или "Чем полезны детские страшилки?"
…В черном-черном лесу стоит черный-черный дом. В черном-черном доме есть черная-черная комната. На черном-черном столе там стоит черный-черный гроб. В этом черном-черном гробу лежит черный- черный скелет и кричит: «Отдай моё сердце!!!»
Помните
страшные истории, которыми мы пугали друг друга в детстве? Чаще всего их привозили из летних пионерских лагерей. Весь отряд, затаив дыхание, слушал эти ужастики, спрятавшись под одеяла. Особенно зловещим мне казался гроб на колесиках. А ещё было
Красное пятно, Черный пионер и Зеленые пальцы. Жуть кромешная, одним словом! И как бы ни было нам страшно, ведь слушали же! И рассказывали. С каким-то затаенным мазохизмом.
Почему детей так манит все странное, страшное и необъяснимое? Манит настолько, что они сами выдумывают все эти ужастики и страшилки, а потом ещё и пугают ими друг друга? Есть ли в этом какой-либо смысл? Психологи уверяют, что есть. И не только смысл, а ещё и польза!
Страшно интересно!
У всеми любимого детского писателя
Эдуарда Успенского есть книга по мотивам детских страшилок. Она называется
«Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы». Я использовала в статье иллюстрации из этой книги. Для наглядности.
Так вот, «страшные рассказы для бесстрашных школьников» были разрешены к публикации жесткой цензурой детской литературы ещё в 1990 году.
Означает ли это, что в детских страшилках нет ничего предосудительного?
Психологи считают, что
увлечение «страшилками» – один из важных этапов становления детской психики и его нельзя упускать. Если ваше чадо сознательно пугает себя, значит, он к этому готов. Ограждать его от страшных историй и сюжетов не стоит. Излишние попытки концентрации исключительно на добре могут сыграть злую шутку. Признайтесь и самому себе, что наш мир далек от совершенства, и вам не удастся вырастить ребенка в изоляции от всего негативного.
Вспомните, ведь страшные сцены есть даже в русских сказках. Шутка ли: Баба Яга сажает Ивана в печь, Спящая Красавица впадает в кому, волк слопал бабушку, а ему потом брюхо вспороли… Ужас! И дети сразу за эти сцены цепляются. Страх смерти начинает волновать некоторых малышей уже в возрасте 3-5 лет. Если вы не знаете,
как рассказать ребенку о смерти, это не значит, что тему нужно утаивать. Если спрашивает – созрел. В этом случае именно сказки могут придти на помощь родителям. Они в иносказательной форме затрагивают такие трепетные темы, как потеря близких, страх смерти и одиночество. Прочитав и обсудив грустную сказку, вы научите ребенка беречь себя и родных, не рисковать понапрасну.
НО! Важная роль родителей в этот период состоит в следующем:
- 1. Четко разграничить два полюса: хороший и плохой. Ваша задача вселить в ребенка твердую уверенность, что добро – это добро. И оно, в конечном итоге, всё равно победит. А зло будет наказано.
- 2. Любая страшилка хороша по возрасту. Трехлетний малыш может испугаться истории о мальчике, которого мама бросила в лесу, а школьник просто намотает урок на ус. Зеленые пальцы приведут в ужас пятилетку, а школьник будет хохотать. Фильмы ужасов могут негативно сказаться на развитии 7-8 летнего ребенка, а подростку справиться с эмоциями будет уже по силам.
- 3. Учитывайте также темперамент ребенка: для некоторых деток и обычная сказка может показаться ужастиком. Не ленитесь обсуждать и объяснять любой возникший у ребенка вопрос. И не пытайтесь «закалять» страшилками слишком робких и тонко чувствующих малышей.
- 4. Если вы обнаружили, что именно после просмотра фильма или чтения сказки у ребенка появились ночные кошмары, страхи, нервные тики – обратитесь к детскому психологу, дабы избежать более серьезных невротических последствий.
Как быть с фильмами ужасов?
Фильмы ужасов, действительно, могут нанести вред неокрепшей детской психике. Но даже если вы запретите их к просмотру, ещё не факт, что ребенок не посмотрит их без вас, с
«добрыми» друзьями. Поэтому, по возможности обсуждайте с ребенком страшные мультики и фильмы ужасов. Если подумать, то какая-никакая польза есть и в них: страшные сцены из них наглядно показывают, что нельзя открывать дверь незнакомцам, купаться в ванной с феном и гулять по ночам в одиночестве. Сомнительный способ воспитания, конечно, но все же…
«Немножко побояться» – это нормальная дитячья потребность. Только пройдя через
собственный страх, они смогут стать по-настоящему свободными внутренне. Так пусть это путь лежит через выдуманные страшилки и метафорические образы, чем через реальный опыт хождения по темным подворотням и, не дай бог, встречей с реальными опасностями.
Другие статьи блога "Воспитание" на УфаМаме:
При ребенке?!
Как относиться к неудачам ребенка?
К чему приводят родительские амбиции?
Как научиться слушать и слышать своего ребенка?
Родители и дети – виноваты ли мы перед нашими детьми?
Послушание - добродетель? Или Послушный ребенок - легкая добыча.