• Блог
• 

Как научить детей мыслить системно. Разбор физики за 10 минут

Лето на дворе, каникулы, а я о физике.



Всем очень хочется, наконец, отдохнуть от круглосуточного напряжения, связанного с учебой.
Знаете фразу ТОП-1, которую мы слышим на собеседовании от родителей?
«Уроки занимают все свободное время в сутках всей семьи!»

Нам рассказывают, что у бабушек, дедушек, мам и пап – есть своя зона ответственности по урокам.
Кто-то заставляет самого ребенка «вкладывать информацию в голову».
Кто-то проверяет вечером после работы «что задержалось в голове».
Кто-то готовит доклады, презентации, кто-то зарабатывает на репетиторов, кто-то рисует,… .
Всем находится «дело по душе и по силам» в структуре учебного процесса.

Вторая фраза в ТОП-3, которую мы слышим на собеседовании: «ему неинтересно учится. Книг не читает, сидит за компьютером целыми днями»

Ну и третья фраза в ТОП-3 – «он / она ленятся учиться».

На собеседовании мы не видели еще ленивых детей.


Есть дети, которые испытывают трудности при чтении, потому что их глаза не натренированы на работу с текстом.
Я уже писала о причинах этого явления в предыдущих статьях.

Есть дети, у которых словарный запас в голове – небольшой.
Они просто не понимают значения многих слов. Не понимают, соответственно не могут запомнить и не могут рассказать.
О том, как работает память, я тоже писала уже в предыдущих статьях.

Есть дети, которые не понимают, зачем им надо тратить время на изучение школьных предметов.
Ведь они занимаются, например, танцами.
И когда вырастут, они тоже будут заниматься танцами и путешествовать. Зачем им изучать математику или физику?

Есть еще одна группа детей, которые ведут очень активный образ жизни.
Они серьезно занимаются спортом или творчеством. Часто уезжают на соревнования или сборы.
Много пропускают занятия.
Поскольку в школе изучают материал последовательно, параграф за параграфом, любой пропуск занятий приводит к тому что теряется связь нового материала с информацией, которая уже есть в голове.
А если мозг не понимает, куда ему «сложить на хранение» новый материал, он его не запоминает.
Такая же проблема с освоением материала есть и у детей, которые часто болеют и тоже пропускают занятия в школе.

Наши тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР и ЕГЭ НАЛЕГКЕ – учат детей самостоятельно выстраивать в голове структуру материала любого школьного предмета.

Чтобы вы понимали, как это работает я провожу разбор предмета ФИЗИКА.




Итак, в прошлой статье «Как научить ребенка учиться» мы разобрали перечень школьных предметов.
Узнали, что уровней знаний бывает несколько.
И что в любом школьном предмете (забегая вперед скажу, что в любой области знаний) можно выделить БСЗ (базовую систему знаний).
В прошлой статье я задавала вопрос – можете ли вы сказать, из каких разделов состоит физика и что изучает каждый раздел?
Ладно вы, можете сказать, что это было давно и вы забыли.
К нам на тренинг пришел ученик 11 класса, который собирается сдавать ЕГЭ по физике.
Он занимается с 2-я репетиторами.
С одним готовит теорию.
Со вторым практику.
Он тоже не смог разделить физику на разделы.

Главная причина этого – принцип последовательности, который является неопровержимым постулатом школьного образования.
Дети изучают предмет последовательно – параграф за параграфом, тема за темой.
И уже через 5 уроков мало кто помнит, что было вначале.
Результат такого обучения: в голове каша и огромное количество несвязанных между собой элементов.

А если заглянуть вглубь физики, то можно сказать, что в действительности, физики (в школьном формате) – это простая наука, которая объясняет явления живой и неживой природы.
Она четко структурирована.
И если бы вам вначале объяснили эту структуру, то понять и запомнить физику стало бы гораздо проще.
Итак, физика – это предмет, который изучается с 7-го по 11 класс.
Это основной предмет на ЕГЭ после математики при поступлении в технические вузы.
Физика состоит из 5 основных блоков (хотя можно разбить и на девять блоков, но наша задача сейчас – понять механизмы работы памяти на максимально простом примере, поэтому будем использовать 5 блоков).
  • Механика
  • Молекулярная физика и термодинамика
  • Электродинамика
  • Оптика и электромагнитные явления
  • Атомная и ядерная физика, квантовая физика, Специальная теория относительности

Выделить главные блоки в материале – это только первый шаг.

Второй шаг – надо обязательно понять суть.


Мы просто не задумываемся в обычной жизни, значение скольких слов мы не осознаем. Знаем примерно, что означает то или иное слово, но объяснить понятными словами, чтобы «даже ребенок понял» - не можем. Вот и дети, не понимают более половины слов в учебниках.
Мозг не может хранить в памяти то, что он не понял.

Начнем с МЕХАНИКИ:
Механика – это раздел физики, изучающий механическое движение тел и происходящие при этом взаимодействия между ними. Основные разделы механики – кинематика и динамика.
Говоря простым языком, «чтобы понял даже ребенок», речь будет идти о движении тел и о силах.
Кинематика описывает движение тел.
Динамика описывает силы, которые вызывают это движение.
Представлю движение тел и силы в виде шестеренок.



МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА – это раздел физики, который изучает физические свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения, то есть изучает строение вещества, его состояние (газ, жидкость, твердое тело) и т.д.
Какой образ у вас возникает при упоминании фразы «молекулярная физика»?
У меня рисунок самой молекулы.



Далее, АТОМНАЯ, ЯДЕРНАЯ И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А.ЭЙНШТЕЙНА.
Эти разделы здесь объединены в один, так как по каждому из них в курсе школьной физики лишь небольшой экскурс.
Здесь говорится о строении атома и ядре атома, о радиоактивности и специальной теории относительности.
Первая моя ассоциация – бочка с ядерными отходами. У каждого из вас может быть любая ассоциация, начиная от ядерной станции и заканчивая лицом Эйнштейна.



Далее, ОПТИКА и ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
Оптика – это раздел физики, рассматривающий явления, связанные с распространением электромагнитных волн видимого инфракрасного и ультрафиолетового диапазона спектра.
Проще говоря, оптика описывает свойства света и объясняет связанные с ним явления.
У меня первый образ – это лупа. Через нее можно пропустить свет, сфокусировать его на одной точке и зажечь листок бумаги на солнце. Думаю, что многие из вас проводили этот опыт в детстве. Я точно это делала.



Последний раздел – ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.
Электродинамика – раздел физики, изучающий электромагнитное поле в наиболее общем случае и его взаимодействие с телами, имеющими электрический заряд (электромагнитное взаимодействие). Предмет электродинамики включает связь электрических и магнитных явлений, электромагнитное излучение, электрический ток и его взаимодействие с электромагнитным полем.
Если не вдаваться в подробности, то речь идет про электрический ток, электрические и магнитные поля.
Первый образ, который у меня возник – это лампочка



Теперь у вас в голове есть, хоть и смутное, но все-таки представление о всех разделах физики.
Возможно, оно неверное, но все же – это обзорное представление о предмете.
Следующий шаг – запомнить все это.
Как запоминать, я напишу в следующей статье, во вторник.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ


Лето – самое подходящее время научиться этому навыку, чтобы потом во время учебного года – меньше времени тратить на приготовление уроков, не зависеть от качества преподавания предмета в школе, не терять качество знаний, если возникнет потребность пропустить занятия.
Поверьте, у ребят, которые за 12 дней освоили целый учебник, разобрали незнакомые слова и определения. Не просто освоили, а еще и рассказали его в формате интересного рассказа – обязательно появится интерес к учебе.
Сделайте первый шаг, чтобы пробудить интерес к учебе у своих детей – запишите их на собеседование по телефону 7(347) 266-87-83
или оставьте заявку на сайте ufa-turboread.ru

1 июня стартует группа детей 6-8 кл. Будут осваивать обществоведение.
Присоединяйтесь!

Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте - http://vk.com/ufa_turboread

НАПОМИНАЮ! Для тех, кто пройдет собеседование до 31 мая - СКИДКА - 1 тысяча рублей на любой тренинг.

Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе

+6 спасибо спасибо!  24 мая 2016 г. 21:05 добавить в избранное 11 Гюльнара Антропова (vk176154095) комментарии 7
Поделиться:
• Комментарии
Fialochka, 25 мая 2016 г. в 1:02 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Прочитав статью заинтересовалась, вспомнила себя и непутевых учителей, которые не могли заинтересовать и четко объяснить суть и основы своего предмета. Так я столкнуламь в институте с Экономической географией, которую в школе прослушала, тк география была уроком смеха, учительница бубнила себе под нос и не реагировала на то, что мы занимались своими делами, кто чем, жаль мобильников с вацапами не было)). Так вот эту экономическую географию осваивала сама, сдала на 5, а ведь интересный предмет оказывается!!! Вы пишите, что методика позволит осваивать материал, структурировано, что даже репетиторы не всегда могут так научить, а ведь цена одного вашего занятия тоже не дешевое удовольствие! Сколько их потребуется тоже никто не скажет!Вообщем это дополнительные затраты, всё равно перед егэ репетитор нужен. Моё мнение всех детей под одну гребенку не расчешешь, ну не могут все вмё хорошо запоминать, усваивать и т.п, либо это есть изначально в ребенке либо нет. Решающая роль родитель пробудить интерес и способности к учебе, вот если, конечно, они этого не сделали, может вам что то и удастся, если не поздно будет!
Здравствуйте!
Спасибо за обратную связь.
Честно признаюсь, что не успела вчера дописать статью, сегодня дополню материал.
В вашем комментарии я увидела несколько мыслей, которые так или иначе присутствуют в головах многих родителей. Давайте проясним по ним ситуацию

1. Цена занятия - не дешевое удовольствие.
Во-первых, цена занятия сегодня меньше, чем платят наши ученики за час репетиторам.
Во-вторых, занятия с репетиторами, действительно растягиваются на целый год. Умножьте 2 р в неделю на количество недель в году - получите окончательную сумму. Наш тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР - это 12 занятий.
В-третьих, что остается в голове у ребенка после такого количества занятий с репетитором? Может он назвать структуру учебника? и в течение хотя бы 10 минут излагать материал? Наши выпускники могут это делать на 12 занятии.

2. Сколько потребуется занятий - никто не скажет. - Мы, единственные в городе, которые перед началом занятий говорим - занятий будет 12. Если в течение 4=х занятий вы не почувствуете изменений в ребенке, мы возвращаем деньги полностью. Гарантия результата закреплена договором

3. Репетитор все-таки нужен. Здесь надо смотреть для какой цели нужен репетитор. Сейчас не буду эту тему раскрывать - напишу статью, здесь много можно говорить.

4. Всех детей под одну гребенку не расчешешь. Полностью с вами согласна. Мы и "не чешем". Технология наша работает таким образом, что каждый развивается сам, со своей скоростью, со своим пониманием. Синергия группы помогает и усиливает эффект.

5. Не могут все все хорошо запоминать, усваивать и т.д. А вот здесь я с вами не согласна. Все могут хорошо запоминать. ВСЕ. Надо только научить детей. Они с большой благодарностью воспринимают наши тренировки, и наше обучение. Почти все дети говорят обычно в тот или иной момент: "А!, теперь я знаю, как это делать!"

6. Решающая роль - родители. Родители учат детей по старинке. Эти методы не срабатывают. О причинах, я уже писала в своих статьях здесь.

7. Может вам что-то и удастся, если не поздно будет. Мы проводим тренинги для детей, подростков, студентов и взрослых. Еще не видели такого человека, которому было поздно начать развиваться.

Спасибо за ваши вопросы.

Fialochka, 27 мая 2016 г. в 0:16 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Спасибо вам за разъяснения! Сама не нуждаюсь в таких тренингах, спасибо маме, боженьке и учителям, отучилась, работаю, а вот для знакомых буду иметь ввиду, мой малыш еще маленький! Успехов вам!
Rodrigo, 30 мая 2016 г. в 0:00 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Я общаюсь со многими людьми, все вспоминают школу именно с описанным вами последовательным изучением материала, поэтому для многих в дикость, что я помню всю школьную программу и обожала просто все науки, никогда не читала учебники, кроме истории для закрепления информации, нам вообще не задавали их читать. Именно потому, что нас учили системно, да, это была какая-то экспериментальная программа, мы писали конспекты по всем предметам в схемах, таблицах, все в голове оставалось после урока и для экзамена просто нужно было взглянуть на схему, все в голове по полочкам, остальное - детали. В частности в физике - детали - это математика, которая есть во всех задачах, физика в задаче заканчивается на формулировке закона.
И именно при таком обучении легче всего сдавать экзамены в форму тестов, какие сейчас везде.
Родриго, спасибо за ваш интерес к моей статье!

Честно говоря, я не совсем поняла вашу мысль.
То, что вы помните школьную программу и при этом не читали учебники, говорит о том, что вам просто повезло с учителем. Он, во-первых, сам имел системные знания по предмету, во-вторых умели вас научить мыслить структурно. Да и экспериментальная система - тоже, видимо, была удачна
Сейчас тоже, скорее всего есть такие учителя, но вот кому не повезло с учителем, тем ребятам сложнее иметь такие структурные знания.
По поводу того, что "физика в задаче заканчивается на формулировке закона", не совсем поняла, какой вывод из этого можно сделать.

Я описываю физику только как пример.
По этой технологии можно освоить любую область знаний.
У нас уже и Библию электрика раскладывали на структуру и Гистологию и Историю и Географию и Окружающий мир.

Возможно я что-то не поняла, то, что вы хотели сказать?
sov2112, 1 июня 2016 г. в 14:41 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Здравствуйте, приятно удивлена тому, что эта система обучения дошла до Уфы. А я до этих пор всё мечтала отправить ребенка в Питер для прохождения подобного курса. Только подскажите, сколько же у нас стоят такие блоки занятий?
Гюльнара Антропова (vk176154095), 2 июня 2016 г. в 8:59 Хороший комментарий 0 Плохой комментарий
Здравствуйте,
Да, для того, чтобы освоить эффективную и современную систему обучения, уже не надо ехать ни в Питер, ни в Москву.
Напишите ваш телефон, например личным сообщением в группе ВК - vk.com/ufa_turboread. Я перезвоню, задам несколько уточняющих вопросов и отвечу на все ваши вопросы или можно позвонить по телефону +73472668783, спасибо
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта