Что мы знаем о правшестве и левшестве? В основном среди людей бытует мнение, что левши — те, кто пишет левой рукой, а правши - правой. Раньше педагоги и родители детей-левшей переучивали. Сегодня, благодаря тому, что наука не стоит на месте, и учёным-нейропсихологам открываются новые грани этого явления, наконец-то стали более спокойно воспринимать леворукость и хотя бы перестали переучивать. Но левшество — это не просто леворукость, это и другой способ мышления.
Наши способности и мировосприятие в целом зависят во многом от того, какое полушарие мозга - ведущее, а также от слаженности их совместной работы.
Левое полушарие отвечает за анализ, осмысление, абстрактно-логическое мышление, выявляет причинно-следственные связи, и на это требуется время — как на решение какой-либо задачи.
Правое полушарие отвечает за эмоции, интуитивное, пространственно-образное мышление. Оно действует быстро, воспринимая информацию целостно, не дробя её на части.
Левополушарники, или
«мыслители», обладают рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, рассудительностью, но при этом плохо контролируют свои эмоции.
Правополушарники, или
«художники», наоборот, эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без анализа деталей, и не всегда могут объяснить последовательность действий при решении задачи. Именно они чаще бывают леворукими.
Однако людей можно разделить не только на право- и леворуких. Ведущими могут быть и другие парные органы: глаз, ухо, нога. К примеру, праворуких с ведущим левым глазом и ухом можно отнести к «правополушарникам».
Встречаются также лево- и правополушарники с
сильной или слабой праворукостью. И невероятное количество разных смешанных типов людей. И если бы все эти типы учитывались при обучении в школе, при выборе кружков, профессии, да и просто при воспитании детей, мы бы, наверное, жили в идеальном обществе.
Ещё один важный момент, на котором хотелось бы заострить внимание, это то, что существуют большие различия в работе полушарий мозга в зависимости от пола. Оказывается,
мозг мальчиков устроен по-другому: он более избирателен и работает по
энергосберегающему принципу. А
девочки более эмоциональны, для решения проблемы у них задействован
весь мозг сразу. На занятиях в школе, когда у девочек наступает период утомления, мальчики к этому моменту только «просыпаются», и разумный учитель это, безусловно, увидит и построит занятие так, чтобы было интересно и полезно всем. Но много ли таких учителей?
Или возьмём модные сегодня развивайки для дошкольников. Большинство их берёт какую-то методику и применяет её ко всем подряд, без разбора. А ведь, к примеру, по методике Зайцева легко обучаются только
левополушарники. А правополушарников лучше обучать по классической методике. Многие ли педагоги и родители это знают?
Выявить у себя или у своих детей ведущие руку, глаз, ухо довольно легко с помощью специальных тестов, на них мы не будем заострять внимание. Главное — использовать эти знания, чтобы облегчить себе и детям не только обучение, но и жизнь, творчески реализоваться.
Все мы разные, и надо уже к этому привыкнуть. И если ваш ребенок вдруг оказался не таким, как все, радуйтесь, а не паникуйте. Левша? Замечательно, только не мешайте ему и не пытайтесь из него сделать правшу — это приведёт к неврозам и мучениям для ребенка. Подумайте сто раз, а нужно ли вам это? Оказывается, министерство здравоохранения СССР ещё в 1985 году выпустило рекомендации о запрещении переучивания левшей. Уж сколько лет минуло с тех пор, а проблема осталась, не все педагоги и родители это понимают. А ведь даже
«врождённая грамотность» работает только при письме ведущей рукой! И если вы хотите на самом деле помочь ребёнку вырасти гармоничной, творчески развитой личностью, раскрыть его таланты, просто не мешайте пройти ему свой путь. И пусть он не будет похожим на ваш - нельзя во всех загрузить одни и те же знания, как в компьютер, с одинаковым результатом. Цените индивидуальность, ведь это делает наш мир таким разнообразным и прекрасным!
В одной лишь короткой статье трудно передать все особенности, различия работы мозга, раскрыть секреты право- и левополушарников. И поэтому в заключение хочу порекомендовать книги, где об этом можно почитать:
Мальчики и девочки - два разных мира. В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман.
Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. А.В. Семенович.
Ребенок-левша: как достичь гармонии с «правым» миром. А.Майская.