Сегодня я предлагаю еще немного поговорить о мотивации и о желаниях в целом.
Два вопроса хочу освятить:
1. Почему я, взрослый человек, понимаю, что надо, но не делаю?
2. Как заставить ребенка делать то, что он не хочет? (учиться, делать уроки, уважать родителей, заниматься музыкой и т.п.)
Актуальные вопросы? Думаю, да)
Словарный запас современного человека недавно пополнился новым модным словом -
прокрастинация (по данным википедиии — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам). То есть дело сделать необходимо, но я его не делаю, зная, что последствия отразятся на мне не лучшим образом. Например, если я не приготовлю к среде отчёт, то меня лишат премии, а то и работы. Но я продолжаю заниматься чем угодно,
как правило, абсолютно бесполезным делом.
Причин может быть несколько.
Во-первых, проблемы с границами. Когда взрослый человек просто напросто не научился
самоорганизации с детства. Не занимался спортом, просыпал школу/институт, не выполнял
соответствующих возрасту задач, за него долгое время всё делали родители, бабушки и значимые другие: уборка, уроки, выбор профессии, написание диплома, что привело к не хватке
самодисциплины. Такие люди не могут эффективно управлять своей повседневной жизнью, учёбой или трудовой деятельностью, не способны к отсрочке удовольствия, у них не хватает терпения для реализации задач, требующих настойчивости. Они привыкли бросать дела на полпути, не доделывать, часто не могут принять важное решение в жизни, не знают чего хотят.
Что делать: учиться самоконтролю, таймменеджменту, ставить себе цели и сроки их выполнения, восполнять пробелы.
Вторая причина касается
мотивации и
перспектив в будещее. Человеку вообще может быть не нужно и неинтересно то, чем он по идее должен заниматься. Почему студентка не учится во время учебного года и откладывает подготовку к экзаменам на последний момент? Не интересен предмет, не пригодиться в жизни, сейчас есть более интересные дела.
Как правило, присутствует уверенность: "минимум на трояк я и так сдам". А это уже сознательный выбор. Или кто не хочет свой собственный дом на берегу моря, где-нибудь в Италии? Большинство скажет "хочу", а почему хотим и ничего для этого не делаем? Потому, что от дома никто бы не отказался, но откладывать с каждой зарплаты или работать больше "не хочу". Худеть хочу, но вкусно есть
хочу больше. У каждого человека своя иерархия ценностей, у одних на первом месте семья, у других карьера.
Неуверенность в себе тоже может быть причиной откладывания
на потом. Если я считаю, что не смогу и не справлюсь, буду ли я прикладывать усилия? Маловероятно.
Каждый человек предвосхищает своё будущее и взвешивает усилия, которые придётся затратить, для достижения цели, это автоматический процесс.
Что делать: задать себе вопрос почему? Почему я не делаю то, что хочу или надо? А надо ли мне на самом деле? Отказаться от предубеждений, занять
исследовательскую позицию и рискнуть. Не завышать планку своих ожиданий, отказаться от мышления по принципу "всё или ничего", заменить на "посмотрим что из этого выйдет".
Третья причина именуется
аутоагрессией. Осознанно или неосознанно человек стремиться к причинению себе вреда в физической и психической сферах. Алкоголизм, наркомания, опасные виды деятельность, экстремальные увлечения, беспорядочные половые связи, провоцирующее поведение с
целью самонаказания. Человек убеждён в своей никчёмности, уверен, что заслуживает наказания.
Что делать: обратиться к специалисту, опытному психиатру, психотерапевту или клиническому психологу.
А теперь прочитайте вопрос номер два. Если, читая начало статьи, вы поморщились увидев слово "
заставить", дальше можете не читать)
Сама формулировка вопроса уже содержит ответ. Как вы чувствуете себя, дорогие взрослые, когда вас заставляют?
Гармоничный человек- тот, в жизни которого нет всевозможных "надо", "должен", "обязан", всё происходит исходя из его настоящих потребностей, искренних жедланий. Это человек, знающий себя, способный творчески
приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающего мира.
Помните фразу:
"не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас"? Родитель, у которого проблемы с границами, едва ли сможет ли выстроить адекватные границы своему ребёнку. Если у детей нет никаких обязательств и они могут целый день сидеть за компьютером, захотят ли дети делать уроки? Если ребенок может есть сладкое, захочет ли он полезную, но не вкусную кашу?
Ограничивать можно не запрещая, а к домашним обязанностям нужно
приучать, не заставляя. Детская психика уникальна, она очень гибкая и чутко реагирует на изменения внешней среды. Это мы, взрослые, подстраиваться не хотим, дети приспосабливаются ко всему автоматически.