Я постоянно слышу от своего сына
"мне скууушно" . Только что он весело играл со своими друзьями, как вдруг ему стало скучно. Почему он не может потерпеть даже 5 минут в очереди в детскую поликлинику? Дома у него так много интересных игрушек, как ему может быть скучно?
Я предложила разобраться с детской скукой на группах для родителей, в которых мы учимся комфортному и эффективному взаимодействию с детьми. И вот что из этого вышло...
Часто вы слышите подобные слова от своих детей? Какова ваша реакция? У меня первая мысль была:
"Ах, тебе скучно? Ну хорошо, я сейчас придумаю тебе какое-нибудь задание...". Потом я подумала откуда это и вспомнила, что мне точно также говорили в моём детстве.
Я думала,
когда ребёнку скучно - ему нечем заняться и предлагала ему массу вариантов, но это никогда не действовало, ребёнок всегда оставался неудовлетворённый моими предложениями.
Детская скука и взрослая совершенно разные явления.
Скука - точно такая же эмоция, как и все остальные. Представьте, что ребёнок приходит и говорит, что он расстроен, не будете же вы придумывать ему какое-то задание, а попытаетесь об этом поговорить. То же со скукой, представьте, что под скукой ребёнок подразумевает что-то другое: мне не по себе, я чувствую себя несчастным, мама, чем бы ты занялась, если бы была ребёнком? Представьте, что именно так он вам и сказал.
Я обратила внимание, что мой ребёнок говорит о скуке когда, например, больше нельзя смотреть телевизор, когда ему необходимо ложиться спать или когда мы просим его сделать то, что он совсем делать не хочет. Он
зациклен на невозможности желаемого. Я нашла выход в том, чтобы напомнить ему про доступный выбор, а занятие пусть выбирает себе сам. Запомнился один находчивый папа, он тоже считал, что скука - отличный повод предложить ребёнку новое занятие, новый предмет, сначала он так же как и я пробовал предлагать книгу по домашнему обучению, но и его ребёнок отвергал все варианты из чувства противоречия. Тогда он предложил сесть в уголок, начать что-то мастерить или чем-то заниматься, желательно при этом повернуться к ребёнку спиной, временами беззлобно ворчать: "Не мешай мне, это очень сложно, тебе ещё рано"... Мы проверили - интерес к любому занятию подскакивает до небес.
Ребёнок как бы спрашивает как мне сделать свою жизнь интереснее, это не физическая потребность - это потребность интеллектуальная и может быть эмоциональная.
Скажи мне, взрослый человек, тебе бывает скучно?
Теперь я думаю, что детская скука ничего общего с нехваткой интересных занятий рядом не имеет, она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка привязанности. Фраза
"мне скучно" на сам деле означает:
"У меня нет энергии что-то делать, мне нужно чтобы меня обняли, подержали на коленях и со мной поговорили те, к кому я так привязан, например, мои мама папа". Близость, привязанность, все то, что происходит между нами и нашими детьми, дает им энергию для роста, взросления и учебы. В другой раз услышав знакомую фразу я предложила ему подойти ко мне, сесть на коленки и заняться чем нибудь вместе. Мой сын и пылесосил, и мыл посуду, и даже чистил картошку - и всё это с большим интересом.
А ещё ребёнок, в отличие от взрослых, живет остротой своего
здесь и сейчас, он не хочет понимать, что значит ждать. В очереди к врачу малышу не так требуются развлечения, как наша любовь, утешение и поддержка.
Все что угодно может скрываться за детской скукой, попробуйте спросить самого ребёнка об этом. Бывает, предлагаешь ребёнку поиграть в детской, а он все приходит и мешается. Надо понимать, что тут потребность не в игре, а во внимании, обеспечьте своему близкому человеку несколько часов полноценного общения, безраздельного внимания и не стоит забывать, что ребёнок очень хорошо чувствует когда от него хотят избавиться и контактируют формально. придя домой отключите телефон, не включайте телевизор, найди интересное занятие и займитесь чем-то совместным.
Если мы говорим про детей помладше, то надо понимать, что умение играть в игрушки или собирать конструктор не врождённый навык, учить малыша различным играм придётся самому родителю, хорошо, когда есть братья и сёстры. Нам, родителям, приходится становиться немножко волшебниками, уметь наколдовать мешок игрушек, которые несколько месяцев назад были спрятаны, смастерить куклу, вырезать дворец, придумать сказку, нарисовать карту местонахождение сокровищ...
Не стоит думать, что все дети любят цирк, театр, зоопарк и даже походы на дни рождения, любому новому делу должна предшествовать подготовка: расскажите, что ожидает малыша, посмотрите вместе фотографии, почитайте что-нибудь подходящее, даже можно поиграть в музей или организовать его собственную выставку. Жалобы на скуку могут возникать и тогда, когда взрослые предлагают что ты не соответствующие возрасту , не стоит опираться на то, что рекомендовано другими, опасаться, что ребёнку слишком рано читать эту книгу или смотреть это кино или объяснять, что это ему не по возрасту нужно постоянно ориентироваться и следить за интересами ребёнка и уметь их вовремя объяснить и поддержать. И помните, что чем старше ребёнок, тем сильнее в нём потребность иногда побыть наедине с самим собой, поскучать и помолчать.
Просто это время еще не пришло.
Порой взрослые ничуть не отличаются от детей, мы требуем чего-то здесь и сейчас, ждём любви, вместо того, что бы подойти и обнять, порой отвергаем друг друга словами "убери свои руки, я занят(а)... Так же дети, когда маленькие нам хочется больше свободного времени, мы ничего не успеваем а когда они вырастают мы жалуемся на то, они не хотят проводить время с нами.
Другие статьи блога "Психология счастья" на Уфамаме:
Деревня привязанностей.
Как устроены наши дети.
Про слёзы и адаптацию.
Искусство быть счастливым.
Как формируется привязанность.