Главная Блогов Посты Блоги Люди
• 

С чистого листа. Особенности детской памяти.



Память – удивительная и далеко не до конца изученная опция нашего организма. Как, в прочем, и многое другое в человеке. Детская память – еще более неизведанная территория. Каждый ребенок рождается tabula rasa, и жизнь постепенно начинает заполнять этот чистый лист образами, событиями, воспоминаниями. Можно ли как-то повлиять на этот процесс? Ускорить или развить? Как не упустить тот или иной сензитивный период в развитии ребенка? В чем особенность детской памяти и от чего зависит процесс её формирования? Вопросов много, осталось лишь найти на них ответы.
К вопросу о врожденных способностях.

Почему одни дети усваивают новую информацию быстрее, а другие медленнее, если все они рождаются одинаково «чистыми», без каких-либо следов в памяти? Наша память подобна таблице с данными и от свойств самой таблицы уже зависит многое: легко в ней будет писать или трудно, прочно здесь будут храниться данные или быстро улетучатся, будут они яркими или тусклыми. Иными словами, все дело во врожденных способностях, которые зависят от особенностей нервной системы ребенка. Однако не все психофизиологи сходятся в едином мнении. Некоторые школы не придают врожденным способностям решающего значения, полагая, что все в человеке можно развить и натренировать, подобно мышце. В этом случае нужно точно знать особенности формирования детской памяти и периоды её развития.


Особенности детской памяти.

Малыши любят нас удивлять. Порою, мы бьемся с ребенком неделю, чтобы заучить маленький стишок. А в следующий раз он неожиданно выдает такой объем взрослой информации, что просто диву даешься: где, когда и как он мог это запомнить?! Или, к примеру, малыш легко может вспомнить события годичной давности, когда он был совсем крохой, но напрочь забыть о том, что ел в садике на завтрак. Почему так происходит? У детской памяти есть два интересных свойства:
  • - Память ребенка носит непроизвольный характер. Дети легко сохраняют лишь ту информацию, которая остается в их памяти без каких-либо усилий извне. Происходит это неосознанно. Понравилась песенка – тут же осела в памяти, удивил увиденный по телевизору научный опыт – малыш без труда оперирует профессиональными терминами. В выборе материала для запоминания у детей решающее значение имеет эмоциональный и двигательный аспект. Ребенок легче запоминает то, что сделал, пережил и прочувствовал сам. Не зря детскую память называют наглядно-образной и эмоциональной: в детских головках оседают эмоционально-окрашенные события и предметы, которые можно пощупать самому. А вот абстрактные рассуждения и расплывчатые понятия им не ясны совершенно.
  • - Память ребенка непосредственна. Дети не могут заставить себя запомнить что-либо и пока не умеют пользоваться какими-либо вспомогательными средствами для запоминания. Лучшими помощниками малышу могут стать: многократное, терпеливое повторение, эмоциональная насыщенность информации и яркие образные представления.


Периоды развития детской памяти.

- От рождения до года.
Согласно научным исследованиям, первые образы в памяти малыша могут формироваться в возрасте 3-4 месяцев. Узнавать предметы младенец начинает в 6 месяцев. Лобные доли мозга, ответственные за формирование памяти, полностью созревают к 9-11 месяцам. В этот период можно знакомить ребенка с игрушками: показывать их, давать потрогать, рассказывать о них. С 8-9 месяцев можно играть в «спрятанную игрушку». С 10-11 месяцев – рассказывать короткие потешки, сопровождая их пальчиковыми
играми и гимнастикой.

- От 1 года до 3 лет.
В этот период на первый план выходит двигательная память. Малышу нужно все потрогать, все попробовать на вкус. В этот период можно научить ребенка чистить зубы, одеваться, делать зарядку – навыкам, где требуется двигательная активность. Можно начинать обучению игре на музыкальных инструментах и занятия спортом. Но сильно обольщаться не стоит: успехов можно добиться только многократным и терпеливым повторением действий.

- От 3 до 5 лет.
У малыша стремительно развивается воображение и речь. Начинает формироваться произвольная память: ребенок сознательно ставит себе цель что-либо запомнить (выучить стих для утренника, запомнить и пересказать сказку). Но приемами для облегчения запоминания он ещё не владеет. И в этом ему можно помочь. Лучше всего дети запоминают то, что связано с процессом игры. Стих легче запомнить, если осмыслить и связать между собой его строки, задавая направляющие вопросы: «А что было потом, а что дальше?» и эмоционально их окрасить. В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки.

В дальнейшем память продолжает развиваться и примерно к младшему школьному возрасту постепенно становится произвольной и опосредованной.


Гендерные особенности развития памяти.

У девочек раньше развивается левое полушарие, ответственное за словесно-логическую память, рациональное мышление и положительные эмоции. А у мальчиков – правое полушарие, ответственное за непроизвольные и интуитивные реакции, образную память и отрицательные эмоции. Не стоит слишком сильно ругать маленьких сорванцов за их поведение – таковы физиологические особенности развития нервной системы. Стоит набраться терпения и, главное, не навредить. Со временем все встанет на свои места.
Приятие и понимание.

Удивительно, но разница между мозгом семилетнего ребенка и взрослого человека составляет лишь 10%! Почему же нам так трудно понять друг друга? Дело в том, что дети обладают совершенно иным типом мышления. Помните «Маленького принца» Экзюпери? На своей картине он видел удава, проглотившего слона. А что видели взрослые? Просто шляпу. Имейте это в виду, когда будете пытаться растолковать малышу очередную истину. Взрослый мир ему кажется странным и непонятным. Анализировать прошлое и размышлять о будущем он пока не умеет и воспринимает все только «здесь и сейчас». Последнему, кстати, взрослым неплохо было бы у детей поучиться.



Если вы действительно хотите помочь ребенку в обучении, то помните: детская память неразрывно связана с эмоциями, которые он переживает. Малыш может не запомнить нейтральное событие, но хорошо запечатлеть в памяти позитивное и… крайне негативное. Поэтому, старайтесь проводить занятия в игровой форме и не переусердствуйте. Удачи, успехов и терпения вам, дорогие УфаМамочки, в этом нелегком процессе обучения наших деток!
Другие статьи блога "Детское развитие" на УфаМаме:

Ребенок и бассейн. За или против?
Что такое Монтессори? Опыт родителя.
Творчество ребенка — восхищаться или нет?
Сколько игрушек нужно ребенку для счастья?
10 удивительных изобретений, придуманных детьми.
Компьютер: коварный враг или помощник в развитии?
спасибо спасибо! 17 февраля 2016 г. 14:00  15 riparia 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта