Однажды я разговаривала с мамой одного из наших выпускников. Она сказала: «Да, конечно, читать про себя он стал быстрее. Но вслух продолжает читать также плохо, как и до тренинга». Я удивилась, - «почему для парня 13 лет – так актуально чтение вслух?». И тут выяснилось, что у него проблемы с русским языком, и мама просит его читать вслух, чтобы пополнить словарный запас и получить навык правильного русского языка.
Дальше все пошло, как снежный ком: я узнала, что у многих наших учеников есть проблемы по русскому языку. Более того, к нам едет мама с сыном из другого города, чтобы пройти наш тренинг в ежедневном режиме. Потому что у мальчика – «тройка» по русскому языку, и, пока он не потерял интерес к учебе, мама решила ему помочь.
-----
Действительно, в школу скорочтения родители приводят детей, которые плохо или мало или невнимательно читают. Взрослые думают, что когда дети начнут читать, у них увеличится словарный запас, это позволит ребенку лучше учиться по русскому языку.
Так ли это?
Представьте, что вы собираете пазлы, и у вас нет общей картинки.
Сможете ли вы собрать их в единую систему правильно?
Думаю, что сможете.
Только времени это займет очень много. И труда потребует колоссального.
Потому что, скорее всего, придется много раз переделывать какие-то фрагменты, прежде чем они сложатся в правильном порядке.
Вот и дети, когда изучают русский язык, работают по той же схеме.
Словарный запас, это те же пазлы.
У них есть пазлы (слова)/
У них есть схема небольших фрагментов (правила, которые они последовательно проходят на каждом уроке)/
Но нет общей картины, общей структуры правил, которые они должны использовать, чтобы правильно писать, правильно излагать свои мысли.
Неважно, что пишет – диктант, изложение или сочинение, назовем это все одним словом – «произведение».
Во-первых, ребенок действительно должен знать слова, которые служат «кирпичиками» его произведения. Иметь так называемый «словарный запас».
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»
Во-вторых, ребенок должен понимать, что слова состоят из звуков, букв, слогов. Он должен уметь правильно ставить ударения и использовать правильные интонации.
Еще ребенок должен знать, что само слово, как основная единица языка имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Это означает, что оно может, например, быть использовано как в прямом, так и в переносном смысле…
В-третьих, ребенок должен знать правила образования и написания самого слова – правила ОРФОГРАФИИ (правила написания) и МОРФЕМИКИ (правила составления слова), чтобы правильно использовать слова в разных вариациях в своем произведении и писать слова без ошибок.
В-четвертых, ребенок должен понимать, что есть разные варианты одного и того же слова, так называемые ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (синонимы, омонимы,…). Он должен уметь всем этим пользоваться, чтобы более точно передать свою мысль, и сделать свое произведение понятным и интересным.
В-пятых, ребенок должен знать, что такое части речи, понимать, принципы объединения в части речи. Т.е. знать правила МОРФОЛОГИИ, чтобы строить правильные предложения, в которых слова согласованны между собой.
В-шестых, ребенок должен понимать правила построения СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (словосочетаний и предложений). Предложения бывают простые, сложные, сложноподчиненные, предложения могут передавать чужую речь. Каждый тип предложения должен быть написан в соответствии с правилами СИНТАКСИСА.
В-седьмых, ребенок должен уметь правильно расставлять знаки препинания в своем произведении. Знать правила ПУНКТУАЦИИ.
Помните фразу «казнить нельзя помиловать»?
Как всего только один знак пунктуации меняет результат происходящего!
В-восьмых, ребенок должен понимать, что существуют разные формы языка, например ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ, ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уметь использовать именно тот словарный запас, который соответствует стилю, в котором он создает свое произведение.
Например, литературный язык содержит стили:
Нелитературные формы содержат стили:
Да, конечно, есть дети, которые умеют «впитывать» русский язык и их мозг правильно «укладывает» эту информацию в памяти. Эти дети правильно пишут, красиво и понятно излагают свои мысли, не прилагая особого труда. Они это умеют делать на уровне подсознания.
Но есть много ребят, у которых «каша» в голове из тех правил, которые они изучили, и они никак не могут понять, как же все это использовать на практике, чтобы получать хорошие оценки по русскому языку.
Как можно помочь этим детям?
Самый очевидный ответ – обратиться к репетитору.
Проблема в том, что не каждый репетитор умеет структурировать информацию и донести эту структуру до ребенка.
Чаще всего они просто чуть подробнее разбирают материал, который дети проходят в школе и помогают делать домашние задания.
В этой статье не буду разбирать, - какой вред наносят ребенку такие репетиторы.
В планах написать отдельную статью на тему «Как не «сливать» деньги на репетиров»
Суть в том, что такие репетиторы, которые смогут помочь ребенку выделить базовую систему знаний по предмету, научиться самостоятельно пополнять эту систему знаний и проверять себя – есть.
Но это очень дорогие специалисты и, самое главное, к ним очень сложно попасть.
Есть еще одно решение - научить ребенка выделять базовую систему знаний и постепенно заполнять ее необходимой информацией самостоятельно.
Для этого нужны упражнения по развитию памяти и обучение работе со структурой. И, конечно, практические упражнения.
В результате дети имеют четкое понимание, как взаимосвязаны между собой различные правила русского языка.
Они запоминают большое количество новых слов и слов-исключений из правил.
Текст: Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе
Все блоги (226)
Авторские колонки (23)
Афиша (5)
Все о детях (18)
Закон и порядок (5)
Здоровье (10)
Корпоративные блоги (51)
Красота (7)
Кулинария (9)
Полезный блог (5)
Психология (6)
Семейная жизнь (4)
Стиль жизни (6)