• Блог
• 

Помогите вашему ребенку разбудить УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ

«Каждый раз, когда заканчивается очередное полугодие и настает пора выставлять итоговые оценки, в широких и светлых школьных коридорах появляются плачущие девочки и хмурые мальчики.
Изредка мелькают озабоченные и расстроенные лица родителей.
Под конец года их становится больше.
А уж когда идет Единый государственный экзамен и решаются юные судьбы, так и вовсе слышатся рыдания во весь голос.
Что случилось? Откуда слезы?
А просто идет выставление итоговых оценок, и каждый получает то, что заслужил, или то, что получилось.
У многих в учебных ведомостях красуются совсем не те оценки, какие они хотели бы получить и каких ожидали.
Вместо пятерок – четверки, вместо четверок – тройки, вместо троек – двойки.
И в их глазах стоят вопросы: «Как же так получилось?
Что было сделано не так?
Где были допущены ошибки?»

Дмитрий Юрьевич Суслин - заслуженный и уважаемый учитель высшей категории и детский писатель, аннотация к книге «Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни»



Сегодня хочу поделиться с вами рассуждениями Дмитрия Юрьевича о том, что такое УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ и как его можно разбудить.

«Главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет. (Петр Леонидович Капица)
Человек талантливый талантлив во всех областях. (Лион Фейхтвангер)

В этой главе мы поговорим о таланте.


Ведь, согласно нашим исследованиям, он занимает второе место среди факторов, формирующих отличника.
Но что такое талант?
Снова заглянем в энциклопедический словарь и узнаем, что это слово происходит от меры веса «талант», так же называлась золотая монета.
И это были очень большие деньги.
Тот, кто владел талантом, считался сказочным богачом.
В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин дал на сохранение по таланту.
Один закопал свой талант в землю (отсюда и пошло крылатое выражение), второй свой талант разменял, а третий приумножил.
С библейских времен слово «талант» используют в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, которой не стоит пренебрегать, «закапывать в землю».




Наши современники используют слово «талант» именно в этом, переносном значении.
Словари определяют талант как «присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта».

Таланты, как выясняется, бывают разные.

Лично мне симпатична теория таланта, которую создали в первой половине двадцатого века наши соотечественники, психологи Борис Теплов, Владимир Небылицын и В. С. Мерлин.
Теплов еще в тридцатые годы прошлого века заявил, что не бывает неталантливых людей.
Однако талант может проявиться в разном возрасте, а может и вовсе не проснуться до конца жизни человека.

Вот вам пример: у человека врожденные задатки выдающегося скрипача, но ни сам он, ни его родители об этом не догадываются.
В его руках не оказывается вовремя скрипки.
И вместо того, чтобы ездить с гастролями, восхищать весь мир своим искусством, он в пятьдесят лет умирает от инфаркта в должности технического директора разорившегося предприятия.
Разве не обидно?

Про семьдесят процентов людей можно сказать то же самое: их талант не был открыт.
Отсюда и кризисы сорока лет, поголовное пьянство, разрушенные семьи, попытки суицида – все оттого, что талант вовремя не был разбужен и механизмы реализации личности запущены не в ту сторону.
Писатель Лион Фейхтвангер считал, что талантливый человек талантлив во всем.
Это не совсем точно.

В середине двадцатого века ученики и последователи Теплова, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, сделали следующее очень важное открытие: они выделили семь основных видов врожденного таланта, которые составили так называемый семигранный кристалл. Вот какие виды талантов они отметили:
  • музыкально-художественный;
  • литературный;
  • артистический;
  • педагогический;
  • предпринимательский;
  • руководительский, он же организаторский;
  • и – внимание! – УЧЕБНЫЙ.

Последний вид таланта нас интересует больше всего.
Но сначала поговорим обо всех семи гранях.
И тут надо сказать о еще одном важном открытии Небылицына и Мерлина, они заявляют, что каждый человек обладает как минимум четырьмя талантами из семи, при этом у определенной части людей преобладает какой-либо один из видов таланта.

Психологи выяснили, что чаще всего встречается музыкально-художественный талант, им обладает каждый второй человек на планете.

Каждый второй человек на планете может хорошо петь, танцевать или играть на музыкальном инструменте либо вполне достойно рисовать. (Вопреки этой теории в советские времена в музыкальные и художественные школы брали не всех детей, а только тех, кто прошел экзамен).

К этой же группе относятся люди, у которых есть литературный дар, умение облекать собственные мысли в письменную форму, а зрительные образы переводить в словесные.
Действительно, на Интернет-порталах Проза. ру. и Стихи. ру зарегистрировалось огромное количество самодеятельных поэтов и прозаиков.
Эдуард Успенский однажды заметил, что в России на сто пятьдесят миллионов граждан двести миллионов поэтов.
Когда его спросили, как такое возможно, он пояснил: у нас каждый второй поэт пишет еще и под псевдонимом.

А вот остальные таланты встречаются куда реже.
Артистическими талантами блещут десять процентов людей.



Педагогов по призванию чуть больше – пятнадцать процентов.

Предпринимателей – одиннадцать.
Да-да, только одиннадцать человек из ста добиваются успеха в бизнесе, процветают, богатеют и выплывают из любых глобальных кризисов.
Остальные либо прозябают, либо продают свой бизнес более талантливым, либо вовсе идут на дно.

Меньше всего руководителей – четыре процента.
Так что хорошие управленцы всегда были и будут в дефиците.
Начальников, конечно, всегда много, куда же без них, а вот талантливых – всего четверо из ста.
Учебным талантом обладают девяносто процентов людей, проще говоря, все умственно полноценные индивиды. Все мы учились ходить, разговаривать, пользоваться предметами быта, общаться… И нам в этом помог именно УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ.

Вот мы добрались и до седьмого таланта, УЧЕБНОГО.

Заявление ученых о том, что УЧЕБНЫМ ТАЛАНТОМ обладают девяносто процентов людей (или, проще говоря, все умственно полноценные индивиды), лично для меня новостью не стало.
Ведь мы все в свое время научились ходить, разговаривать, пользоваться предметами быта, общаться и еще многому другому.
И нам всем в этом помог именно УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ.
Я знаю очень многих взрослых людей, которые все время чему-то учатся.
И делают это с удовольствием.
Их УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ работает вместе с ними двадцать четыре часа в сутки.

Хочется мне рассказать про моего дядю. Зовут его Игорем. Так вот, мой дядюшка, сколько я его знаю, постоянно чему-то учился. Вернувшись из армии в далеком семьдесят шестом году, он самостоятельно выучился играть на гитаре. Уже через год его взяли в известный в нашем городе ансамбль. Через пару лет грянул указ: лицам, не имеющим музыкального образования (хотя бы на базе музыкальной школы), запретили зарабатывать концертной деятельностью и гастролировать по стране. Тогда ушли в подполье многие популярные группы, например «Аквариум». Пришлось и моему дяде Игорю бросить любимое дело и срочно обучиться новой профессии.

Он окончил шоферские курсы и стал водителем городского автобуса. Потом стал работать персональным водителем. Грянули девяностые годы, началась эра предпринимательства. Но мой дядя в предприниматели не пошел, не было у него начального капитала. Он продолжал работать шофером, возил женщину, которая налаживала в моем городе рыбный бизнес. Заметив, что дядя мой человек очень толковый, она приобщила его к делам, и вскоре он стал техническим директором всего рыбного производства. И пришлось ему срочно учиться рыбному и холодильному делу. А потом еще и строительному, чтобы строить по всей Чувашской Республике магазины торговой сети. В пятьдесят лет он покупал тонны книг, осваивал сложные компьютерные программы, связанные с проектированием и строительством. Теперь он специалист высшего класса с высокой зарплатой. И без всякого диплома, а благодаря своему УЧЕБНОМУ ТАЛАНТУ И УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.

И оценки в этой учебе он ставил себе сам, вернее – его работодатель, в виде заработной платы.

Таких историй - множество. Все они подтверждают идею психологов о том, что учебный талант способен полноценно работать в любом возрасте. То есть каждый из нас в любой момент жизни может использовать свой учебный талант.

Вот теперь давайте вспомним третий тезис Теплова: талант может дремать в человеке и даже спать до конца жизни.

Вот почему не все в школе бывают отличниками!
Те ученики, которые ходят в школу, но отличниками не являются, просто не разбудили свой учебный талант в нужное время, не растормошили его и не заработали вместе с ним в полную силу.
И не стоит себя обманывать, мол, не все могут быть отличниками, учеба – это тяжелый труд.
Да, учеба – тяжелый труд.
Но он перестанет быть таковым, если превратить труд в удовольствие.
А удовольствие можно получить только от занятия, к которому приложен талант.
Дети, которые учатся не в полную силу, не стали отличниками, нередко слышат от своих родителей, тоже ими не ставших:
– Эх, нам бы ваши годы! Если бы мы вернулись бы за парту, то получали бы только пятерки!
И родители совершенно правы. С высоты жизненного опыта они подсознательно понимают, что учиться надо в свое время, а не откладывать учебу на будущее.

Учиться на отлично могут почти все.


Для этого надо разбудить свой учебный талант и заставить его работать в полную силу.
Если к учебе приложить талант, она перестанет восприниматься как тяжелый труд и станет настоящим удовольствием.
Давайте, как советуют психологи, смоделируем ситуацию.

Представьте себе мальчика Вову, которому в воскресенье надо встать в семь утра, чтобы пойти в поход с классом. Добрая мама пожалела Вову, дала ему выспаться. Он, конечно, выспался, только вот не очень этим доволен. Класс-то ушел в интересный поход, и ребят уже не догнать!

Точно так же и учебный талант может проспать что угодно.
Только те, кто не спит, уйдут далеко вперед, и за ними уже не угнаться.
Все как в спорте: отстал на старте – не догонишь до самого финиша.
Какой отсюда напрашивается вывод? Очень простой.
Нельзя давать своему учебному таланту спать.
Нельзя позволять своему учебному таланту лениться. И тогда все получится.

Я дам вам краткое руководство, можно сказать, пошаговую инструкцию для пробуждения вашего учебного таланта. Заставить его работать можно в любом возрасте, в любом классе, на любом курсе.



Будильник для учебного таланта


Надо будить талант. Осторожно и мягко, чтобы не напугать.
Если над ухом спящего человека проорать: «Вставай, подъем!!!», он, конечно, проснется.
Но наверняка после такой побудки будет себя чувствовать больным и разбитым.
Так же и с талантом.
Действовать тут надо постепенно.
Процесс может занять от нескольких месяцев до года и даже больше. (Автор не знает еще о том, что технологии обучения развиваются и уже есть такие инструменты, которые позволяют разбудить УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ, гораздо быстрее, за 2-3 недели. Примечание Антроповой Г.М.)

Но психологи уверяют, что самое скучное занятие станет интересным, если превратить его в игру.
У вас есть возможность поиграть с самим собой. Во что? Проявите фантазию.
Итак, все начинается с постановки двух задач.
Задача-максимум – стать круглым отличником.
Задача-минимум – стать отличником по базовым и любимым предметам.

Вот с задачи - минимум и надо начинать. Она решается в несколько ходов.

Запуск учебного таланта на первую скорость.
Начинать надо с одного-двух предметов.
Задача – стать настоящим, стопроцентным отличникам по этим предметам.
Это самый важный этап.
Вы докажете самому себе, что отличная учеба – вполне возможное дело.
А ваш учебный талант получит витамины для своего роста в виде пятерок.

Переключение на вторую скорость.
К первым двум предметам прибавьте еще два-три.
Бросьте на них все силы, не забывая, конечно, про взятые на первой фазе позиции.
Их сдавать нельзя.
С одной стороны, будет трудно, но, с другой стороны, у вас уже есть положительный опыт, а к нему обязательно прибавится азарт.
Получение пятерок – это как большой бизнес.
Их никогда не бывает слишком много.
Хочется еще и еще.
Затем наступает переломный момент, когда уже назад отступать нельзя, жизнь без пятерок станет немыслимой.
Ваш талант уже проснулся и заработал на полную мощность. И теперь он будет работать на вас до конца жизни.
Пора бросаться на штурм оставшихся крепостей.

Переключение на максимум.
Мы переходим к выполнению задачи - максимум.
И для начала нам нужно определиться со стратегией».


РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ


На то, чтобы выполнить программу-минимум: «Стать отличником по одному – двум предметам», не надо тратить месяцы.

Мы пробуждаем УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ на тренинге САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР за 12 занятий.

Ребята получают первые пятерки уже во время тренинга.

Описание тренинга можно прочитать здесь

2 апреля стартует группа детей 7 лет. Присоединяйтесь!
11 апреля стартует группа детей 9 - 12 лет. Присоединяйтесь!
11 апреля стартует группа детей 13 - 17 лет. Присоединяйтесь!

Сделайте первый шаг, чтобы пробудить УЧЕБНЫЙ ТАЛАНТ у своих детей – запишите их на собеседование по телефону 7(347) 266-87-83
или оставьте заявку на сайте ufa-turboread.ru.
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте - http://vk.com/ufa_turboread

До конца учебного года осталось менее 2 месяца. Ваш ребенок еще успеет завершить год достойно!


Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе
+16 спасибо спасибо!  29 марта 2016 г. 13:51 добавить в избранное 9 Гюльнара Антропова (vk176154095) комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта