Когда далекие шесть или семь лет назад мне впервые попало в руки задание в формате "Найди и покажи", я и представить не могла, что это перерастет в культуру под названием "
виммельбух". Я не буду умничать об истории их создания, я хочу лишь разъяснить суть и немного направить в работе с ними тех, кто теряется при виде данных заданий. А таких людей немало и этого не нужно бояться.
Смысл данных книг довольно обширный - от
развития выборочного внимания до
развития речи и
расширения общего кругозора ребенка. При этом одна и та же книга может иметь свою пользу в разном возрасте. То есть вначале малыш просто находит элементы на ней, потом сам составляет истории, потом запоминает, кого он там видел и т.д. В зависимости от взросления и роста возможностей малыша. Самые первые для малыша подобные книги я видела здесь, в Германии, которые можно применять уже примерно с года. В книге формата примерно половина альбомного листа на развороте с одной стороны сюжетная картинка, а с другой отдельные элементы с этой картинки. Русскоязычный аналог (
Клевер Медиа Групп "Найди и и покажи, малыш") вы видите на верхнем фото. Сначала нужно рассмотреть сюжетную картинку. Для таких крошек картинка не сложная, не перенасыщена деталями. Потом показываете на отдельно стоящие элементы и говорите: "
Ой, смотри, здесь ведёрко есть с едой для лошадки. Давай поищем, где мы видим такое ведро на картинке?" и начинаете сами будто усиленно искать. Малыш подхватит идею и скажет: "
Вот!", потом следующий элемент и т.д.
С малышами от 3-4 лет можно использовать более сложные варианты виммельбухов. Они есть немного разные:
-
Первый вид - просто разворот без отдельных элементов (многим известные "
Летняя книга", "Зимняя книга" и так все времена года, есть в большом и "карманном" форматах), где нужно рассматривать и "озвучивать" картинки самим. Как сказала когда-то моя знакомая, эти книги отлично развивают связную речь родителей))) но с этого-то и начинается формирование той самой связной речи у малышей, когда мы вовлекаем их в совместную деятельность) Составляйте небольшие истории, которые потом просите малыша воспроизвести. Используйте элементы
эйдетики в работе с данными книгами (подробнее по тегу #studysmile_эйдетика) У детей от природы есть любовь к маленьким предметам, поэтому данные книги зачастую нравятся большинству деток.
-
Второй вид виммельбухов - сюжетная картинка с отдельными элементами, которые нужно найти на этой картинке. Сюжетная картинка не имеет централизованной истории, то есть она не о чем-то одном, а будто обо всем и сразу. Если книга для ребенка новая, немного изначально рассматриваете разворот, а уже потом приступаете к отдельным элементам. Не торопите малыша. Можете участвовать в поиске тоже. Только не словами: "
А я уже нашла", а "блуждая" пальчиком где-то рядом или рассуждая вслух, где же этот герой или предмет может быть... Подобные упражнения имеют особенность - к ним нужно привыкнуть, тогда эффективность повышается, так как сначала взгляд рассыпается, а после небольших тренировок концентрируется,
развивается выборочное внимание.
-
Еще один вид, когда на одной странице ребенок смотрит, кого найти, а потом закрывает эту страницу и ищет. Тогда
усиленно работает зрительная память.
- Также
есть вариант поиска среди похожих рисунков конкретного, который отличается. Например, на картинке со слонами (
Например, Клевер Медиа Групп "Найди и покажи. Животные"), нужно найти бегемота или слоников, которые купаются. Это можно выполнять
с детьми от двух лет, а в некоторых случаях даже и раньше.
В целом применение данных книг связать с конкретным возрастом сложно, просто количество элементов и сложность рисунка должна соответствовать возможностям ребенка. И, как я уже говорила, одна и та же книга может иметь свою пользу в разном возрасте.
Мне подобные книги симпатичны. А вам? Какие варианты вы знаете и в каком возрасте применяете? Поделитесь пожалуйста, указывая название книги, чтобы другие мамы могли почерпнуть полезную информацию.
🏻Автор Olena Kalyta
Еще больше статей на сайте study-smile.com