Лето – время речной навигации. От пристани на Монументе Дружбы начали курсировать прогулочные теплоходы, так полюбившиеся горожанам. Заработали речные паромные переправы для садоводов. Пошли по Белой грузовые суда. Отправились в
речные круизы по Каме и Волге многопалубные теплоходы с туристами на борту. Бельские речники во все времена были гордостью Российского флота. Наша статья сегодня посвящена истории возникновения
Башкирского речного пароходства.
Уфа – город на трех реках. Воды Белой
(Агидель), Уфы
(Караидель) и Демы
(Дим) омывают наши берега.
«Текущая река – это сама жизнь», – говорил выдающийся
географ Петр Семенов-Тян-Шанский. Когда-то давно водные артерии были единственным связующим звеном между населенными пунктами. Реки испокон веков использовались для перевозки товаров и для освоения новых территорий.
Судоходство на Южном Урале начиналось с хлипких деревянных суденышек. Лишь в 1843 году был принят закон, разрешающий всем желающим учреждать судоходные предприятия на реках. С 1857 года началось обследование реки Агидель на предмет пригодности к судоходству. И уже через год в Уфу пришли с Волги
первые пароходы – «Быстрый» и «Грозный».
С этого момента жизнь на реке забила ключом: с верховьев Караидели и Агидели сплавляли по Волге и Каме лес, перевозили хлеб, скот, кожу,
илецкую соль. А уральские чугунолитейные заводы снабжали железом, сталью и медью всю центральную Россию. В 1878 году были утверждены официальные
правила передвижения судов по Агидели. По акватории и берегам были установлены бакены и знаки.
Первый пароход, появившийся у города, носил название
«Русалка». В 1913 году по реке курсировало уже около 40 буксирных пароходов и более 20 товарно-пассажирских. Все они принадлежали частным компаниям.
Открытие судоходства очень оживило экономику края. После революции, в 1918 году, было принято решение передать судоходные предприятия в руки рабочих и служащих. И именно с 1918 года ведет отсчет своей истории
Башкирское речное пароходство.
За все эти годы наше пароходство несколько раз меняло название.
С 1926 года – Уфимская коммерческо-эксплуатационная контора Волжского государственного речного пароходства.
С 1932 – Бельское районное правление речного транспорта. В этом же году мастерские Бельского Затона были преобразованы в
судоремонтный завод. С 1937 года – Бельское речное пароходство. Во время войны бельские речники перевозили на фронт войска, вооружение, раненых. Судоремонтный завод выполнял военные заказы и освоил строительство буксирных пароходов.
Пик развития внутреннего судоходства пришелся в нашей республике
на 1950-1980-е годы. В это время буксировку заменил метод толкания судов, произошло значительное обновление транспортных средств. Наши речники покоряли новые маршруты: ходили до Астрахани, Ленинграда, Черного и Азовского морей. Перевозили они лес, минеральные удобрения, технику, строительный материал. По Белой и Уфимке то и дело курсировали
прогулочные теплоходы «Москва», летали
быстрокрылые «Метеоры» и «Заря». Особой популярностью пользовались туристические круизы по рекам России. Коллектив Башкирского речного пароходства неоднократно становился победителем общероссийских конкурсов и обладателем многих премий и наград.
Очень жаль, но эпоха популярности речного судоходства сегодня уходит в прошлое… Флот ветшает, а новых приобретений у Башкирского речного пароходства нет. Грузы перевозят поездами, фурами и самолетами. Речные трамвайчики и паромные переправы горожане променяли на автомобили. И только истинные ценители отдыха на воде из года в год приобретают
круизы по рекам России.
А ведь раньше отдых на реке считался привилегией состоятельных людей.
Петр I был таким любителем речных путешествий, что издал указ, обязывающий знатных людей совершать речные круизы. В дореволюционной России круизы пользовались невероятной популярностью. С концертами по Волге ходил
Федор Шаляпин. А как красочно описывают
речное путешествие Кисы и Оси Ильф и Петров?!
Да, у речных круизов есть свой особенный дух и колорит. Сидишь себе на палубе, попиваешь чаек, а мимо тебя медленно проплывают живописные крутые берега, леса и поля. Да и любой
город с воды выглядит в тысячи раз красивее. В каждом населенном пункте, по пути следования теплохода, проводятся познавательные экскурсии. Всё организовано, очень удобно и ни капельки не скучно! Туроператоры сегодня пытаются возродить этот вид отдыха. Он мог бы стать настоящей российской изюминкой, ведь наша страна славится своими полноводными реками. А сколько прелести в маленьких самобытных российских городах на Волге?! Недаром туристические маршруты с их посещением носят название
"Золотое кольцо России". Надеемся, что и у нас появятся новые прогулочные теплоходы и круизные лайнеры.
В написании статьи использована информация из свободных интернет-источников.
Уфимские фонтаны.
«Всё перемелется!» Старые мельницы Уфы.
Тайны подземелий. Пещеры и штольни Уфы.
Интересные маршруты для прогулок по Уфе.
Самое старое здание Уфы. Демидовский особняк.
Особняк Костерина и Черникова. Секреты публичного дома.