“Ябеда-корябеда, соленый огурец, на полу валяешься, никто тебя не ест” – помните дразнилку нашего детства? Было ли вам хоть раз обидно до слез, когда вы
боролись за справедливость, а получали поддразнивания ровесников и, в лучшем случае, непонимание со стороны взрослых?
“Никто не любит ябед, Светуля” – мягко говорила мне мама, когда я пришла домой с сообщениями, что Миша ударил Ваню, и вопросом: должна ли я рассказать об этом Ваниной маме. “Не должна!” – поняла я из беседы с мамой. Но сердце подсказывало иное: Миша был больше и старше, и уже давно держал в страхе все детское население нашего двора. И сам обиженный малыш точно побоялся бы сказать правду.. Но как объяснить все это, будучи пусть и очень самостоятельной, но всего лишь четырехлетней девочкой?.. С тех пор к ябедам я отношусь
неоднозначно. А вы?)
Давайте вспомним наше собственное детство и попробуем разобраться,
почему иногда ребенок становится ябедой. Ведь
причины, по которым ребенок ябедничает, бывают очень разными.
Когда ребенок выступает против несправедливости
Вправе ли мы ругать и стыдить маленького ябеду, когда он сообщает нам
о явной социальной несправедливости: дети дерутся в детском саду; один из воспитанников сломал девочке куклу; другой мальчик трудолюбиво накидал салфеток в унитазы и вызвал засор в детском саду?
Мы, взрослые, часто недооцениваем, какой глубокий смысл кроется в подобных детских жалобах. Ребенок
ищет справедливости. В его сознании происходит
становление нравственных ценностей, исходя из отношений со взрослыми. То есть маленький ребенок, обращаясь к нам с жалобой как бы подтверждает для самого себя: “Дима столкнул Машу с качелей, хотя была ее очередь, она упала и ударилась. Это ведь плохой поступок? Его надо наказать?” В этой ситуации малышу необходимо, чтобы мы подтвердили правильность,
законность и важность тех правил, которым мы его учили.
Почему бы нам не помочь ребенку разобраться, что правильно и как нужно поступить в такой ситуации, вместо того, чтобы просто назвать его ябедой? Ведь нам действительно хочется доверительных и откровенных отношений с ребенком? А как насчет того, чтобы вырастить смелого и сознательного гражданина, умеющего размышлять и принимать решения?
Для того, чтобы бороться с несправедливостью ребенку нужна смелость.
А родителю – проницательность, чтобы отличить
борьбу за справедливость от
мелочного доноса, сделанного из чувства мести. К сожалению, бывают и такие.
Жалобы из ревности, зависти или мести
Такие жалобы обычно носят
систематический характер. Например, старший брат, который постоянно сообщает о самых незначительных нарушениях в поведении младшего брата. Или школьник, постоянно доносящий преподавателю о проступках одноклассников.
В такой ситуации нам нужно задать себе простой вопрос:
чего хочет добиться маленький ябеда?
В первом случае глубинной причиной его поступка может стать
дефицит внимания со стороны родителей. Нежелание делить “свою территорию и игрушки” с внезапно возникшим младшим братом. И банальная
ревность.
Что делать? На мой взгляд: надо переводить ситуацию
на мирные рельсы. Криками и нотациями старшего ребенка никак не исправишь.
Бесконечно объяснять, максимально, но ненавязчиво разделать территорию, чтобы у каждого ребенка в семье было свое пространство. Это реально даже в однокомнатной квартире. Коробка с игрушками, столик у старшего. Коврик и свой ящичек у младшего.
Лично я еще всегда подчеркиваю, как замечательно малыш делится и меняется со старшим братом, как он его любит. И главное, как щедро и великодушно старший брат идет ему навстречу.. Даже если пять минут назад они толкались попами и вопили в шкафу.. Даже если у старшего на попе след от укуса возмущенным младшим. Вот это
проговаривание вслух положительных моментов их отношений очень хорошо действует на обоих.) Всем приятно, когда их хвалят. Ребенок, у которого достаточно внимания, часто говорит малышу: “Нет, Данила, давай-ка я за тобой тут уберу. Чтоб мама не ругалась.”))
Если же ябедничает школьник, то вполне возможно, что другим путем он просто не может
привлечь к себе внимание взрослых. Здесь мне труднее давать советы. Но даже просто
правильное понимание ситуации преподавателем – это уже огромный шаг навстречу ребенку.
Возможно, такому ребенку трудно соперничать с другими детьми, потому что у него
занижена самооценка. Или на подсознательном уровне этот школьник имеет
дурные побуждения, которые пугают его самого. Например, он сам хотел бы толкнуть или ударить кого-либо. Для такого ребенка жалобы становятся средством сдержать собственные побуждения. постоянно сообщая о проступках других, такие дети удерживают под контролем свои собственные дурные желания.
Лекарством для хронического ябеды станут
сочувствие и понимание. Таким образом мы ответим на его
завуалированную просьбу о помощи в его эмоциональных затруднениях.
Например, поняв, что малыш ябедничает, потому что сам
боится совершить нечто плохое, мы можем сказать: – Да, я знаю, что маленькие дети иногда поступают плохо. Ничего страшного, если ты тоже иногда ведешь себя не совсем правильно. Ты еще слишком мал, чтобы все время беспокоиться о том, чтобы вести себя ТОЛЬКО хорошо. Я тебе помогу, напомню, посоветую.
А еще, любая жалоба ребенка – это своеобразная
проверка и отражение реакции взрослого на его поведение.
От взрослого в такой ситуации требуется многое:
– Понять психологическую первопричину поступка;
– Отличить стремление к справедливости от зависти и дефицита внимания;
– Поощрять смелость говорить правду и гражданские добродетели наших детей;
– Быть объективным к объекту жалобы, принять корректные разъяснительные меры;
– Обсуждать и рассуждать, размышлять о произошедшем вместе с ребенком, поддерживать его правильные решения;
– И очень важный момент: уделять ребенку огромное внимание ежедневно, в бытовых, а не критических ситуациях. Я имею ввиду не количество, а качество проведенного вместе времени. Когда у вас и так много совместных общих тем для беседы, очень велика вероятность того, что привлекать ваше внимание ябедничеством ребенку будет просто не нужно. И тогда останется только стремление к восстановлению справедливости, с которого мы и начинали наш разговор.)
Общайтесь со своими детьми, и пусть проблемы воспитания ребенка цельной и гармоничной личностью станут
ежедневными радостными задачами! :)