Конкурс "Вся наша жизнь - игра!"Голосуем!
Фотоконкурс "Просто космос!"с ЦСИ "Облака"
• Блог
• 

ПАМЯТЬ. От младенчества до старости.

Эта статья о том, почему дети и взрослые по разному воспринимают, запоминают и используют информацию.
В статье использован материал из книги «Фитнес для ума», Макс Лисс.
С возрастом память начинает работать иначе. Если ее постоянно тренировать, в поздние годы она будет функционировать не хуже: просто по-другому.



Младенца окружает абсолютно неизвестный ему мир.


Его память еще не сформировалась.
Все нервные клетки на месте, но связи между ними еще не образовались.
В первые годы жизни ребенок воспринимает и усваивает любую доступную информацию из окружающей среды.
Он не знает, что важно, а что нет, поэтому запоминает все, что привлекло его внимание.
Он нервирует родителей бесконечными вопросами.
Некоторые из них важны (например, «Откуда берутся облака?»), а другие настолько нелепы, что ставят родителей в тупик («Почему у соседей голубая машина, а у нас зеленая?»).

Когда ребенок взрослеет настолько, что у него появляются воспоминания, его способ обучения меняется.
Теперь хранящаяся в памяти информация помогает принять решение: какие из полученных впечатлений стоит отметить и запомнить, а какие нет.
С годами воспоминаний становится все больше, но доля новых впечатлений приблизительно постоянна.

У взрослых мозг на 99 % занят самим собой.


Он роется в своих бесконечных воспоминаниях, сравнивает с ними взятую из внешнего мира информацию, оценивает ее при помощи чувств, классифицирует и встраивает в предыдущий опыт, принимает решение что он сохранит, что он забудет, и как должно реагировать тело (руки, ноги, язык).
Становится понятно, почему пожилые люди часто жалуются на забывчивость.

Для ребенка вспомнить о чем-либо – пустяковое дело, ведь с тех пор, как информация была усвоена, прошло совсем немного времени.

У него слишком мало воспоминаний, так что несложно быстро вызвать в памяти нужную информацию.
Память ребенка похожа на комод с десятью ящиками, из которых только два заполнены наполовину.
И напротив, у пятидесятилетнего человека все десять ящиков заполнены под завязку.
В его голове пласты воспоминаний наложились друг на друга.
От того, как организовано «хранение» информации в головном мозге, зависит, насколько легко человек может добыть эту информацию из памяти – как в библиотеке.
Все ли книги расставлены по местам?
У каждой ли книги есть штамп и все ли они занесены в каталог?
Или они сложены друг на друга в порядке поступления, как дома распиханы вещи в кладовке?
Поиск конкретной информации затрудняется, если в голове слишком много неклассифицированных воспоминаний.

Жалующиеся на забывчивость люди как будто пытаются найти иголку в стоге сена: она где-то там, но попробуй ее отыщи!

Подумайте: вы не раз пытались вспомнить имя школьного друга, того или иного поэта или актера.
Оно вертелось у вас на языке, но вы никак не могли его назвать.
Через несколько дней оно само приходило вам на ум, когда вы размышляли о чем-то другом.
Например, вы никак не могли вспомнить, как зовут актера, который играл главную роль в фильме «Форрест Гамп».
Вы видели фильм, можете нарисовать актера по памяти, если умеете рисовать, – ничего не помогало.
Несколько дней спустя вы гуляли по парку и внезапно вспомнили сцену из фильма, когда Том Хэнкс бежит по парку.
Вы не могли понять, почему его имя не пришло вам на ум раньше.
Такие провалы в памяти – не повод для беспокойства.
Они всего лишь показывают, что мы сохраняем информацию бессистемно.
Так, имя актера мы связываем не с названием фильма, а со зрительными образами, элементами действия, которые нас затронули.

Человек, который систематизирует важную информацию и распределяет ее по разным ящичкам в мозге, легко достает из закромов нужное воспоминание.


А как обстоят дела со способностью к обучению? Правда ли, что с годами все сложнее усваивать новый материал?

Ребенок страдает от нехватки информации.
Поскольку он пока еще мало знает о мире, большинство вещей кажутся ему чуждыми и незнакомыми.
Он полагается на родителей, на их защиту и знания.
Он забрасывает родителей вопросами, стремясь поскорее заполнить пробелы в знаниях и стать самостоятельным.

У взрослых картина мира сформировалась.
Конечно, они не знают всего, но их знаний достаточно для жизни.
Мотивация к обучению резко снижается.
Времени у них мало, работа отнимает силы, они живут и действуют рационально, чтобы сохранить энергию.
В таких обстоятельствах мозг пытается обойтись тем, что он уже знает.
Он блокирует поступление новой информации, которая в определенных ситуациях может привести к пересмотру проверенных жизненных стратегий и тем самым вызвать стресс.

Дети столь любопытны потому, что на каждом шагу спотыкаются о свое незнание.
Но если взрослый человек вынужден изменить свою жизнь – например, в результате экономического кризиса или смены профессии – головной мозг сразу же реанимирует свою способность к обучению.
После короткой начальной паузы все казавшиеся утерянными способности начинают работать на полную мощность.
Если жизненные обстоятельства не меняются десятилетиями, мозг перестает использовать свои способности, они атрофируются, подобно мышцам загипсованной ноги.
И мышцы и мозг восстанавливают свою силу в полном объеме, как только в них снова появляется потребность.

Кто постоянно ставит перед собой цели, держит себя в тонусе, бросает вызов жизни, тот сохраняет хорошую умственную форму.

Мозг можно тренировать.


Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает.
А вот если нагрузки есть – серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова.
Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы.
Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную.
Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

Нейробика


Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин.
Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации.
Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает.
А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера.
Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением – мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений


1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша).
Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.
Зачем это делать?
Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности.
Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами.
Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане.
Попробуйте освоить шрифт Брайля – систему чтения и письма для слепых.
Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.
Зачем это делать?
«Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж.
Носите новую необычную одежду, девушкам можно экспериментировать с цветом волос и прической.
Зачем это делать?
Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать?
Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе, еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи.
Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на левую – тапочку.

Зачем это делать?
Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории – и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать?
Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область зон Вернике и Брока.

+14 спасибо спасибо!  20 июля 2016 г. 9:25 добавить в избранное 13 Гюльнара Антропова (vk176154095) комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта