• Блог
• 

Надо ли учиться в школе, чтобы стать успешным?




Большинство в нашем мире живёт стереотипами. И работают эти установки во всех сферах жизни, включая и образование: т.е. сначала ребёнок должен посещать детский сад, затем школу, потом обязательно поступить в институт. А дальше что? Потом, кому повезёт больше, устроятся на хорошо оплачиваемую должность и будут работать до пенсии, во время которой заслуженно отдохнут, отдав государству свой честный гражданский долг. Этот шаблон закладывают с самого детства настолько глубоко, что, когда уже взрослым говоришь, что вообще-то есть альтернатива такой жизни, на тебя начинают смотреть косо. Давайте же попробуем сломать некоторые стереотипы.

Интересно было бы посмотреть на статистику: сколько из имеющих дипломы работают по специальности? И ещё сколько желающих при возможности заниматься чем-то другим, к чему лежит душа, но вынужденных сидеть не на своём месте? К сожалению, шаблонное мышление и устаревшая система образования не располагают к раскрытию талантов и развитию, совершенствованию человека. Поэтому если сам ребенок и его родители не будут в этом заинтересованы, то он будет вынужден следовать стереотипам, получит «корочку», устроится на работу, как все, но будет ли счастлив при этом?

В каждом из нас заложен огромный потенциал, который мы не всегда используем. Не бывает людей, лишённых таланта, просто надо его найти. И для того, чтобы реализовать его, совсем необязательно иметь стандартное образование или диплом. По крайней мере, не во всех областях он бывает необходим. А подтвердить это могут примеры знаменитостей, которые учились дома и занимались самообразованием. Поскольку их действительно очень много, и в одной статье обо всех не расскажешь, остановимся лишь на некоторых.



Вы, наверное, удивитесь, но самый богатый в мире человек за всю историю Джон Рокфеллер окончил всего лишь трёхмесячные бухгалтерские курсы. Он начал свою карьеру с помощника бухгалтера и стал крупнейшим бизнесменом в истории. Рокфеллер говорил: «...Диплом создаёт иллюзию, что у тебя вообще нет проблем. Внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что всё получается, что завтра ты пойдёшь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».

Генри Форд, к примеру, не имел никакого диплома, учился лишь в церковной школе, но это не помешало ему основать одну из крупнейших компаний Ford Motor Company с автомобильными заводами по всему миру и стать автором 161 патента. «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются», — говорил он.



Стив Джобс, один из богатейших людей современности, также не имел высшего образования, бросил учёбу в университете, считая дальнейшее обучение в нём бессмысленным и впоследствии ни разу не пожалел об этом.

Получил домашнее образование изобретатель Томас Эдисон, который просто не смог вписаться в школьную систему, его там признали «необучаемым». Он не учился ни в колледже, ни в университете. И во многом добился успеха благодаря своей матери: «Меня сделала моя мать. Она была так тверда, так искренне верила в меня, что я чувствовал, у меня есть ради кого жить и я не должен ее разочаровывать». А сколько людей у нас учатся в ВУЗах ради «корочки», только лишь для того, чтобы оправдать надежды своих родителей?

Среди наших соотечественников тоже немало тех, которые учились дома. Один из известнейших хоумскулеровЛев Николаевич Толстой. Он считал, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 16 лет он поступил в Казанский университет, но его не окончил, а занялся самообразованием в Ясной поляне. «Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы я не нашёл цели для моей жизни — цели общей и полезной», — писал Л.Н.Толстой.

Обучался дома и Фёдор Иванович Тютчев — известный русский поэт, дипломат, публицист, член-корреспондент петербургской Академии Наук. Родители очень поддерживали его таланты и помогали ему творчески раскрыться. Уже в 14 лет он стал вольным слушателем в Московском университете, через год стал студентом, в 17 лет сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень!



Получил домашнее образование знаменитый пианист Святослав Рихтер. С 11 до 14 лет он учился в школе, и это время он называл самой ужасной порой в его жизни: «Школу я ненавидел, и даже сейчас при одном воспоминании о ней меня бьёт дрожь. Всё в ней меня отвращало, и прежде всего то, что она была обязательна». В 22 года он поступил в консерваторию, но ему разрешили учиться вне программы и государственным экзаменом Рихтеру засчитали один из его концертов.

Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики, одна из величайших фигур ХХ века, в школе тоже не учился. Но поступил в строительную профессиональную школу и занимался во многих кружках. В 17 лет стал автором проекта безмоторного самолёта К-5, который был официально защищён перед комиссией и рекомендован к постройке. Позже с блеском окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана. Сергей Королёв — один из тех, кто сделал СССР передовой державой.



Как видите, обучение в школе — это не показатель успешности, получение диплома о высшем образовании — далеко не всегда путёвка в достойную жизнь. Каждый человек по-своему уникален, и поэтому задача родителей — не загрузить его школой, множеством кружков и любыми путями дать высшее образование. А их задача — увидеть талант ребёнка и помочь ему раскрыться, дать направление. Только в этом случае человек сможет найти своё призвание, которое сделает его счастливым и успешным.
+6 спасибо спасибо!  23 декабря 2017 г. 12:28 добавить в избранное 12 Ummochka комментарии 22
Поделиться:
• Комментарии
Максвет, 23 декабря 2017 г. в 15:06 Хороший комментарий +2 Плохой комментарий
Все эти факты очень интересны, им стоит верить. В моем жизненном опыте другие примеры.
Когда я училась в вузе (90 годы), выпускников 114 и 3 уфимских школ было тяжело не заметить. Отличная подготовка в школе позволяла и и в вузе сразу стать отличниками да и учиться им было легче. Это давало авторитет в группе, уважение и поддержку преподавателей, облегчало учебу, репутация, повышенная стипендия, рекомендации в аспирантуру, на подработку - зачетка довольно быстро начинала "работать" на них.
В позапрошлом году в вузе, где я уже работаю, несколько студентов, вовсе не троечников, выиграли грант на обучение в магистратуре в Чехии. Несколько отличников, учащихся на коммерции, были премированы стипендиями ректора и Президента РБ, получали уже на практиках предложения на работу.
Без хорошей подготовки в школе стартовать труднее, хоть в вуз, хоть куда. Люди искусства, спорта и тд. - это другое, у них свои риски: что делать, если певец потерял голос, спортсмен получил серьезную травму, художник покалечил пальцы? ну и т.д.
Я согласна с одним в этой статье - если не получилось в одном - искать себя в другом, не сдаваться. Ну и не ложиться костьми ради абсолютных пятерок. А в школе учиться нужно, полезно, важно. Главное эту самую школу и программу обучения в ней правильно организовать. Еще очень важен учитель. Но эти аргументы уже для другой темы.
Ummochka, 23 декабря 2017 г. в 16:58 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо за комментарий! Вы не поняли только одного: школа не единственное место, где можно получить знания.
Максвет, 23 декабря 2017 г. в 17:43 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Ну вообще для меня это очевидно, как и для всякого, что учимся мы всегда и всюду. Школа обеспечивает доступность образования для всех.
Ummochka, 23 декабря 2017 г. в 20:18 Хороший комментарий +4 Плохой комментарий
Возможно, я неправильно поняла Вас. Но это же Ваши слова: "...Без хорошей подготовки в школе стартовать труднее, хоть в вуз, хоть куда. <...>А в школе учиться нужно, полезно, важно."
Я лишь хотела донести, что семейное образование может дать намного более качественное образование, чем школа. Сегодня, к сожалению, школа не обеспечивает доступность хорошего образования. Большинство вынуждено брать дополнительные занятия и нанимать репетиторов. И даже из перечисленных Вами элитных школ дети посещают платные языковые школы, чтобы подтянуть английский. Я была удивлена этому, ведь раньше иностранный в гимназии преподавали на очень хорошем уровне. Сейчас многое поменялось. Поэтому доступность образования сегодня мнимая, родителям приходится немалые суммы отдавать, только чтобы ребенок освоил школьные предметы. О качестве образования говорит и то, каких студентов сегодня набирают в ВУЗы:
http://www.semlot.ru/obrazovanie/9159-dotsent-zhurfaka-mgu-v-etom-godu-my-nabrali-inoplanetyan
И такая ситуация не только в МГУ. В ВУЗе, где я преподавала, то же самое происходит. Как сказал один мой коллега о нынешних выпускниках: "Они не просто нулевые, а минусовые". Это всё результаты реформ в системе образования и отбора по результатам ЕГЭ.
Kalinka, 24 декабря 2017 г. в 0:12 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Согласна с тем, что ЕГЭ не помогает системе образования, детей "натаскивают" именно на сдачу ЕГЭ (говорю как мама 11-классника). И я почти уже пришла к мысли, что нужна другая форма обучения. Но дети уже выросли, может когда-нибудь не внуках проверим))
Мне не совсем понятно, каким образом организуется семейное обучение? Родители не работают и учат ребенка? Наверное это возможно в начальной и средней школе. А в старшей как? Если родитель гуманитарий, а ребенок имеет склонности к точным наукам, разве сможет первый объяснить второму математику на должном уровне?
Или родители работают и нанимают репетиторов? Аттестат ведь в любом случае нужен?
Ummochka, 24 декабря 2017 г. в 15:29 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Чтобы не повторяться, дам ссылку на предыдущую статью. Она как раз о том, как организовать семейное обучение: https://www.ufamama.ru/Posts/View/5373
К старшей школе ребенок уже сам должен научиться добывать знания. Если есть что-то непонятное, и родители не в состоянии объяснить, сейчас вся информация в открытом доступе: масса бесплатных и платных онлайн-школ, уроков. Все книги, методические пособия можно найти в интернете либо в книжных магазинах. Проконсультироваться всегда можно у репетитора, необязательно у него учиться весь год. Если ребенок не научился самоорганизации, то тогда, конечно, будет сложно. Лучше к этому начинать готовить уже в начальной школе. Совсем недавно вышла замечательная книга Кэрол Вордерман "Как научить ребенка учиться", в которой даны очень полезные советы о том, как организовать учебный процесс, как готовиться к экзаменам, научиться справляться со стрессами, лучше запоминать информацию и т.д. Можно посоветовать её к прочтению всем учащимся.
dreamer, 24 декабря 2017 г. в 9:18 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Спасибо за статью. У меня сын в 9 классе и да, сплошные репетиторы и платные занятия. И хотелось бы задать нескромный вопрос, во сколько обходиться домашнее обучение, особенно в старших классах? У меня еще младшему сыну предстоит учиться, хотелось бы определиться.
Ummochka, 24 декабря 2017 г. в 14:57 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
До старших классов мы пока не доросли, поэтому не смогу Вам подсказать, во сколько это обойдётся. В настоящее время мы платим только за английский. Все остальные кружки - бесплатные. Кстати, там, где мы посещаем изостудию и окружающий мир, есть и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по вполне приемлемым ценам, намного дешевле, чем у репетиторов. Из дополнительных расходов, наверное, следует учесть покупку хороших книг. Учебники пока выдают бесплатно в школе. Недавно нашла сайт, где есть почти все учебники советских школ в электронном виде.
ПростоМама5, 24 декабря 2017 г. в 10:31 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Сыну пока только пять, и этот вопрос стоит очень остро. Хотелось бы почитать реальные примеры домашнего образования, с подробностями)
Ummochka, 24 декабря 2017 г. в 15:08 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Почитать реальные примеры можно на сайтах, посвящённых семейному образованию, и в группах различных соцсетей. Наверное, самый популярный и информативный на сегодня - это сайт тех, кто начал СО ещё в СССР - Чапковских, где собраны все законодательные акты, есть много рекомендаций, там же можно пообщаться с теми, кто практикует СО. В каждом крупном городе активисты СО создали свои группы в соцсетях, в т.ч. и в Уфе, у нас регулярно проводятся и встречи оффлайн.
Ами, 25 декабря 2017 г. в 17:32 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Мне рассказывала одна мама о семейном образовании, насколько поняла в каждой четверти в школе проходят что то типо аттестации.
про100я, 25 декабря 2017 г. в 19:23 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Аттестации 1 раз в год.
Ами, 25 декабря 2017 г. в 19:44 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
насколько поняла, пошли в 1класс и в первой четверти прошли что то подобное уже.
про100я, 25 декабря 2017 г. в 21:32 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Это незаконно.
Мама Юсуфа, 27 декабря 2017 г. в 20:50 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
"... родителям приходится немалые суммы отдавать, только чтобы ребенок освоил школьные предметы" Зачастую проблема не в учителях, а в самих учениках, которые не умеют и не хотят приобретать знания. Ценности уже другие...
umnica, 30 декабря 2017 г. в 13:38 Хороший комментарий +6 Плохой комментарий
Прочитав статью, и, как и Максвет, увидела совсем не альтернативу школе - семейное образование, а призыв бросать школу и проблемы, с ней связанные. Более того, плюсов СО в статье практически не приводится. Зато нажато на родительскую "мозоль" - успешность детей в дальнейшей жизни, что считаю нечестным. Потому что успешность детей не зависит от формы образования. Более того, почти все приведенные в пример люди - это своего рода гении. Таких же людей можно привести в пример и из закончивших школу. Но их в статье, конечно, нет. При этом не ракрыты такие моменты: 1) не у всех родителей есть возможность проводить СО, для этого надо самим быть, как минимум, не бывшими троечниками; 2) не всем детям подходит СО, так как при СО в начальной школе родители должны максимально следить за усвоением предметов ребенком (в школе это, хотя бы частично, отслеживают учителя).
В итоге, после прочтения остаются такие мысли:
- все родителя, которые отправляют ребенка в обычную школу, какие-то вредители, не желающие раскрывать потенциал ребенка. Более того, сознательно губящие этот потенциал.
- если ты будешь учиться по форме СО, то сэкономишь кучу денег (что не доказывается расчетами, поэтому сомнительно).
Я знаю две семьи, где дети находятся на СО. В одной родители с высшим математическим образованием, первый ребенок ушел от сверстников на несколько классов вперед по программе, но второй с трудом осваивает программу по возрасту. Делаю вывод, что не в форме получения образования дело. Во второй семье ребенок пока в первом классе, поэтому выводы делать рано (сейчас почти все дети идут в школу, умею читать, считать и писать). Но ребенок посещает 2 дня в неделю специальные платные занятия с педагогами.
Считаю, в любой форме образования есть свои плюсы и минусы. При этом честным будет раскрывать эти моменты с обеих сторон.
Ummochka, 30 декабря 2017 г. в 14:09 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
В предыдущей статье как раз было о том, что семейное образование подходит далеко не всем. А от стереотипов избавиться трудно, да. Поэтому большинство не приемлет СО.
Ummochka, 30 декабря 2017 г. в 14:26 Хороший комментарий -1 Плохой комментарий
Школа прекрасно воспитывает стадное чувство. А вот раскрытию таланта каждого ученика уж точно не способствует. Поэтому надеяться на то, что школа будет воспитывать творчески развитую личность, не стоит. Ответственность за образование и воспитание детей лежит на родителях. И в Конституции Рф так и написано.
Максвет, 31 декабря 2017 г. в 13:36 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Стадное чувство присутствует во всех, и школа тут ни при чем, человек существо социальное. Как минимум - компании друзей, группки единомышленников на работе, часто конкурирующие, клубы по интересам, и т.д., это было всегда, и тогда, когда не было общего среднего образования. Такое ощущение, что обсуждение этой темы выходит на уровень "кто против СО - тот олицетворение всего отстойного", тут вам и стереотипы, и стадность, и другие ярлыки. И пропущено мимо ушей то, что "школу надо правильно организовать, а это другая тема".
А между тем в наших с вами кругах "против" и "запретить" никак не синонимы! Да и слова "против" здесь не упоминались. Мне не нравится - и я могу растолковать, почему, я уже писала свои аргументы, это мое мнение, и в абсолют закона я его не возвожу, а вот имеющим право на существование считаю. Точно как и ваше мнение.
Именно демократы и борцы за всякие свободы частенько грешат позицией "кому не нравится - те об этом пожалеют!"
Будем добры друг к другу! С Новым Годом!
Ummochka, 31 декабря 2017 г. в 18:44 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Пока организуют «правильную» школьную систему, пройдёт немало времени. А дети уже сейчас хотят учиться в нормальных условиях. Вот поэтому с каждым годом и растёт количество обучающихся на СО. Для них и предлагалась эта тема. Странно, что интересуются ею больше любители традиционной государственной системы образования. Можете создать свою тему и рассказать обо всех положительных моментах школы. Никто же не запрещает. Меня система не устраивает, вот я своё мнение и пишу и объясняю, почему мы сделали такой выбор.
Ummochka, 31 декабря 2017 г. в 18:57 Хороший комментарий +1 Плохой комментарий
Политику-то зачем сюда приплетать? К демократам не отношусь. Просто принимаю решения своей головой, а не чужим устоявшимся мнением.
Валюша, 16 января 2018 г. в 18:40 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Жаль,что закрыли тему. Хотелось бы тоже сказать о современной школе свое мнение. Мне 65 лет, но занимаясь с внучками, я оказывается много чего помню. И с удовольствием подчеркиваю, вот как нас учили в советской школе. Сейчас же в школе делают все, чтобы отвратить ребенка от обучения. Учителя безграмотные, неинтересные, идут работать в школу потому, что не нашли себе другого применения. Но и СО не все родители могут потянуть. Нужно кому-то, чаще матери, не работать или работать свободным графиком. А ЕГЭ не отражает полноту знаний школьника, как кому повезет. Поэтому у нас такие специалисты. Ummochka, если знаете сайты, которые могут помочь в обучении,не держите их втайне, поделитесь с нами, пожалуйста!
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта