Есть способ запоминания информации, которым, пользуется каждый школьник.
Кто-то пользуется этим способом больше, кто-то меньше.
Называется этот способ – «ЗУБРИТЬ».
По определению Большого толкового словаря современного русского языка (Д.Н. Ушаков): «ЗУБРИ́ТЬ, зубрю, зубришь, •несовер., что (•школ. ). Бессмысленно, без отчетливого понимания заучивать наизусть. «Долбил предлоги и зубрил исправно, какого каждый просит падежа» А.К.Толстой»
Есть более интересный и эффективный способ запоминания информации.
Называется этот способ «запоминалки».
По способу запоминания различаются две большие группы «запоминалок» — логические и художественные.
Логические содержат пояснения и анализ
В художественных, - особой логики нет. Просто там интересно и весело, поэтому и легко запоминается.
Почему «запоминалки» работают лучше, чем «зубрежка»?
Сталкиваясь с новой информацией, наш мозг мгновенно (без участия сознания) сличает ее с тем, что уже хранится в памяти.
Сигнал «проходит» сквозь огромную сеть перекрестных ссылок, как в огромном библиотечном каталоге.
Например, слово «комар» у нас связано не только с визуальным изображением этого насекомого, но и с его укусом, со специфическим звуком, с летом, когда этих насекомых бывает особенно много.
Запоминая название другого насекомого, наш мозг будет устанавливать новые связи с уже имеющейся информацией.
При этом мозг использует сразу несколько категорий.
Получая свежую информацию, мозг создает новые категории и переопределяет прежние.
Это помогает нам легче вспоминать.
Однако для гарантированного воспоминания имеет смысл усилить эти связи, проложить четкий путь к информации.
Другими словами, чтобы легче запомнить информацию, не потерять ее, нужно на этапе запоминания постараться установить связь этой информации с чем-то, что уже «живет» в вас.
Связь может быть логической или ассоциативной.
Главное – чтобы она была.
Иначе путь к информации может быть потерян.
А учитывая то, что наша память склонна фиксировать все самое яркое и необычное, нужно постараться установить яркую, запоминающуюся связь.
Всем известна фраза для запоминания цветов спектра:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Очертания Италии напоминают сапог.
Падежи русского языка – это Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
Готовые «запоминалки» существуют для всех областей знаний.
Но на самом деле придумывать их можно (и нужно!) для любой информации, и сделать это в состоянии даже первоклассники.
У детей даже лучше получается, ведь их фантазия еще раскрепощена.
Вот пример собственной «запоминалки».
Многие путают
сталактиты и
сталагмиты: какие из этих сосулек растут вниз, а какие вверх.
А теперь представьте, что буква Т в слове
сталакТит – это сосулька… правильно: растущая
вниз, а буква М в слове
сталагМит – сосульки, растущие
вверх.
Представили? Запомнили?
Таким же точно образом вы можете помочь ребенку усваивать любые знания на уроках окружающего мира.
Связь найдется всегда!
Опираясь на рисунки, вы можете помочь ребенку запоминать словарные слова.
Самый простой пример – сОбака.
Достаточно обратить внимание первоклашки, что
безударная буква О похожа на свернувшуюся клубочком спящую собаку, и он уже никогда не будет сомневаться, как писать правильно.
А буква «О» в слове «колесо» просто сама кричит о том, что она и есть колесо!
Такая вот альтернатива зубрежке.
Сказанное вовсе не означает, что повторять не нужно совсем.
Просто во время повторения требуется вспомнить придуманный образ.
Ребенку будет проще запомнить образ, чем абстрактную букву.
Кстати, это только один из способов, помогающих запоминать словарные слова. Есть, конечно, и другие, но младшим школьникам больше всего нравится именно этот: они ведь любят рисовать и фантазировать.
Еще один способ, который очень нравится детям –
запоминание непроверяемой гласной при помощи подбора звуковых ассоциаций и составления сюжета.
Посуда – надо запомнить О: на посуду сели ОСы.
Испачкал МАЙку МАЙонезом (запоминаем А в слове майонез).
Крокодил – на РОК-концерт пришел ОДИн.
Запоминалки можно придумать для чего угодно.
Например, для того, чтобы раз и навсегда запомнить, где же в слове правильно ставить ударение.
Слово «торт» во множественном числе – это «тОрты» или «тортЫ»?
Сомневаетесь?
Вот вам запоминалка: Долго ели тОрты – не налезли шОрты.
А вот еще: ДоговОр украл ВОР; КатаЛОг съела ЛОшадь.
«Запоминалки» придумывают во всех странах.
Те из читателей, которые изучали английский, поймут, что такие «запоминалки» можно использовать и при изучении иностранных языков.
Придумайте вместе с детьми яркий образ сложного слова, повторяйте его с помощью рационального повторения, про которое мы писали в предыдущих статьях, и у вас все получится!
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
«Запоминалки», звуковые и зрительные ассоциации, составление сюжетов…, это очень эффективные способы запоминания информации.
Есть у этих способов один недостаток.
Они
требует больших временных затрат самих родителей или людей, которые помогают вашему ребенку учиться.
И при этом
у родителей тоже должна быть хорошо развита фантазия и навык ассоциативного запоминания информации.
Вот и получается, что чаще всего дети учат задания в сопровождении слов: «не отвлекайся», «запомни», «повтори»…., т.е используя метод «зубрить».
Как же научить ребенка, чтобы он смог САМОСТОЯТЕЛЬНО эффективно запоминать?
На тренинге по развитию памяти и внимания мы учим ребят создавать ассоциации и придумывать запоминалки самостоятельно.
Например, чтобы надолго запомнить любую дату по истории, нашим ученикам требуется 3 минуты.
Задания по ЕГЭ содержат примерно 150 дат, обязательных к запоминанию.
При помощи несложных вычислений получаем, что 7 с половиной часов требуется нашему ученику, чтобы выучить и надолго запомнить все исторические даты, необходимые для сдачи ЕГЭ по истории.
Всего
за 7 дней, занимаясь по часу САМОСТОЯТЕЛЬНО, ребенок, который прошел наш тренинг по развитию памяти и внимания,
сможет выучить все исторические даты, необходимые для сдачи ЕГЭ по истории.
А еще, после прохождения тренинга по развитию памяти и внимания,
ребенок сможет САМОСТОЯТЕЛЬНО минут за 15 разобрать и запомнить параграф любого предмета школьного курса.
ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ – тренирует у детей навык запоминать и воспроизводить большие объемы информации. За 12 занятий дети изучают разные техники запоминания, которые позволяют надолго запоминать большие объемы несвязной между собой информации. А также учатся структурировать и систематизировать материал. Это позволяет им освоить любой предмет за очень короткое время.
Для того, чтобы попасть на тренинги, необходимо записаться на собеседование по телефону
+7(347)266-87-83
Или сделать заявку на нашем сайте
ufa.turboread.ru/lp
Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте -
vk.com/ufa_turboread
Наши тренинги формируют у детей НАВЫКИ, которые останутся с ними на всю жизнь!
Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе