• Блог
• 

Как вырастить талантливого ребенка

Отрывок из книги Кен Робинсон Лу Ароника «Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка»

Традиционная учебная программа основывается на наборе отдельных предметов, которые исходно, как нечто само собой разумеющееся, считаются значимыми и необходимыми.
И это одна из главных проблем.
Правильная отправная точка – задаться вопросом, что должны знать и уметь дети в результате обучения, чтобы успешно конкурировать в современной, основанной на знаниях экономике.
К настоящему моменту уже предпринят ряд попыток по-новому сформулировать учебную программу с точки зрения компетенций.




По-моему, это очень хорошая идея.
Я, например, убежден, что четыре основные цели образования дают нам восемь ключевых компетенций, развитию которых должны способствовать школы, если они действительно хотят помочь учащимся добиться успеха в дальнейшей жизни. Обсудим их подробнее.

Любознательность – способность задавать правильные вопросы и исследовать, как устроен мир


Прогресс человечества во всех областях деятельности обусловлен стремлением человека исследовать, проверять и побуждать; наблюдать за происходящим; задаваться вопросом, как все работает; интересоваться, почему именно так и как это могло бы быть в иных обстоятельствах.
Как мы уже говорили, младенцы появляются на свет с врожденной жаждой к исследованию всего, что привлекает их внимание.
Если что-то пробудило их любопытство, они будут учиться на собственном опыте и друг у друга и черпать знания из любого источника, к которому смогут получить доступ.
Умение пробудить в учениках подобную любознательность и направлять ее в нужное русло – талант, отличающий всех великих учителей.
Они делают это, поощряя детей вести самостоятельные исследования, задавая вопросы, а не только предлагая ответы, заставляя мыслить глубже, стараясь проникнуть в суть дела.
У одних людей любопытство к той или иной теме недолговечно, и они быстро его удовлетворяют.
У других оно становится постоянной, неугасающей страстью, утолению которой отдается вся жизнь и карьера.
Любознательность, присутствующую в человеке всю жизнь, стоит считать одним из величайших даров, которым школа может наградить своих учеников.


Креативность – способность вырабатывать новые идеи и применять их на практике


Мы, люди, сами строим свою жизнь посредством точек зрения, которых придерживаемся; выбора, который делаем; и талантов, которые смогли в себе обнаружить и применить.
Развитие творческих способностей детей – условие, обязательное для достижения всех четырех целей образования.
Творчество – отличительная особенность человеческого существа и одна из главных составляющих культурного прогресса.
Но, как ни иронично это звучит, наши творческие способности могут также стать причиной наших проблем и несчастий.
Многие трудности, с которыми человек сталкивается как биологический вид, как раз таки являются продуктом его креативности, в частности следствием коллективных злоупотреблений в сфере экологии и конфликта между различными культурами.
Иначе говоря, это вовсе не лемуры и дельфины с их бедной фантазией подвергают опасности климат планеты, выбирая, как им жить, – это делаем мы с нашим богатым воображением и способностью к творчеству.
Но это вовсе не значит, что мы должны подавлять в себе творческий потенциал; нам просто нужно подходить к его развитию более ответственно и с четким пониманием цели.
Проблемы, возникающие у нынешних школьников, становятся все сложнее, поэтому сегодня как никогда важно, чтобы школы помогали детям развивать умение творчески мыслить и действовать.


Критичность – способность анализировать информацию и идеи, формулировать обоснованные аргументы и выносить суждения


Умение четко мыслить, логически анализировать аргументы и беспристрастно взвешивать представленные доказательства – один из отличительных признаков человеческого интеллекта.
Из всех уроков, которым нас учит история, этот, судя по всему, самый сложный в плане практического применения.
Критическое мышление не ограничивается формальной логикой.
Оно предполагает интерпретацию намерений, понимание контекста, постижение скрытых ценностей и чувств, выявление мотивов, обнаружение предвзятостей и формулировку лаконичных выводов в наиболее подходящих формах.
Для развития всех этих навыков требуются постоянная практика и наставничество более опытного человека.
Критическое мышление всегда было чрезвычайно важным для человеческого процветания, и со временем значимость этой компетенции только усиливается.
Сегодня каждый из нас подвергается настоящей бомбардировке информацией, мнениями, идеями и попытками привлечь наше внимание.
Достаточно вспомнить интернет – самый всеобъемлющий источник данных, когда-либо созданный человеком, масштабы которого растут в геометрической прогрессии, равно как и риск беспорядка и путаницы.
Без сомнения, цифровая революция обеспечила молодое поколение огромными преимуществами в плане образования.
В то же время для человека никогда прежде не было так важно умение отделять факты от мнений, смысл от бессмыслицы, истину от обмана.
Четкое критическое мышление должно стать центральным элементом каждой школьной дисциплины, а также культивироваться и вне стен учебного заведения.


Коммуникативность – способность четко и уверенно выражать мысли и чувства разными средствами и в разных формах


Обучение чтению, письму и счету всегда считалось главным императивом массового образования и, конечно же, должно оставаться таковым и впредь.
Но не менее важно развивать в учениках способность ясно и уверенно выражать свои мысли – этот навык иногда называют «владение устной речью».
Следует отметить, что сегодня его развитием, к сожалению, нередко пренебрегают, что крайне неправильно.
Вербальные коммуникации предполагают передачу не только буквального смысла; они включают в себя умение распознавать метафоры, аналогии, сравнения, намеки и прочие поэтические и литературные формы языка.
В процессе общения мы передаем не только слова и числа.
Некоторые мысли словами и числами выразить невозможно.
Мы мыслим также звуками и образами, движениями и жестами; именно этот дар обусловливает наличие у нас таланта к музыке, изобразительному и театральному искусству и танцу во всех их проявлениях и вариациях.
И умение формулировать и доносить свои мысли и чувства всеми этими способами – непременное условие как для личного благополучия человека, так и для коллективного прогресса человечества.


Коллективизм – умение конструктивно работать с другими людьми


Мы, люди, существа социальные и живем и учимся среди других людей.
От умения членов сообществ взаимодействовать друг с другом зависит жизнестойкость этих сообществ и их способность справляться с общими проблемами.
И все же во многих школах дети в основном работают индивидуально; они учатся в группах , но не группами .
Увлеченность школьников совместной работой позволяет резко повысить их самооценку, пробудить любознательность, расширить творческий потенциал, улучшить успеваемость и подтолкнуть к социальному поведению позитивного характера.
В процессе групповой деятельности дети учатся договариваться между собой относительно решения проблем и достижения общих целей, использовать сильные стороны и компенсировать недостатки друг друга, обмениваться идеями и развивать их.
Они учатся вести переговоры, сглаживать конфликты и вырабатывать согласованные решения.


Сострадательность – способность сопереживать другим людям и поступать соответственно


Сострадание – это способность отождествлять свои чувства с чувствами другого человека, особенно с его страданиями.
Сострадание коренится в эмпатии.
Оно начинается с того, что человек испытывает такие же эмоции, как и его визави, и понимает, что бы чувствовал в подобных обстоятельствах.
Но сострадание всегда больше чем эмпатия; это наглядное проявление «золотого правила»: всегда относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
По сути, можно сказать, что сострадание – это практическое проявление сопереживания.
Многие проблемы, с которыми сталкиваются дети, кроются именно в отсутствии сострадания.
Запугивание, физическое и эмоциональное насилие, социальное отторжение и предубеждения, базирующиеся на этнической или половой принадлежности либо культуре, – все это продукты отсутствия сострадания и эмпатии.
А в более масштабном взрослом мире это приводит к жестоким межкультурным конфликтам и острым социальным противоречиям.
В силу того что наш мир становится все более взаимозависимым, воспитание сострадания в молодом поколении превращается в моральный и практический императив нашего общества.
Не следует забывать и о духовной составляющей этой компетенции.
Искреннее сострадание является величайшим проявлением человечности, неисчерпаемым источником счастья как для нас самих, так и для окружающих.
В школах, да и в любом другом месте сострадание нужно практиковать, а не проповедовать.


Самообладание – способность наладить контакт со своим внутренним миром и достичь душевного равновесия


Как я уже не раз говорил, мы все живем в двух мирах: в своем внутреннем и том, который нас окружает.
Традиционная учебная программа наполнена миром внешним и практически не помогает школьникам понять мир внутри себя.
А между тем то, как мы будем действовать в окружающем мире, чрезвычайно сильно зависит от того, как мы видим и воспринимаем самих себя.
Как однажды сказала писательница Анаис Нин: «Я вижу мир не таким, какой он есть, а таким, какова я сама».
Многие современные школьники пребывают в состоянии стресса, тревоги и депрессии.
У одних эти негативные чувства вызывает школа, у других причины лежат вне ее стен.
Как бы там ни было, они порождают в детях скуку, пассивность, злобу и еще более острые эмоции.


Гражданственность – умение конструктивно взаимодействовать с обществом и участвовать в процессах, обеспечивающих его существование


Любое демократическое общество нуждается в информированных гражданах, активно участвующих в его процветании и управлении им.
Для этого чрезвычайно важно, чтобы молодые люди, оканчивая школу, знали, по каким законам живет общество и, в частности, как работают и влияют на их жизнь юридические, экономические и политические системы.
Люди с активной гражданской позицией знают свои права и обязанности, понимают, как функционируют социально-политические системы, пекутся о благополучии окружающих, способны четко сформулировать свое мнение и аргументы, оказывают влияние на мир, активно участвуют в деятельности местных сообществ и несут ответственность за собственные поступки и действия.


Для обучения данным компетенциям не надо выделять конкретное время в учебном плане.


Они должны развиваться, практиковаться и совершенствоваться на протяжении всей жизни.
Учащиеся, которые оканчивают школу с хорошо развитыми восемью перечисленными навыками, будут подготовлены к решению экономических, культурных, социальных и личностных проблем, с которыми неизбежно столкнутся в жизни.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ


20 февраля стартует группа детей 7-8 лет. Занятия будут проходить 2 р в неделю – суббота, воскресенье.
16 февраля стартует группа детей 9-12 лет. Занятия будут проходить – вторник, среда, суббота, воскресенье.
Присоединяйтесь!
Чтобы попасть на наши тренинги в Уфе, необходимо позвонить по телефону 7(347) 266-87-83
или оставить заявку на сайте ufa.turboread.ru и записаться на собеседование.
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте - http://vk.com/ufa_turboread

Наши тренинги формируют у детей НАВЫКИ, которые останутся с ними на всю жизнь!


Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе
+11 спасибо спасибо!  9 февраля 2016 г. 21:16 добавить в избранное 9 Гюльнара Антропова (vk176154095) комментарии 0
Поделиться:
• Комментарии
• Что еще почитать?

Логотип, Уфамама, Ufamama, Ufamama.ru - зарегистрированные товарный знак и фирменная символика, являются собственностью их владельцев.
Положение о защите персональных данных. Правообладателям
По вопросам размещения рекламы обращайтесь по адресу reklama@ufamama.ru и телефонам: +7 (347) 216-50-74, +7 963 898 4817 или на страницу для рекламодателей, быстрое решение остальных вопросов в обратной связи сайта