– Ванечка, сколько времен года ты знаешь?
– Пять.
– Сколько?
– Пять, больше не знаю…
– Ну что ж вы, родители, даже этому ребенка не могли научить?!
– Ну, честное слово, кроме Вивальди, Гайдна, Чайковского Пьяццоллы и Дебюсси никого не знаю!
Не за горами 1 сентября. Мамы будущих первоклассников с волнением поглядывают на календарь в ожидании этой знаменательной даты. Переживают не только те, кому идти в этом году школу, но и те, кто будет отдавать своих малышей на подготовку.
Готов ли мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Все ли будет ему по плечу? А не рано ли нам в первый класс? Вопросы, вопросы, вопросы… Поможет ли лишнее волнение нашим детям? Вряд ли… А вот разумные ответы на них будут очень даже кстати.
Что требуют учителя при поступлении в первый класс, и что должен уметь ребенок на самом деле? Чему дошкольника нужно учить обязательно и чего делать совсем не надо? Расскажем в статье. Надеемся, волнений после её прочтения у вас немного поубавится.
-----
Ничего не прибавляется в умственном развитии ребенка от того, что он научился читать.
Этот тот же ребенок. Только грамотный.
(Лев Выготский,
советский психолог,
автор работ по педологии и когнитивному развитию ребенка)
Самый первый и самый важный вопрос, волнующий большинство родителей – должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать? Согласно современным требованиям Минобрнауки РФ, дети, поступающие в 1 класс должны уметь провести звуковой анализ слова. Проще говоря, увидеть звуки в слове и назвать их все подряд. А это, заметьте, не одно и то же, что «уметь читать».
Не стоит излишне наседать на ребенка в стремлении, во что бы то ни стало, научить его читать перед школой. Если первоклассник идет в школу читающим – замечательно. Если он еще не умеет читать – тоже не беда. Умение читать только сначала выделяет его среди сверстников. В дальнейшем эффект сходит на нет.
Современные педагоги и психологи считают, что навык чтения в этом возрасте не имеет особого значения ни для успешности обучения, ни для развития интеллекта. Гораздо важнее для дошколят – уметь сравнивать предметы, описывать их свойства, ставить перед собой собственные задачи и самостоятельно их выполнять, фантазировать, сочинять.
Из обязательных элементов готовности к обучению можно выделить следующие:
Ещё одно "страшное" испытание для детей и родителей, которое проводят в некоторых особенно популярных гимназиях и частных школах – диагностика готовности к обучению.
Вопрос: Могут ли по её итогам отказать ребенку в приеме в школу?
Ответ: по законам РФ результаты диагностики не могут влиять на поступление ребенка в первый класс. Диагностика служит подспорьем для учителя и не должна, по закону, применяться как средство отбора детей. В соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ эту процедуру положено проводить в первую неделю учебного года, и предназначена она для того, чтобы педагоги познакомились со своими будущими учениками. Поэтому, волноваться не стоит. Задача родителей заключается лишь в том, чтобы не запугать своего ребенка и отнестись к диагностике спокойно.
Рука – это вышедший наружу мозг человека.
(Имманиуил Кант, философ,
родоначальник классической немецкой философии)
Чем реально можно помочь ребенку при подготовке к школе? Просто присутствуйте в его жизни и дайте возможность познавать этот огромный мир под вашим чутким руководством: помогайте ему в его играх, занятиях, больше гуляйте, больше общайтесь друг с другом и со сверстниками. Отлично развивает память разучивание стихотворений. Воображение – чтений сказок. А логику и мышление… лепка! Да-да, лепка из пластилина или сбор мелкого конструктора, по мнению специалистов, лучший способ научиться мыслить.
Из пособий Минобрнауки РФ рекомендует книгу Л.Е. Журовой и М.И. Кузнецовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе». Именно этой книгой пользуются многие школы при проверке первоклассников. С помощью неё вам будет легко обнаружить проблемы и трудности вашего ребенка и получить разъяснения, как их можно устранить.
И самое главное – постарайтесь перестать нервничать сами. Школьный стресс сегодня – это официальный диагноз. Но родители не понимают, что чаще всего этот стресс вызывают они сами. Не стоит требовать от ребенка компенсации за свои собственные жизненные неудачи. Не требуйте от маленького ученика слишком многого. Не сравнивайте его с другими детьми, все дети абсолютно разные. Один обучается быстро, другой медленнее. Один непоседливый, другой – тихий и застенчивый. Но это не уровень интеллекта, это особенности темперамента. Многие великие люди были флегматиками. Многие великие люди были несносными хулиганами и даже двоечниками!
Любите своих детей и поддерживайте их. Ваша поддержка для них в этот непростой период важнее всего остального. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», которое принадлежит знаменитому детскому психологу Льву Выготскому. Помогайте своим детям преодолевать неудачи, но помогайте без назиданий и упреков. Помогайте естественно, незаметно, как будто он сам все это делает. Постепенно он усвоит алгоритм действий.
Настраивайте на позитивный лад, прежде всего, себя. Тогда и у ребенка обязательно все получится!
Как преодолеть стресс 1 сентября?
Первый раз в первый класс: в 6,5 или 7,5?
Бережем здоровье начинающего школьника
Четыре важных совета родителям первоклассников
Каким должен быть первый учитель? Мнение современной мамы
Все блоги (228)
Авторские колонки (23)
Афиша (5)
Все о детях (18)
Закон и порядок (5)
Здоровье (11)
Корпоративные блоги (51)
Красота (7)
Кулинария (9)
Обо всем на свете (10)
Полезный блог (5)
Психология (6)
Семейная жизнь (4)
Стиль жизни (6)
Удачи всем первоклашкам!!! и спокойствия и терпения их родителям:)