Отличники, хорошисты,
троечники… Почему одни дети учатся хорошо, а другие не очень? От чего
успеваемость зависит в большей степени: от природных способностей, уровня образования родителей, материального положение в семье или от психологической атмосферы в доме? Петербуржские социологи провели интересное исследование в поисках ответа на этот вопрос. Его результаты оказались весьма неожиданными…
Деньги – не главное
Васильевский остров – один из старейших районов Санкт-Петербурга. Здесь живут и коренные петербуржцы, и мигранты. Живут и в элитных квартирах, и в самых обычных, и в настоящих коммуналках.
Россия в миниатюре – так часто называют Васильевский остров. Именно в школах этого района проводилось
социологическое исследование, целью которого было
установить взаимосвязь между успеваемостью учащихся и условиями жизни их семей.
Традиционно считается, что дети из семей с высоким культурным капиталом демонстрируют и более высокие образовательные результаты. Так вот, процент учеников, подтверждающих это правило, оказался не так уж и высок. Даже если оба родителя отлично образованы, это не значит, что и ребенок добьется тех же результатов. Не было обнаружено и прямой зависимости успеваемости от материального достатка семьи: в малообеспеченных семьях отличников оказалось больше, чем троечников! Возможность
нанять дорогих репетиторов, как выяснилось, часто не дает желаемого результата. Наличие уникальной домашней библиотеки также не является гарантией того, что ребенок будет начитанным и образованным. Даже проживание ребенка в коммунальной квартире не особенно сказывается на его
успехах в учебе: и отличники, и троечники примерно в равных пропорциях проживают и в коммуналках, и в отдельных квартирах. Более того, не является приговором и наличие в семье такой проблемы, как пьянство
(если оно не сочетается с рядом других отягчающих обстоятельств). Так в чем же секрет школьной успеваемости?
Три правила, необходимых для успешной учебы
Правило первое. Преемственность поколений
По итогам исследования неожиданно выяснилось, что более 90% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками, либо очень часто общаются с ними. А почти 50% неуспевающих учеников либо не встречаются с бабушками и дедушками, либо вообще никогда их не видели.
Более ожидаемым оказался тот факт, что 85 % всех отличников и хорошистов живут в полных семьях и лишь 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. В неполных семьях живут лишь 10% отличников, но больше половины троечников – 55%.
Правило второе. Семейные традиции
Более 70% успешных учеников ответили положительно на вопрос о наличии
семейных традиций. К ним относятся регулярные семейные торжества, совместные походы по культурным заведениям. Причем, организация семейных праздников и торжеств не зависит от материального состояния. Главное, чтобы праздники были интересно организованными. Если же денег у родителей много, но культура семейных праздников низкая, ниже будет и успеваемость ребенка.
Правило третье. Нацеленность не на оценки, а на самореализацию
Почти 60% родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для
самореализации. А вот 80% родителей троечников трудятся, по их словам, «ради денег». Родитель, воспитывающий в ребенке нацеленность на самореализацию, никогда не будет требовать от него невозможного. Оценки важны, но не настолько, чтобы за ними гнаться. Главное понять, какое из направлений деятельности доставляет удовольствие и моральное удовлетворение, и двигаться в этом направлении. Парадоксально, но именно при таком раскладе дети начинают учиться лучше, и учеба дается им легче.
«Будьте счастливы и довольны жизнью сами, и тогда ваши дети будут учиться хорошо!» – так звучит третье правило, необходимое для успешной учебы.
А вы согласны с такой «формулой успеха»?
Скоро в школу...
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
9 простых советов для формирования красивого почерка.
В треугольнике конфликта: педагог, дети и их родители.
5 условий, чтобы мама могла сказать: «А мой ребенок любит учиться!»