыми перед
половыми инфекциями, снижается уровень подростковой беременности и абортов. Дети, получающие нормальную и своевременную информацию о том, что такое секс и каковы его последствия, начинают сразу предохраняться. Говорить надо ещё и потому, что секс - это часть мира и притом прекрасная часть мира. Человеческие отношения в самых разных проявлениях.
Они и без нас всё узнают, просто мы можем научиться это произносить и тем самым показать, что в человеческой близости нет ничего постыдного. Тогда ваш ребёнок придёт в трудной ситуации разговаривать с вами, а не с другими некомпетентными людьми.
С одной стороны мы отвечаем на их вопросы, а с другой, было бы здорово, если бы нам удалось сохранить некую романтическую сказку, показать, что с ними это тоже когда-нибудь произойдёт, много позже, когда они влюбятся, станут взрослыми:
«В один прекрасный день ты влюбишься, и в один прекрасный день эти отношения будут продлены вот таким образом, в один прекрасный день у тебя появятся свои дети»
Неужели вам хочется, что бы вас кто-то опередил и рассказал о самых приятных и естественных вещах грубо, пошло, бесцеремонно и предвзято?
Секс - табуированная на уровне подсознания тема. Взрослым неудобно говорить об этом, и дети интуитивно не хотят ставить родителей в подобную ситуацию. Так оказывается, что большинство из них черпают сведения из разговоров с подружками, мальчиками в подворотне, возможно даже со случайным человеком. В этой теме для ребёнка, безусловно, нет ничего неприличного или неприятного, это также нормально как спрашивать, почему идёт дождь, почему времена года сменяют друг друга и много разных других почему. Отношения между мамой и папой, между мужчиной и женщиной - это также интересно, как то, почему стакан падает вниз, а не летит вверх. Тему запретности в разговоре про секс формируют взрослые. А ведь это ужасно интересно, как устроен человек и зачем он так устроен.
Кто должен начать разговор и с чего начать?
Начинать следует с себя и чем раньше, тем лучше. Как я к этому отношусь? Могу ли я свободно об этом говорить? Научиться говорить другими словами, значит, по-другому мыслить. Уже в тот самый момент, когда мы учим ребёнка говорить и называть части своего тела, наряду с тем, что нос и глаз гордо носят своё собственное звание, не место постыдным пипиркам, писюлькам и писюнам. У всех есть пенис или вагина, и тут нечего стыдиться.
Нам всего лишь неудобно оттого, что когда-то нашим мамам было неудобно оттого, что их мамам было неудобно. К чему это привело? Многие из вас могут ответить на этот вопрос, привело к тому, что в большом числе случаев люди с отвращением вспоминаю свой первый раз. Молодые люди, независимо мальчик это или девочка, даже боятся думать о том, что с ними может такое произойти. Невозможность формирует у детей множество комплексов. В конце концов, это приводит к тому, что мы не можем поговорить об этом со своим партнером. Что нам нравится, а что неприятно, только оттого, что мы не знаем, какими словами говорить. Стоит ли нам программировать такое будущее наших детей в такой чудесный удивительный сфере как секс, как любовь, как вообще человеческие отношения?
К 4–6 годам ребенок должен знать название своих органов и уметь соблюдать правила личной гигиены. К школе большинство детей уже начинают стесняться родителей и хотят мыться самостоятельно, хорошо бы, чтобы они умели делать это правильно. В этом возрасте ребёнку необходимо знать, что его тело принадлежит только ему самому, и никто не имеет права нарушать определённые границы без разрешения. Ребёнок должен уметь отказывать и отстаивать свои границы.
Когда мы рассказываем детям о сексе, мы обязательно должны учитывать, что они хотят знать. Мы-то понятно хотим им рассказать, что сделать, чтобы ни в коем случае не заниматься сексом до … (
подставьте сами нужный вам возраст), чтобы они ни в коем случае не забеременели до брака, не заразились ужасной болезнью, не стали насильниками или не попали в ситуацию насилия. Всё это делается постепенно и поэтапно, как я уже говорила выше, умение сказать «нет», называть вещи своими именами, говорить свободно и не бояться просить – вот, что должен уметь ребёнок к наступлению пубертата.
А что, если вы так и не дождались вопросов или упустили нужный момент?
После восьми будет уже поздно, во-первых закрепиться такая модель, что маме с папой неудобно об этом разговаривать. Ребёнок поймёт, что в этом есть неприличное, о чем люди не хотят говорить между собой. Просто он уже сложил своё определённое мнение на этот счёт. Можно попытаться аккуратно задать наводящий вопрос, что бы выяснить, насколько и о чём ребёнок информирован. Не стоит давить, если ребёнок попытается избежать разговора об этом.
К счастью, сейчас очень много хороших,
правильных иллюстрированных книг для разного возраста. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста, при условии, что уже сложилась безопасная атмосфера, лучше говорить родителям. А вот подростка, если тема уже попала в разряд табуированных в вашей семье, лучше доверить специалисту. Не стесняйтесь
обратиться к специалисту.
Другие статьи блога "Психология счастья" на Уфамаме:
Жизнь без школы.
Как устроены наши дети.
Искусство быть счастливым.
Как формируется привязанность.