«Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека». (П.П.Чобитько)
Несколько лет назад, мечтая попасть на курсы
каллиграфии, стала серьёзно изучать этот вид искусства и обнаружила очень любопытную информацию, которой и решила сегодня поделиться. Оказывается, ни много ни мало, занятия каллиграфией могут излечить практически все болезни. К такому удивительному выводу пришёл китайский профессор Генри Као.
По результатам его исследований, пациент, практикующий занятия
каллиграфическим письмом, испытывает
расслабление и эмоциональное спокойствие, которые выражаются в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении артериального давления и уменьшении мышечного напряжения. Помогают такие занятия детям, страдающим
аутизмом, дефицитом внимания и гиперактивностью. Более того, развивается способность к
логическому мышлению у детей с небольшой
умственной отсталостью, также укрепляется
память, улучшается концентрация внимания, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. Методика была успешно применена и к больным с психосоматическими расстройствами при
гипертонии, диабете. Улучшался эмоциональный фон у больных, страдающих
шизофренией, депрессией и неврозами.
Каллиграфия не только лечит болезни, но и, как никакое другое искусство, способствует
всестороннему развитию. Приведу такой пример. В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Учёные в течение 10 лет искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. И оказалось, всем требованиям в наибольшей мере отвечала
каллиграфия. Умные японцы, как всегда, оказались впереди планеты всей. И поэтому маленькие жители Страны восходящего солнца уже с трёх лет занимаются каллиграфией! А мы в последние годы практически пользуемся только лишь клавиатурой компьютера и планшетами, забыв, что чем чаще мы
пишем от руки, тем лучше развиты все наши
мозговые функции.
Недаром на Востоке когда-то
каллиграфию по значимости ставили в один ряд с
боевыми искусствами - как метод укрепления духа и путь самосовершенствования.
Надо сказать, и в России на протяжении столетий
письмо и каллиграфия были неразрывно связаны с
духовным и культурным становлением народа. Вспоминая гения А.С.Пушкина, нельзя не отметить тот факт, что в знаменитом Царскосельском лицее он занимался каллиграфией 18 часов в неделю! Отсюда можно сделать вывод, что гениальность не только природный дар, но и постоянная работа над собой. Именно
каллиграфия помогает развить
творческие способности человека, его индивидуальность. И именно поэтому, чтобы всех превратить в послушное стадо, каллиграфию исключили из школьной программы как буржуазно вредный предмет. А в 1968 году всех перевели на
шариковые ручки. А это ещё более усугубило ситуацию. Дело в том, что такая ручка, в отличие от перьевой, создаёт сильное мышечное напряжение.
Умение красиво (как в прямом, так и в переносном смыслах) излагать мысли на бумаге – это великое искусство, которому долгое время, к величайшему сожалению, не уделялось должного внимания. Но всё когда-то возвращается на круги своя. И сегодня наука наконец-то начала обращать внимание на значимость каллиграфии и доказала её необходимость для всех на практике:
- Во-первых, в процессе письма улучшается память.
- Во-вторых, у пишущего человека лучше развита речь. По результатам исследований американских учёных, у школьников, которые писали эссе от руки, текст получался богаче и разнообразнее, они использовали более сложные обороты и справлялись с задачей быстрее своих сверстников, печатавших на компьютере.
- В-третьих, письмо концентрирует наше внимание и помогает сосредоточиться.
- В-четвёртых, письмо снимает стресс.
- В-пятых, письмо сохраняет молодость мозга. В процессе письма мы задействуем различные зоны мозга, связанные с мышлением, языком и памятью. Когда мы пишем, мозг получает дополнительную тренировку.
Именно поэтому занятия каллиграфией так важны для всех. И приятно осознавать, что в России в наши дни появились учёные, которые это понимают и ратуют за возвращение
каллиграфии в систему обязательного образования. Один из таких реформаторов -
Чобитько Пётр Петрович, известный художник-каллиграф, преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, создатель и руководитель первой в России школы каллиграфии, его слова я привела в качестве эпиграфа к статье. Пока в стране живут такие люди, у нас есть все шансы вырваться вперёд. И, конечно, хотелось бы, чтобы наши министры и составители школьных программ поскорее это поняли и намотали себе на ус.
А пока… Не пора ли и нам взяться за перо? Благо, сегодня для этого есть все возможности. А совместные занятия с детьми помогут сохранить и улучшить не только здоровье, но и отношения в семье!